Кандинский. Поперечная линия

В. Кандинский. Поперечная линия
(Из серии ""Читаю" картину")


Я поклонница классического стиля в живописи. Но почему бы и не попытаться понять выразительные средства авангарда? Перед нами абстрактная картина Василия Кандинского «Поперечная линия».

На фоне картины нет чистого однородного цвета. Смешение серо-жёлтого, серо-бежевого, серо-голубого. Но тона тёплые, идущие к зрителю. Попробую сделать шаг навстречу.

Необычная для меня манера художника не вызывает отторжения. Первое, что выхватывает взгляд - удивлённое или испуганное лицо. Круглый зрачок пристально смотрит на визави. Красный треугольник в коричневом овале будто опущенные уголки губ. Что напоминает ещё один треугольник - ухо? И что за две линии рядом? Прядь волос или улавливаемые звуки? Думаю, и то, и другое. Кандинский был одарён редкой способностью восприятия цвета, объема, формы звука и мелодии цвета - синестезией.

Вот как хотите, а я вижу то ли внимательную кошачью мордаху, выглядывающую из груды сваленных вещей, то ли обиженный женский лик под ворохом сложных формул и наук, далёких и непонятных планет, умных шахмат и кроссвордов. Девственно чистая таблица над ней - отсутствие мыслей и рассуждений. Пойманный Дзен, не иначе.

И вдруг этот Дзен начинает разворачиваться в совсем другой сюжет.

Шар справа будто вобрал в себя всю нашу Землю. На ней и борьба тёмного и светлого, и зелень природы, и даже радуга радости. И опять повторяются круглые "зрачки", правда другого цвета.

Прямые линии тонки, они передают легкую динамику, а изогнутые показаны более значимыми и они как бы задают направление.

Прямая диагональ из левого нижнего угла картины идёт в правый верхний и разделяет полотно на две сферы: небесную, которой принадлежат планеты, неясные высшие замыслы, и земную, с выполненными чёрными и цветными квадратиками задач на кроссвордах-матрицах жизни, с неожиданными поворотами линий. Другая диагональ будто разделяет заданное, происходящее определённо и неизбежно, от свободной воли: здесь на Земле и божественной на небе. И красный треугольник становится точкой сборки - пересечения всех линий. Над ним лесенка перехода в высшие миры, где жизнь человека оказывается между беспристрастной абстрактной оценкой и словом Всевидящего.

А я от абстракции возвращаюсь к реальности. И пока могу сказать только одно: мне такое путешествие вглубь картины понравилось и оставило гармоничное цветовое и сюжетное послевкусие. Но это же Василий Кандинский! И совсем необязательно, что так мной будет восприниматься любой художник этого направления.


Рецензии