Ренуар. Завтрак гребцов

Ренуар. Завтрак гребцов
(Из серии ""Читаю" картину")


Знаменитая картина Пьера Огюста Ренуара "Завтрак гребцов". Терраса гребного клуба.

Девушка в жёлтой шляпке облокотилась на перилла террасы. Непринуждённая поза, даже чуть фривольный наклон тела, выражены легкими, летящими линиями. Живое лицо, с пойманной художником мимикой, полно внимания, заинтересованности и некоего кокетства. Губы чуть приоткрыты, глаза скошены на визави. Кисть художника поймала её на полуслове. Или она так сосредоточенно внимает весельчаку барону и бывшему мэру Сайгона Раулю Барбье?

Это Луиза-Альфонсина Фурнез - дочь владельца ресторана и отеля с прокатом лодок. Мне почему-то кажется, что она была любимицей посетителей: аристократов, артистов, художников - среды очень неодрородной.

Только она и её брат Альфонс изображены на фоне высокой, разреженной зелени, в отличие от густых деревьев в правом верхнем углу картины, и воды. Свобода и некая, неподчёркнутая, независимость от общества. Они здесь, со всеми, и над всеми, готовые ринуться в водную стихию. И это не только фантазии зрителя у полотна.

Альфонсина, как вспоминали современники, в свои 34 года выглядела лет на 10 моложе и всегда была готова поплавать и понырять для публики отеля.

Одета она неярко, но выразительно. Самый живописный элемент гардероба - ярко-жёлтая шляпка с тёмно-синей лентой. Но неброскую блузу украшает ярко-алая, тонкая кайма, переходящая в завязанный игривый бант на рукаве. Намёк на спрятанные и контролируемые чувства.

Мне стало интересно, кем эта девушка была в жизни?

Луиза-Альфонсита впоследствии унаследовала ресторан отца "Мезон Фурнез". Но к концу 19 века дело пришло в упадок, в 1906 году его пришлось закрыть. Альфонсита прожила долгую, 91 год, жизнь. И навсегда осталась на картинах Ренуара. На втором портрете "Девушка с веером" изображена тоже она, только годом раньше. Не мягкой шатенкой, а жгучей брюнеткой, с несколько другим характером. Но это уже и другая история.

* Пьер Огюст Ренуар "Завтрак гребцов" (фр. Le D;jeuner des canotiers). Автор: Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). 1881. Холст, масло. 129,5 x 172,7 см. Собрание Дункана Филлипса. Вашингтон.

02.05.2023


Рецензии