Когда уходите на пять минут. Омар Хайям. Комментар

Когда уходите на пять минут, Не забывайте оставлять тепло в ладонях               
В ладонях тех, которые вас ждут, В ладонях тех, которые вас помнят.               
Не забывайте заглянуть в глаза, С улыбкой робкой и покорною надеждой.               
Они в пути заменят образа Святых, Даже неведомых вам прежде.               
Когда уходите на пять минут Не закрывайте за собою двери -               
Оставьте это тем, которые поймут, Которые сумеют в вас поверить.               
Когда уходите на пять минут, Не опоздайте вовремя вернуться,               
Чтобы ладони тех, которые вас ждут, За это время не успели разомкнуться.



        В этом стихе Омар Хайям говорит о близких нам людях, о том как мы должны относиться и вести себя с любимыми и близкими людьми. Любовь в материальном мире — это прообраз той истинной любви, которая существует там, в духовном мире. В духовном мире также существует любовь родителей к детям, между друзьями, между возлюбленными и т.д. Изначальная — это наша любовь к Богу, и она существует в одной из рас: нейтральной, расе слуги, дружеской, родительской и супружеской расах.
        В материальном мире наша любовь к Богу под влиянием иллюзорной энергии Бога, майи, а именно гуны страсти, преображается в вожделение, каму. Любая мирская любовь — это кама, вожделение, страсть к наслаждениям, в определённой гуне. Самый чистый пример любви, камы, в материальном мире — это любовь матери к ребёнку. Это кама, любовь, в гуне благости, когда практически ничего взамен не ждём. Обычно любовь в этом мире основана на взаимности, на взаимном служении, удовлетворении чувств. Но самая чистая, духовная любовь, любовь в чистой благости, ничего не ждать взамен. Самая высшая любовь в этом мире — это духовная любовь, когда мы любим человека, как душу.
        Человек в духовном сознании любит Бога и любит всех его детей, всех живых существ. Как в семье любят всех родных и хороших, и плохих, и прощают своим родным иногда дурной характер. В духовном сознании для человека весь мир, все живые существа — его семья, и он любит всех своих братьев и сестер, и больших, и малых, и людей, и все живые существа, и растения, и животных. Чистый преданный слуга хочет принести благо каждому живому существу и всегда распространяет духовное знание, потому что это истинная помощь, какую мы можем оказать.
        Близкие нам люди — это те люди, которых дал нам Бог, для того, чтобы мы любили их и служили им. Самое лучшее служение и самое лучшее благо, которое мы можем сделать для человека, — это дать ему духовное знание о Боге. Если человек узнал о Боге, то он получил лекарство от смертельной для души болезни, от невежества. И этим лекарством надо поделиться с другими, особенно с близкими людьми. В первую очередь мы делимся лекарством с теми, кто находится рядом, и затем с каждым, кто попадается, кого посылает нам Бог навстречу.
Наши друзья, наши близкие, наши родные, те, кто рядом, — это всё те люди, которых Бог, Кришна, вручил нам для заботы о них, об их душах. Истинный человек — это не его тело, а его душа. Больше пользы будет, если накормить его душу духовным знанием, а не только накормить его тело и ум.
        Поэтому, когда мы общаемся с людьми, мы должны видеть не только их тело, но в первую очередь их душу. А душа у каждого прекрасная. Она, как алмаз, может быть покрыта грязью, но за этой грязью надо видеть, как опытный искатель драгоценностей, алмазов, видеть, представлять, как этот алмаз уже сверкает, какой он прекрасный, как будто он уже, где- нибудь на выставке, весь отполированный, отшлифованный, вес в лучах, сверкает во всей красоте.
Так и в каждом человеке, кого нам посылает Бог, мы должны видеть этот сверкающий алмаз, эту чистую, полную любви к Богу душу.
        Любовь к Богу дремлет в каждой душе, каждого живого существа. Но это чистое сияние души покрыто большим слоем различных цветных стёкол. Это гуны материальной природы покрывают душу. С помощью духовных методов душа может очиститься от этого цветного покрытия и засверкать своим истинным светом. Воспевание святых имён Бога является методом очищения сознания, очищения души, это подобно очищению запыленного зеркала, зеркала ума, сознания.
        Не забывайте оставлять тепло в ладонях. Наши ладони передают жизненную силу, энергию. Энергии может быть много, но ещё существует различное качество энергии. А эта энергия зависит от состояния души человека. Когда человек полон любви и сострадания, то в его ладонях содержится эта энергия божественной любви. Энергия ощущается человеком, и можно говорить без слов, человек, почувствовав эту энергию, понимает любят его или нет.
        Глаза — это зеркало души, глаза излучают энергию, теджас. Глазами также можно говорить. Глаза могут передать чувства человека, что он чувствует. Глазами можно научить, через глаза человек может понять, что перед ним его духовный учитель. Это можно почувствовать через глаза. Лики святых содержат в своём образе эту энергию сострадания и духовной любви. Также и лицо любимого человека, его душа и образ, даёт нам эту духовную любовь. Облик духовного учителя помогает быть в соединении с Богом.
        Люди, которые нас понимают и верят в нас, мы должны заботиться о них. Любовь означает служение, что-то делать для любимого человека. Не закрывать за собою двери — значит обязательно вернуться, значит помнить, что обязательно надо вернуться, т.к. есть люди, которые нас ждут и верят в нас, кто нас понимает и кому мы нужны.
        Вовремя вернуться — значит не опоздать, есть люди, которые нуждаются в нашей поддержке, в духовной помощи. Когда человеку тяжело, надо помочь ему материально и, в первую очередь, духовно, объяснить, что его проблема имеет духовную причину, и её надо решать духовным способом, с обращаясь за помощью к Богу. Люди ждут духовной помощи, и, если вовремя не прийти на помощь, можно опоздать, и душа того человека без духовной поддержки может духовно погибнуть, пойти по пути деградации.
        Если Бог дал тебе лекарство от смерти, от духовной смерти, то как ты можешь не успеть вернуться вовремя? Ведь от тебя зависит судьба души, погибнуть душе — или жить. Как говорил Христос: «Спасти душу или погубить?» Не придя вовремя на помощь, мы губим душу и чужую, и свою, т.к. совершаем тяжкий грех. По законам Ману, ведическим законам для человечества, тот, кто не пришёл на помощь другому человеку, хотя мог помочь, подлежит суду. Так и в духовной жизни.
Или, представьте, люди погибают от холода, замерзают где-нибудь в холодной пещере, не имея возможности согреться. А вам кто-то дал факел, живой огонь для того, чтобы вы спасли замерзающих от холода людей. И если вы вместо того, чтобы доставить огонь по назначению, пойдёте куда-нибудь развлекаться по своим делам. То представьте, насколько это будет большое преступление, если люди по вашей вине погибнут, если им не донесут для них предназначенный огонь.
        Так и с духовным знанием, оно спасает от духовной деградации, от ада, его нельзя держать при себе. Никто не имеет права держать духовное знание при себе, его нужно раздавать всем, за исключением явных демонических натур, кто в ответ на проповедь начинает оскорблять Бога и Его преданных слуг.
Жить духовной жизнью означает взять на себя ответственность за тех, кого тебе вручил Господь. Люди, как малые дети, не очень разумны. Но дети бывают очень искренни и способны искренне, всей душою поверить. Нужно их не подвести, не обмануть, это долг совести, чести человека.
        Кришна в Бхагавад Гите говорит, что есть тип, класс людей, которые склонны прислушиваться к авторитетам, и они тоже выходят из под власти законов рождения и смерти, т.к.. приняли истинное руководство. Это так называемые невинные души, хотя они, казалось бы, из-за дурного общения, могут казаться ведущими греховную жизнь, но на самом деле они являются божественными натурами с заложенными в них с рождения (верней с зачатия) праведными, божественными, духовными качествами. И у них есть желание прийти к Богу.
        Человек же, демоническая натура, полон эгоизма, и он привык больше брать, чем отдавать. Божественная же натура, готов отдать своё ради счастья другого, способен к аскетизму и обладает милосердием, состраданием.

