Феликс Довжик Три расставания Рассказ о рассказе

Три расставания
Рассказ о рассказе
У меня в сборнике «Судьба и случай» есть рассказ «Неслучайная встреча». В рассказе всего два персонажа: Дима Губин и Ника – бывшие однокурсники. Это их первая встреча после окончания московского вуза. У неё два разрушенных брака, у него жена и сын.
Во время их совместного обучения в московском вузе Дима, провинциал, жил в общежитии, а Ника из Воронежа, дочь профессора, жила у родственников недалеко от памятника Маяковскому.
На первых курсах вуза Ника стала «приручать» Диму к музеям, к столичной культуре. Естественно, Дима обязан был в неё влюбиться, и он искренне влюбился, но у Ники появился кавалер, не чета провинциальному Диме, и Ника довольно жестко с Димой рассталась.
Моя Питерская племянница, кандидат физмат наук и любитель литературы, в моём с нею разговоре по компьютерной видеосвязи задала мне вопрос: «Зачем она приехала, что она от него хотела?». Я растерялся, и стал приводить ей не очень убедительные обоснования. Она в них не очень поверила, но спорить не стала. А я расстроился. Мысли о том, что женщины совсем не такие, как мы, мужики, и им никогда и ничем не угодишь, утешали очень слабо – совсем не утешали. Какой-то я дал ляп в рассказе.
Серьёзное недовольство – это всегда дорога к поиску.
Есть женщины – «мне семью разбили, и я разобью». Но Ника не такой человек. Но об этом можно судить только из её рассказа о себе. С какой стати её рассказу мы должны верить.
Слова – это всегда слова, а поступок – всегда поступок.
Но поступок мы должны видеть своими глазами, а не воспринимать с чужих слов. В рассказе есть этот поступок. Дима тому свидетель. Её поступок в их расставании.
Размышляя об этом и вспоминая другие свои произведения, я вдруг обнаружил, что у меня, кроме этого, есть ещё два расставания и одна встреча, но о счастливом в конце на закуску.
Одно расставание, я сам участник и сам о себе написал. В моём сборнике «Угол зрения» есть рассказ «Соседи вагонные». Там во втором эпизоде рассказ о том, как меня и попутчицу неведомые силы неудержимо толкнули друг к другу. Но я еще в браке не был, а у неё добротный муж, на которого она, уезжая в командировку, спокойно оставила сына. Отец с сыном – друзья, и у неё вообще всё в порядке в семье и на тебе наваждение, от которого трудно избавиться. Уже рассвет приближался, когда сосед с верхней полки разогнал нас по своим местам – наш шёпот мешал ему спать.
Остаток ночи, осознав происходящее, я решал, как дальше быть, чтобы всё осталось светлым эпизодом в нашей памяти, и нашел нужные слова. Расставание было совершенно симметричным. В его описании я даже применил геометрию.
В моём романе «Жизнь без героев» ведущий персонаж Марат Ветров, сам фактически начинающий работник, помогает девушке из соседней лаборатории вползти в инженерную работу и, естественно, влюбляется в неё. Инженерные способности у Марата намного выше, чем его способности покорить девушку. Она выходит замуж, но не за Марата. Он старше, москвич, и уже имеет опыт очаровывать собою женщин, но к семейной жизни совсем не приспособлен. Их расставание – безобразное. Аня на руках с дочкой и с мамой. Маме как раз Марат нравился, а зятя она не приняла с первого взгляда, но взрослой дочери не прикажешь.
Марат ещё не женат. У него есть адрес и телефон Ани, но он не приезжает и не звонит – встреча произошла случайно. У них совпали командировки в одно НИИ. Ане надо отвезти чертежи домой. Марат не заходит в квартиру, не хочет встречаться с её мамой. Потом кафе-мороженное, прогулки по вечерней Москве и прощание в метро. Симметричного расставания не было.
