Историческая справка об ачхой-мартане. ищите упорн

Таммати Аьстмар (Оздемир). По рассказам праправнука Аьстмара, Рефика (Солса)  Оздемира из Турции.
Таммат Хизари Аьстмар (Оздемир) потомок Довты из Т1ехьа-Марта  (Ашха, Довт-Марта, Даут-Марта -  потом, где-то с 20-х годов 20-го века, стал называться Ачхой-Мартан) современный Ачхой-Мартан.
Во времена переселения Аьстмара и других чеченцев в Турцию , рядом с  аулом Марта ( Т1ехьа-Марта, Даут-Март)  находился аул 1ашха (Ашха или Шира-Ашха) возле которого было заложено русское укрепление.
Укрепление это русские назвали почему то «Ачхой».
Русское укрепление было заложено когда Таммат Хизари Аьстамиру (Оздемиру) было  24-25 лет. Русские назвали это укрепление, а потом и наше село – Ачхой. Но сельчане всегда называли свое село Т1ехьа-Марта, а жители других чеченских аулов Довт-Марта (русские Даут-Мартан) в память о предке местных ч1инхо – Довта.
 Когда Таммат Хизари Аьстмар (Оздемир) в 1865 году с другими мухаджирами уходил в Турцию часть его родственников проживали на противоположном берегу реки Марта. Раньше, еще при имаме Шамиле владетелем (старшим) аула Ашха был известный во многих чеченских аулах Баг1таран К1уштни шайх Кат,  который тоже  был как и Аьстмар (Оздемир) из потомков  Довта. Потом владетелем стал сын Шайх Кат- Маса.  Когда Аьстмар уходил в Турцию владетелем(старшиной)   Ашхи и Марта был Ислам сын Олдума тоже из потомков Довты, он был двоюродным братом Кати Мааса, они жили в Шира Ашха, но почему то жители Мартана называли  аул Ашха еще и Г1али-чоь (Хали-чё).
  У Довты было 8 сыновей: Овта, Албаг, Эмза, Тиша, Ковра, Алмурт, Алмакх, Малсаг.
Вместе с Таммат Хизари Астмар в Турцию ушли потомки Довта: от сыновей Овта: Хонза, Нур-1ела, Моца, Мата, Эламби, Ёгарби, Еламби, Эскарха, Ибраим, Кхасир;    от сыновей Албаг: Элжаркъ, Бердкъ и многие, многие другие.

Когда Аьстмар и другие чеченцы  уходили в Турцию, в ауле Ашха (Ачхой) были известные и уважаемые далеко за пределами Ашхи и Мартана лица из числа  родственников Таммат Хизари Аьстмара (Оздемира):
1. Кати Маса (его еще называли Ма1ас) –глава чинхойского рода.
 У Маса не было одного глаза и левая рука вообще не работала. Эти раны Маса получил на войне, во время сражении за аул Шовдан-Шери.
2.   Муртазалин Сулим, двоюродный брат Кати Маса.
3. Олдум Ислам – старшина  Ачхоя, двоюродный брат Кати Маса (Ма1ас).  Предводитель  рода чинхоев  Мартана и близлежащих аулов и хуторов. До 1847 г. проживал в ауле Нитах-Хежу, был старшиной этого аула. В 1847 году по просьбе родственников (Кати Маса и Кати Даба) перебрался жить в Ашхо. Когда Ислам, Кати Дагач (Даби), Бахтаран Овди Ташьмар, Албаздук и другие его родственники переезжали  жить в Ашхо, то все их богатство (имущество) было сожжено наибами Шамиля, за то, что они переселяются.
4. Г1ези Эза- бывший наиб Шамиля. Векал (доверенное лицо) чинхоевского рода. Эза всегда  и со всеми сорился, иногда сора доходила до кинжалов и почему то Эзе все прощалось. Наверное зная его нравы, и что за ним стояли тысячи его единородцев из тейпа чинхой, да и, то ли по материнской линии, то ли по еще какой то линии он был в близком родстве с родом Шоип-муллы  из Центароя.
5. Кати Дахач, его звали еще Даби – руководитель чеченской милиции ( мне почему то сказали нохчийн Хой, но  я понял как милиция), родной брат Кати Маса.
6. Братья 1овдан Тажди и 1овдан Таьштмар.
7. Баг1таран  Бетархан (его еще звали Эзми Бетархан).
8. Салангири Дабча.
9. Хьози Г1еза ( он отец бывшего  наиба имама Шамиля,  Г1ези Эза).