Когда уходите на пять минут Не закрывайте за собою двери -               
Оставьте это тем, которые поймут, Которые сумеют в вас поверить.               
Когда уходите на пять минут, Не опоздайте вовремя вернуться,               
Чтобы ладони тех, которые вас ждут, За это время не успели разомкнуться.

        Есть люди, которые ждут, есть люди, которые мучаются от жажды, и им надо принести воду духовного счастья. Омар Хайям, конечно же, имеет ввиду в этом стихе не только близких родственников. С духовной точки зрения весь мир — это наша единая семья, семья Бога. Омар Хайям был однозначно свободен от телесной концепции жизни, он никогда не говорит: «Мой народ, моя страна, моя земля, моя религия», не делит людей на своих и чужих. Он говорит о Боге и людях, и о том, что мы — душа, а не тело.
        Есть очень много людей, невинных душ, которые ждут, хотят услышать, чтобы кто-нибудь рассказал им о Боге. Они могут сами не знать об этом, но Господь уже избрал их для служения. Это подобно неводу, сети, которой апостолы ловили рыбу, а потом стали ловцами человеков. Господь уже избрал рыб для спасения, а ловцы только должны выполнить свою работу.
        Кришна говорит: «Для тех, кто служит Мне, посвящая все свои действия Мне и, будучи преданы Мне неуклонно, занятые в преданном служении и постоянно думающие обо Мне, кто постоянно сосредоточены на Мне, зафиксировавшие свои умы на Мне, о сын Притхи, — для них Я - быстрый спаситель из океана рождения и смерти.»(Б.Г.12.6-7.)
        Подобно тому, как обычный человек любит свою семью и родных, так и чистый преданный слуга Бога любит всех, всех живых существ, всех детей Бога, своих братьев. И, как в семье люди служат друг другу, любят друг друга, так и весь мир для бхакты, чистого преданного слуги Бога — это его семья. Таково видение духовное, свободное от телесной концепции жизни.

Когда уходите на пять минут, Не забывайте оставлять тепло в ладонях               
В ладонях тех, которые вас ждут, В ладонях тех, которые вас помнят.               
Не забывайте заглянуть в глаза, С улыбкой робкой и покорною надеждой.               
Они в пути заменят образа Святых, Даже неведомых вам прежде.               
Когда уходите на пять минут Не закрывайте за собою двери -               
Оставьте это тем, которые поймут, Которые сумеют в вас поверить.               
Когда уходите на пять минут, Не опоздайте вовремя вернуться,               
Чтобы ладони тех, которые вас ждут, За это время не успели разомкнуться.


Рецензии