Теперь вернёмся к памятнику Маяковского. Дмитрию Губину надо успеть на последнюю электричку. Ситуация, как у Марата с Аней, но всё наоборот. Там Марат не женат, а Аня с ребёнком, но свободна. Здесь Ника свободна, а у Димы есть сын и жена. Симметричного расставания не было. Оно всё объясняет.
Небольшое дополнение.
Моя преддипломная практика проходила в Ленинградском Тяжпроме, и глава фирмы отправил меня в Челябинск помогать двум инженерам настраивать автоматику нового прокатного стана на Челябинском трубном заводе. От завода мне дали куратора – очень хороший и добрый мужик, инженер. Он мне сразу сознался, что по технике он мне ничем помочь не может, и попросил, чтобы я ему помог – опекал его практикантов, студентку и студента местного техникума.
Я взялся опекать, и с первого знакомства понял, что парень влюблён в девчонку по уши – и свои и её. Жара весь месяц за тридцать градусов и ни одного дождя. Мы, ленинградцы, в безрукавках на голое пузо, а парень в добротном шерстяном костюме в белой рубашке с галстуком. Я с девчонкой плотно общаюсь, её работа успешно продвигается, а он с нас глаз не спускает, но близко к нам не подходит. Я к работе отношусь серьёзно, но обязательно с перерывами – поболтать, пошутить. Довольно скоро я заметил, что, сам того не желая, возбудил в девчонке интерес к себе. Первый случай в моей жизни. Если честно, то был и второй. Я за него вот уже 55 лет расплачиваюсь.
Перед моим отъездом Нина попросила у меня мой ленинградский адрес. Обещала весной приехать.
Приехала. А я в этот день вечерним поездом уезжал из Ленинграда с дипломом в руках, и времени у меня в обрез – не всё еще собрано.
Погуляли по Невскому, по Дворцовой, по набережной Невы. Поклонились Медному всаднику, а потом пожали друг другу руки и навсегда расстались.
Теперь очень хотелось бы увидеть её и расспросить, как её жизнь сложилась. Что осталось в её душе от меня – ложка горчицы или хотя бы капелька сока от дешёвой карамельки.
 Если внимательно осмотреться, так мало в жизни людей, чья стрелка сердечного компаса была направлена в нашу сторону. Так почему бы Нике не встретиться с Димой Губиным? Из всех её кавалеров у него единственного было искреннее сердечное, а не телесное, как у других, тяготение к ней.
Рассказ «Розыгрыш в сборнике «Душа и тело».
В рассказе два персонажа, но рассказ так построен, что ни имени, ни фамилии этих персонажей не названы. Упоминается лишь имя его друга и её подруги. Они все бывшие однокурсники, закончившие Ленинградский вуз. «Он» приезжает в командировку и останавливается у друга, но друг ему не сообщает, что она уже в разводе. Вместе с её подругой в день его отъезда они устраивают ему встречу с ней у Финляндского вокзала, а друг оставляет ему в распоряжение свою квартиру. Встреча состоялась, в квартиру друга она приехала, а там постель не застелена, но все свежие постельные причиндалы приготовлены. Она постепенно догадывается, что он не в курсе её развода с мужем. Они покидают квартиру друга, переезжают в дом, где она живёт. На пороге своей квартиры она сообщает ему о своём разводе и захлопывает перед его носом дверь. Если человек любит, разве это преграда. Он догадался, как попасть в квартиру.


Рецензии
Ещё раз: добрый день, Феликс!

Интересная идея у Вас возникла: не просто собрать рассказы в один сборник, а объединить их сюжеты и продемонстрировать сходство и различие в ситуациях главных героев.
Авторы часто понимают о своих персонажах больше, чем они сами.

С интересом и симпатией,

Татьяна Котовщикова   13.10.2023 12:19     Заявить о нарушении
Татьяна! И тут у Вас всё правильно. Спасибо за оценку идеи. Феликс Довжик.

Феликс Довжик   13.10.2023 15:19   Заявить о нарушении