Известными муллами в селе были родственники Аьстмара: шайх Ката и его двоюродный брат  Олдум ( они умерли еще лет 20 тому назад перед тем как Аьстмар уходил в Турцию 1865г.),  Тиймарзан Инал,  Джовтари Бетархан,  мержо Хьадис,  тумсойн М1ажа.
Таммат Хизари Аьстмар оставлял свой дом и все хозяйство бесплатно своим родным, но  Г1ези Эза уговорил его продать участок и дом своему родственнику, какому- то Ц1онтаро. Этот Ц1онтаро был не из наших мест, а откуда то из за реки Орга.
Вместе с Таммат Хизари Астамара и другими чеченцами уходившими в Турцию были и два сына Кати Маса, Эскарх и Ибреим которые вопреки уговорам и просьбам своего отца тоже решили переселиться, но они через несколько лет вернулись в Чечню с группой который возглавлял Болатан Хонза.
 
Таммат Хизари Аьстамар рассказывал:
1. Как его отец Таммати Хизар участвовал в группе Масла1ата. Хизар так же участвовал в тобе (группа, комиссия) которая с 1852 и до окончании войны занималась по  мирному и бескровному переселению в Ашхо и Мартан жителей окрестных аулов и хуторов. В группе были так же известные люди такие как Кати Маса и Дахач, Оладум Ислам, М1аьжа, мержо Х1адис, Хьози- Юсуп, Билкъи Мада, Гуьри Аьлда, Сосаркъи Соллат и Таммат,  Хизри Салангири и Ибаш ,Элси Бача, 1овди Таьштмар. 
2. О том что в Шира Ашхе был тополь под которым всегда собирались старейшины аулов и хуторов на Совет старейшин. Тополь можно было увидеть с любой точки от Албаг-юрта, Алмак-Юрта и даже из Ниттах-кежу. Под тополем как рассказывали старцы когда-то отдыхал  имам Ушурма (Шайх Мансур). У Ушурма (шайх Мансура) были родственники в Мартане потомки Албага из рода Довта, как рассказывали мать Ушурма,  Ану была тетей известного жителя аула Албаг-юрт Г1уба из рода ч1инхой, у которого многие родственники проживали в Довт-Марте.

3. Как его отец Хизар, был старшим (ответственным) за  единственный деревянный мост через реку Марта который располагался буквально во дворе у Элжаркъи-керт, так как здесь было самое удобное  и узкое место. До конца своих дней у Аьстмара в ушах звучал звук ударов топора Хизара и его брата Илеса,  которые чинили и поддерживали мост в порядке, всегда поговаривая « шайх Кат предсказал, что солдаты покинут наши земли не промочив даже ноги, поэтому мост надо держать в порядке, чтобы они побыстрее ушли». Как часто он об этом рассказывал своим детям, знакомым.
4.Как родной дядя Кати Маса, Баг1таран М1оца ( который несмотря на то что был дядей Масса, но был на несколько лет моложе Масы), в ответ на несогласия своих родственников принять в дар и назло Кати Маса который был категорически против ухода его родственников в Турцию, вечером зарезал более сотен быков, коров, буйволов, овец  выложил их на майдане и сказал «Если вы мои братья не хотите принять от меня живность, то наверное примите от меня Саг1у на дорогу», после этих слов Маса и М1оца обнялись и попрощались.

