Имятерапия. Имя и возраст. Эссе

ИМЯТЕРАПИЯ

Имя человека – это его Я-образ, представление о самом себе. Используя имя, можно изменить представление о себе, своем месте в социуме, можно изменить суждения о своем прошлом, понять что-то новое в своем настоящем и спланировать свое будущее. Для этого не обязательно кардинально менять свое имя, можно изменить к нему отношение, осмысляя свой Я-образ, переводя какую-то информацию о себе из своего бессознательного в пространство осознанного. Имя и будет инструментом для работы над собой. Можно изменить и форму своего имени. Предположим, в каком-то окружении близких людей используется не строгое Анна, а ласковое Аннушка, Анечка, Анюта. Можно назваться псевдонимом. А можно, ничего не меняя, осознать себя по-другому, свое Я, свое имя. Это требует определенного психологического труда, порой немалого.
Каждый об этом так или иначе задумывается, но далеко не каждый для осознания Я-образа использует имя как инструмент. Это помогает сделать профессионально психолог, и далеко не каждый. Такую свою методику я назвала ИМЯТЕРАПИЕЙ.
С помощью имятерапии можно творить чудеса, работать не только над своим Я-реальным, но и Я-желаемым, Я-фантазийным, Я-будущим, …  Можно, прибегая к имятерапии, решать и очень сложные психологические проблемы. Этим я занималась, работая в школе, в Российской государственной библиотеке, в отделении реабилитации инвалидов. Зарабатыванием денег частным образом не занимаюсь (это справка на всякий случай, чтобы вам не напороться на самозванцев и мошенников).
Человеку, личности, всегда есть куда развиваться, даже если нет никаких тревожащих проблем. Имя – прекрасный для этого инструмент, инструмент для саморазвития.
Часть случаев имятерапии я описала и в этой книге, ЖИВОЕ ИМЯ, и в своих художественных произведениях, например, романах ТАЙНА МЕБИУСА и СТРАХ ВНЕДРЕНИЯ, не до конца раскрывая однако профессиональных секретов. Читайте. Много полезного. Проверено практикой.
Здесь я привожу фрагменты имятерапии и рассуждения на эту тему из своей книги ЖИВОЕ ИМЯ.


ИМЯТЕРАПИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

Человека характеризует возраст паспортный, записанный в документах, возраст биологический, зависящий от протекания жизненно важных биологических процессов в организме, и возраст психологический - это возраст, в котором человек себя ощущает как личность, как бы «возраст души» человека.
Я заметила, что человек, имеющий небольшой психологический возраст, воспринимает свое имя как звукосочетание, подобно животному или маленькому ребенку, не вдаваясь при этом в смысловое значение имени.
Такой человек воспринимает свое имя примерно как мантру, а непрерывное его повторение в таком качестве ведет к определенному воздействию на состояние центральной и вегетативной нервной системы, ведь эмоциональное воздействие человеческого слова определяется не только содержанием, но и выразительностью, громкостью, яркостью, музыкальностью произносимого. Таким образом, имя человека оказывает прямое влияние на его самосознание, его «Я», даже независимо от значения его имени, уже на первых этапах жизни. Например, многим девочкам-подросткам нравится их имя Настя, Настёна, но они не любят полной его формы – Анастасия, эта форма имени кажется им слишком «взрослой», чужой.
Многим девочкам нравятся иностранные имена, смысловое значение которых им безразлично: Ванда, Кристина, Стелла, Элеонора, Сусанна, Анжелика, Эльвира, Марианна. Однако чем человек психологически взрослее, тем больше он интересуется семантикой своего имени.
Одна девочка на уроке английского языка перевела свое имя Злата как Голди. Это означает, что девочка воспринимает смысловое значение своего имени, - оно у имени Злата достаточно прозрачно, - иначе она бы механически перенесла звуковую оболочку славянского имени в английскую речь.
Вообще говоря, чем человеку смысл его имени более понятен, тем большее влияние на формирование его образа «Я» это имя оказывает. Чем меньше человек об этом задумывается, тем он более поверхностен, менее глубок как личность.
Свое реальное имя четырнадцатилетняя Лена изобразила на рисунке в образе испепеляющего солнца, которому мешают тучи и птицы. Идентифицируя себя с ним, она сжигает птиц своими лучами, разгоняет грозовые тучи. Появляется молния. Девочка упорно называет молнию «он». Работа с именем проходит в психотренинговой группе, где ее участники задают девочке вопрос: почему у нее «молния» мужского рода? Лена отвечает: «Это гром». «Его» она не боится, ей даже приятно, что «он» такой сильный, ей хочется, чтобы «он» проник в нее.
Как выяснилось, образ своего имени она не связывает с семантикой имени Елена, но зато давно привыкла связывать со своим «Я». Прорисовка этого образа помогла осознать себя больше. В образе имени отчетливо видны возрастные проблемы, когда организм девочки-подростка со свойственным ему набором гормонов являет собой поле борьбы. В рисунке ясно угадывается подавленное желание полового контакта и связанные с этим чувства тревоги и одиночества.
Маленькие дети играют в реальный мир и тем от него защищены, подростки осознают, что скоро им придется туда окунуться, найти свою дорогу. Они страстно желают свободы и независимости, но при этом испытывают страх и тревогу. В процессе психологического тренинга наша Елена постепенно приходит к пониманию, что она вполне способна отвечать за себя и свои поступки.
Подросткам обычно бывает трудно поделиться своими проблемами с другими людьми. Прорисовка имени как раз и помогает рассмотреть эти проблемы с помощью символов, как бы со стороны, не опасаясь открытости. Девочка обрела спокойствие и необходимую для полноценной жизни силу воли. В образе желаемого имени Лена, которое не меняет своей звуковой формы, она обнаруживает значительно меньшую тревогу: тучи ей уже не мешают, небо чистое, гроза прошла, испепеляющее солнце перестало быть зловещим, оно согревает все живое. Образ своего «Я» Лена переместила в гусеницу, поедающую яблоко с древа познания; в яблоке видны окна-глаза – выходы из напряженных ситуаций, однако окна эти открыты не до конца, что говорит о наличии сильных защитных механизмов. Гусеница тоже готова прикрыться зонтиком, но пока, защищая свои интересы, мечет в разные стороны гром и молнии – так обычно и проявляется самоутверждение подростков. В центре рисунка Лена поместила яблоко, которое у нее ассоциировалось с символом знания и уверенности (и греховности тоже).
На этом примере мы могли наблюдать трансформацию образа «Я» реального в образ «Я» идеального, причем отправной точкой в ней было имя, восприятие себя через него.
Очень часто подросткам не нравится их имя, и им хочется носить имя кинозвезды, героя боевика, супермена.
Рассмотрим теперь пример изменения отношения к своему имени по мере личностного осознания себя у десятилетнего Артёма. Артём – умный и добрый мальчик, немного фантазер, но достаточно рассудителен. Не любит, когда его называют Тёма. На рисунке изобразил Тёму тигром, убегающим от охотников. Тигра он идентифицировал с собой, охотниками были учителя. Очевидна ситуация нежелания выполнять учебные задания. Многие дети, к сожалению, не любят школу. У них могут быть любимые учителя, любимые предметы, любимые уроки, школьные друзья, но в целом отмечается довольно стойкое негативное отношение к школьным занятиям. Это глобальная проблема, и я не собираюсь сейчас ее обсуждать. В двух словах лишь замечу, что корни ее надо искать в игре малыша. Именно в игре формируется взрослый интерес к труду, в игре можно научить детей самим создавать для себя сложную ситуацию и разрешать ее.
В процессе индивидуальных занятий Артём осмыслил свое имя, избрал для себя мужественную его форму Арт и представил Арта на рисунке тигром, настигающим охотников. Образ этот связан с надрывом, необходимостью совершать усилие над собой, чтобы выучить уроки, с победой собственной лени и несобранностью. Все эти моменты им проговаривались на занятиях. Они еще не закончены.
 Идеальным был бы образ, когда Артём-тигр (раз уж его привлекает этот образ) оказался бы в гармонии с природой, с окружающими его людьми, со школьными заданиями. Кстати, ему постепенно стала больше нравиться форма имени Артём, в которой представлены и Арт, и Тёма, когда эти формы гармонично уживаются друг с другом, не противоречат друг другу.
Шестилетнего Илью мама привела к психологу, когда мальчик переживал душевный кризис. Он левша и хочет научиться писать правой рукой, как все, чтобы над ним не смеялись, хотя в классе никто и не думал смеяться над этой его особенностью. Писать правой рукой мальчику невероятно трудно: сильно устает рука, воспаляются глаза, болит голова, расплываются, получаются некрасивыми, неровными буквы. И все же мальчик горит желанием научиться писать правой рукой, чтобы «быть как все».
Психологический кризис у Ильи начался во время летнего отдыха, когда он познакомился с одним мальчиком и назвал ему свое имя. Мальчик сказал, что более смешного имени, чем Илья, он не встречал и что «с таким именем даже в армию не возьмут».
Не будем подробно разбираться во вкусах мальчиков. На сеансах Илье были прочитаны русские былины об Илье Муромце – воплощении силы, отваги, стойкости и великодушия русского народа, было рассказано об Илье Пророке, который несся на своей огненной колеснице подобно верховному древнегреческому богу-громовержцу Зевсу.
Через несколько индивидуальных занятий мальчик снова стал писать левой рукой. Желание быть, как все, его оставило. Это было достигнуто путем работы с его именем.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

(С) Наталья Менщикова, 1996-98.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ главы ПСИХОТЕРАПИЯ ДЛЯ АНИ, ВАНИ, САШИ И НАТАШИ (так глава называется в книге) читайте в на С. 102 – 120:
НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА.  ЖИВОЕ ИМЯ. – М.: Яуза, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. – 240 с.  Тираж 30000 (1-й завод 1 - 15000 экз.). ISBN 5-8153 -0036-5.  М 50. ББК 88.5. М 50.
Некоторые реальные примеры можно также прочитать в романе НАТАЛЬИ МЕНЩИКОВОЙ  «ТАЙНА МЁБИУСА» (издание 2000 года), где героиня романа занимается психологической практикой.

Не рекомендую читать изложения текстов психологических событий и анализа без указания автора или книги.  Я не прошу делать мне рекламу, но издательские права и обязанности требуют, чтобы это соблюдалось. Всё это - моё описание моих личных наработок, за что я несу полную ответственность. В научно-популярных, научных и учебных текстах возможно прямое цитирование с указанием источника и автора, возможно пользоваться общими положениями, известными всем, но личными наработками свободно может пользоваться только автор. Все доказательства этого имеются.
 Мало того, что те, кто делает свой имидж за счет чужого труда, не может называться педагогом или психологом, он подвергает себя опасности преследоваться в судебном порядке, согласно Международному авторскому праву, которое никто не отменял.


Рецензии