Мимолётные этюды 21

ВРАЧИ И РВАЧИ

Когда у меня подскочила температура, мне пришлось вызвать на дом врача - не до работы стало. Приехал молодой торопливый, с глазами какого-то хитроватого зверька, быстро глянул, чирнул рецептик и был таков...
На приём же я пришёл в понедельник к женщине-врачу, опытной, со стажем. Но тоже торопливой, быстрой, как птица. Она, скрепя сердце, отвалила мне больничный лист до пятницы, а лечение молодого врача предписала продолжить.
В пятницу я пришёл к ней, хотя болезнь моя, несмотря на проводимую таблетко-терапию, в сроки, отведённые по инструкции , не уложилась...
- Ну как? Здоров? - спросила бодрая круглоликая врач-женщина лет этак сорокА.
- Да как-то не очень.
- Ну не придумывай. У тебя было время поправиться. Целых аж пять дней. Завтра - на работу!

Я приступил к служебным обязанностям. Через три дня, несмотря на лечение, температура подскочила до потолка, а главное - резко отекло горло. Ещё через пару дней я уже не то что говорить, а и дышать-то мог с  великим трудом - свистел, как чайник, в узенькую трубочку: в горле образовался чудовищный отёк. Я и спать не мог. Да и лежать. Сидел ночью в кресле, думая, что вот сейчас этот узкий просвет закроется и я задохнусь...

Наутро пришёл к хирургу. Кавказец сказал лаконично и без колебаний:
- Нада рэзать. Иначэ тэбе кырдык.
Как сей эскулап рэжэт, я был наслышан. Потому вежливо поблагодарил и откланялся.
Потащился, свистя и тяжело дыша, на второй этаж к ухо-горло-носу. В то счастливое время, это был 1982-й год, был у нас такой узкий специалист (с весьма широкой душой, однако, человек, Царство ему Небесное!).

Звали этого Врача Исаак Саулович Народицкий. Он был невелик ростом, толстоват, чертами лица несколько может быть груб, но все эти черты отходили на задний план в сравнении с его медицинским мастерством и душевным участием, какое он проявлял к каждому из своих пациентов.

- Ну голубчик, ты и затянул. Ещё немножко и... понесли бы отпевать.
- Лечился у двух врачей, - просипел, как мог, я.
- Не. Это не врачи. Санитары тебя лечили. Сколько я им читал лекций о том, как надо лечить ангины! Всё впустую. Сейчас я выпишу тебе правильное лечение. И откроем больничный лист... Придёшь через полмесяца. Станет легче - не спеши активничать. Больше лежи, отдыхай. И запомни на будущее: когда принимаешь антибиотики - поменьше давай себе нагрузок, полёживай, отдыхай, а если скучно станет - порадуй чем-нибудь душу. Сделай своей душе праздник. Книгу хорошую почитай. Послушай хорошую спокойную музыку... Любил в детстве рисовать - так и порисуй... И витаминчиков, натуральных, по возможности - побольше...

Не было в этом Докторе с большой буквы, в этом настоящем Враче ни тени пренебрежения к любому человеку, ни капли зазнайства, не было той самой спешки, которую я отметил у врачей, которые врачами только считаются, поскольку у них получены  соответствующие дипломы.
Был Исаак Саулович доступен и тёпл в общении, казался как бы простым сердечным или душевным человеком, хотя на деле был глубоко мудр и проницательно умён. Юмора - хорошего, не грубого, не пошлого - не чуждался.
Помнится мне: идёт он, всем персоналом обожаемый, по больничному двору и смеётся... над философией. Говоря, что их, врачей, на курсах повышения квалификации заставили философию долбить. А философия в ту пору в Стране была всего одна - марксистско-ленинская... "Философствовать-то любой умеет. Как и языком трепать. А ты поди сделай какое-либо настоящее дело, так чтобы хорошо получилось..." - высказывался  уважаемый всем народом Доктор.

Надо ли говорить, что благодаря этому Врачу я остался жив. Теперь, когда сам я вошёл в области преклонного возраста, понимаю, что встреча с настоящим Врачом была не случайной для меня... Но разжёвывать это - на смех публике - не стану.

Теперь у нас совсем другое время, как будто все разом оказались в ином измерении, в котором свои законы, свои приоритеты, свои уважаемые персоны... Подобных Исааку Сауловичу чтой-то я за долгие годы не встречал более*... Всё больше попадаются такие... быстрые, спешащие всё время (или привычно существующие в суете сует?) врачишки, которые свою не слишком высокую квалификацию и отсутствие врачебного дара компенсируют разными способами: чванливостью, зазнайством, рвачеством и т. д. и т. п.

2 мая 2023 г.

*Уточнение... Встречал, встречал, хотя и крайне редко, настоящих Врачей, однако были они людьми старшего поколения, старой закалки...
Примечание. На фото 70-х годов - сотрудницы Опочецкой ЦРБ и с ними - доктор, но отнюдь не герой данной миниатюры.


Рецензии