В 1872 году, перед смертью Аьстмара (Оздемира) один из потомков Довта по линии Овта, родственник шайх Кат по имени Болатан Хонза возглавил группу чеченцев возвращавшихся обратно домой из Турции. С Хонзой помимо Ч1инхоев, возвратились представители других чеченских тейпов Мержой, Г1андалой, Галай,  Аьккхи, Ц1онтарой, Билтой, Нашхой, Ригахой и другие.
Недалеко от дома Аьстамара протекала река Марта, совсем неподалеку в сторону гор находились отцовские и дедовские кладбище (кешнаш). Много родственников и друзей было у Аьстамара в  аулах Ашха и Марта. Он тосковал, тоска была невыносима и не выдержав такую тоску по родине и обиду за то, что он не вернулся вместе с семьей  с Хонзой и другими чеченцами домой в этом же, 1872 году, Аьстмар скончался и его похоронили на чужбине.


   Записано мною, Илесом Музаевым, сыном  Музи Межедан 1усмана (1уса),  праправнуком наиба Шайх-Кати Ма1аса, жителем с.Ачхой-Мартан ( Довт-Марта).
Запись произведена   в г.Нальчик в январе месяце 2006 года,  со слов переводимых с турецкого языка из записок Таммати Аьстмар (Оздемир), правнуком Аьстмара, Рефиком (Солса)  Оздемир из Турции.



Чуть позже  ( может 2 или 3 года)  после этой встречи мне прислали статьи  У.Мавсарова  напечатанные в  газете  «Гумс» Гудермеского района  и  я невольно сравнил их, и что мы видим:

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НАСЛЕДНИКОВ ШУ1АЙБА (ШОИП-МОЛЛА) ИЗ ЦЕНТАРОЯ
Шоип Центороевский.
……    У отца Шоипа Мухьамада–хаджи была единственная сестра Умидат. Как рассказывала Шуаипова Тажу-жена внука наиба Шоипа- жительница с. Курчалой, которой была больше ста лет, к ней сватались очень многие. Представители многих тейпов  желали на ней жениться. Но предпочтение было отдано тейпу чинхой из с. Довта Марта. Умидат стала женой Г1уби Хьоза из рода чинхой, проживавшего в с. Довта Марта. Представители чинхоевского рода башингой давно обжили территорию в междуречье Аьсса - Марта- Ашхо, об их отваге и мужестве поведали и писари Тимура хромого. Бывшие сподвижники шейха Мансура, они продолжали иметь близкие доверительные отношения с черкесами, кабардинцами, осетинами и ингушами. Позже Мохьамад-хаджи, представляя своего племянника Хьози Г1езу имаму Шамилю, говорил, что это они, имея в ввиду жителей Довта Марта, и есть ключ к Западному Кавказу.
 ……Через несколько дней начался бой. Было известно, что в отряде у Шоипа кони всадников были исключительно белого, светло – серого цветов и этим выделялся его отряд от других  отрядов. «Скакунов этих цветов добывал ему наиб Эза, двоюродный племянник Шоипа, который был значительно моложе его»-, рассказывал сын Эзи Бабаьга из Ачхой – Мартана, который часто гостил до выселения
………И в это время с  тыла по русским ударил отряд племянника Шоипа- наиба имама чинхо Г1ези Эзи из Довта Марта. Фланг был сломлен. Ворвавшиеся в тыл врага отряды наибов Шоипа и Эзи переломили ход боя ,и русские вынуждены были отступить. Оказывается, за несколько дней до боя отряд наиба Эзи проник в тыл и затаился и в условный час ударил по врагу.
…..Имам знал, что Эза со своим отрядом находится в тылу врага, и, естественно, план был подготовлен под его руководством. Вот почему Имам улыбался. Говорят, что Шоип, рассказывая об Эзе Имаму, говорил, что понять не может, как ему удается раствориться на территории, контролируемой врагами и неожиданно появиться, ввергая их в ужас.
 …….Этот рассказ поведала Шуаипова Тажу, жительница с. Курчалой, жена Яхья – внука Шоипа, прожившая  более 100 лет и умешая в 1959 году. Как она свидетельствовала, у Шоипа и его двоюродных братьев из Довт Марта-сыновей его тети Умидат- понимания между собою было больше, т.к. они были преданные сторонники имама Шамиля.
…….. Сестра отца Шоипа, Умидат, была похоронена на кладбище на окраине с. Довта Марта, ныне это центр с. Ачхой-Мартан. В 1975 году внук наиба Г1ези Эзи Хасханов Халид  1898 года рождения, повел праправнука наиба Шоипа Абдул- Вахида Шуаипова на это кладбище, где после выселение из памятников с могил рядом построили клуб, и определить могилу сестры Мохьамада –хаджи, Умидат- жены Г1уби Хьози, не удалось. Потомки Г1уби Хьози и Умидат проживают с. Ачхой-Мартан.

МУДИР ИМАМА-ШУ1АЙБ (ШОИП-МУЛЛА) ЦЕНТОРОЕВСКИЙ
Из книги Праправнука Шу1айба, Шуаипова Абдул-Вахида: «Неизвестные страницы известных героев Чечни и Кавказа»
…..В рамках этой операции  в начале 1841 года в Ломаз-юрт прибыли наибы Имама, находящиеся в подчинении мудира Шу1айба: шуной Оздамира  из Цоцан-Юрта и чинхой Эзи  из Довта-Марта
………Они обеспечивали отход Шу1айба  вместе с сороками своими и двадцатью чеченцами из Довта-Марта  во главе  с Кати Маса ( Кати Маас- сын Шейха  Кати  и брат наиба Кати Даби (Даг1ча). Потомки обоих проживают в  Ашхе,в  нижней  части  современного Ачхой-Мартана. – Авт.), ближайшего сподвижника и двоюродного брата известного наиба из Шира  1ашхи  Алдама Ислама ( Ислам в то время проживал в Ниттах-къеж, но в Ашхе, современном  Ачхой-Мартане, держал усадьбу, в Ачхой он  переберется в 1847 году.- Авт. ).
…….Г1ези Эза с тремя горцами  за несколько дней до  начала операции прибыл  на хутор Тускаева  недалеко от Моздока  к братьям Тургиевым,( осетинам – мусульманам, к друзьям своего двоюродного брата Ибаши Темаши, который больше месяца находился там и изучал обстановку).   В это время, согласно плану Шу1айба, мудир Имама Ахвердил Гехинский  вместе с наибами гендергеной Исой и чинхой Алдам Исламом активно перешли реку Ассу с более одной тысячей  горцев и полностью сосредоточили  внимание русских на себя.
……. Сестра Уди-муллы Айшат и была матерью наиба  имама Шу1айба. Шу1айб много времени проводил среди воинов своего дяди, и первые контакты с представителями народов Дагестана произошли именно в доме у брата своей матери. У отца Шу1айбы  Мохьмада-хаджи была  единственная сестра Умидат.   «К ней сватались очень многие, - рассказывала Шуаипова Тажу, жена внука наиба Шу1айба  жительница с.Курчалой, которой было больше ста лет, 1857 года рождения,- настойчиво пытались на ней жениться беной, гендергеной. зумсой. Предпочтение было отдано тейпу чинхой из с.Довта- Марта. Умидат стала женой Г1уби  Хьози из рода чинхой, проживавших в с.Довта- Марты. Этот чинхоевский род башингой давно обжили территорию в междуречье Аьсса-Марта- Ашхо, об их отваге и мужестве поведали и писари Тимура Хромого». Бывшие сподвижники и близкие родственники шейха Мансура, Ану- мать Ушурмы-были  родом из Довт -Марты, и  они продолжали иметь близкие доверительные отношения  с черкесами, кабардинцами, осетинами и ингушами.


Рецензии
Эзам-Бердкъ-Г1апа-Ч1апа- Сар1ела-Довта.
Основателя Даут-Мартана звали Сар1елан Довта.
От восьмерых сыновей Довты пошли потомки которые ныне проживают в Ачхой-Мартане, Катар-Юрте, Серноводске, Шалажи, Гехи,Кулары, в Турции.
С учетом сыновей и их дочерей, в сегодняшнем Ачхой-Мартане почти 70-80 % жителей происходят от потомков Довты.
Если кому интересно, или же если у кого то появляются сомнения, зрите в от одного до 5-6 своих прародителей и вы обязательно найдете кровную связь с сыновьями Довты.

Илес Музаев   04.12.2023 17:18     Заявить о нарушении