Коринский Невский

Павел Корин в советские годы прославился как выдающийся портретист, реставратор и художник-монументалист. Он выполнял множественные заказы известной советской партийной, хозяйственной и культурной элиты. Лауреат Сталинской и Ленинской премий, награждённый высшей наградой - орденом Ленина, Павел Дмитриевич считался весьма обеспеченным художником.

В своём доме-мастерской у Новодевичьего монастыря в Москве знаменитый мастер долгие годы создавал личный музей, состоящий из своих работ. Главным экспонатом был эскиз исторического полотна «Реквием. Русь уходящая», насыщенный портретами представителей священства. Но на основное полотно, площадью 941 х 551 см, предназначенное для картины, так и не было нанесено ни одного штриха. Павел Корин считал себя пока духовно неготовым начать создавать такую значимую работу. Рядом размещались многочисленные зарисовки к картине.

Крупной монументальной работой был триптих, посвящённый князю Александру Невскому, отражающий атмосферу Руси XIII века. Многочисленные копии фрагмента этой работы до сих пор украшают школьные учебники и рекламные плакаты на автомобильных трассах Подмосковья. Одухотворённые портреты пианиста К.Н. Игумнова с необычайно выразительными руками на клавишах рояля, полководца Г.К. Жукова, писателя А.М. Горького, вдохновенного скульптора С.Т. Коненкова, мудрого художника М.В. Нестерова, художников Кукрыниксов, втроём создававшим многочисленные работы на актуальные темы дня, профессора-химика Н. Зелинского, изобретателя первого противогаза в годы Первой мировой войны, театрального актёра Качалова, других знаменитых современников - составляли содержание стен большого и уютного дома, который стал мастерской художника с 1933 года.

Вместе с поэтом В.В. Маяковским живописец П.Д. Корин писал революционные плакаты, лозунги. В поездках с писателем Максимом Горьким создавал панорамные пейзажи Италии, Крыма, средней полосы России. Ещё одной особенностью дома-мастерской художника было наличие множества икон, среди них были древнего письма.

История появления почти каждой иконы в музее была необычна и имела свою, подчас трагическую подоплеку. Многие иконы Павел Корин находил выброшенными за ненадобностью, затем реставрировал и размещал в своём музее. Некоторые редчайшие образцы старинной иконописи были куплены художником, буквально, за бесценок, так как некоторые владельцы стремились поскорее расстаться с ними, как с опасными предметами, неугодными новой власти. В результате, весь особняк известного живописца, оказался, до отказа, заполненным старинными иконами разных иконописных школ – московской, новгородской, русского Севера, были работы византийского письма средних веков.

Но один иконописный образ потомственный иконописец, 36-летний художник Павел Корин создал сам, лично, в 1929 году – это небольшая акварель размером почти с тетрадный лист – 13х19,3 см – «Богоматерь с гвоздиками», хранящаяся сегодня в собрании Государственной Третьяковской галереи. Тщательное изучение византийских образцов в сочетании с органично присущей ему от рождения палехской традицией согретого сердечной теплотой, тонкого, глубоко одухотворённого иконописного изображения позволило Павлу Корину в этой одной своей работе, в те годы, когда иконы практически прекратили писать, достичь высоких духовных вершин в воссоздании древнего образа Владимирской иконы Божией Матери. «Богоматерь с гвоздиками» не копирует старину, но тщательно сохраняя пропорции древнего образа, являет высочайший образец иконописного искусства, который мог появиться только в современную автору эпоху, после многих испытаний и трагических событий начала XX века в России.

В те холодные дни, когда на многочисленных плацдармах на берегах Волги, где гитлеровская армия сосредоточила крупную военную группировку, разворачивалась Сталинградская битва, художник Корин приступил к написанию образа святого князя Александра Ярославовича Невского, мужественного и бесстрашного. «Невским» двадцатилетний князь был назван народом после того, как в 1240 году разбил шведских рыцарей на берегах Невы. А через два года князь разбил немецких рыцарей ливонского ордена, что надолго отбило у них охоту приближаться к западным границам Руси.

 «Не в силе Бог, а в правде», – говорил князь своим немногочисленным ратникам перед битвами, в которых им предстояло сразиться со считавшимися ранее непобедимыми многочисленными и хорошо вооружёнными захватчиками. Прошли века, и в 1941 году вновь пересекла западные границы России огромная армия вторжения, с чётким планом присвоения всех ресурсов страны после уничтожения её защитников. За полгода немцы дойдут до Москвы, но 6 декабря 1941 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского началось контрнаступление наших войск, враг был отброшен от столицы.

В морозные дни зимы 1942–1943 гг., в доме-мастерской художника Корина была единственная небольшая обогреваемая комната, где стояла маленькая железная печка, которую топили дровами, повышая температуру до плюс 15 градусов. В остальных помещениях дома стоял такой мороз, что краски в тубах замерзали, писать было невозможно. В этой тёплой маленькой комнате художник разместил мольберт с достаточно большим холстом – 275х142 см, и началась интенсивная работа над образом Невского героя.

 На полотне Корина св. князь Александр изображён рядом с новгородской святыней – стягом с ликом Спаса Нередицкого. Одежда князя-воина, «броня новгородская», считалась самой удобной и прочной для ратников того времени. Шлем на голове князя – исторически подлинный, он принадлежал его отцу – князю Ярославу Всеволодовичу. Примечательная деталь картины – рукоять меча, погружённого в ножны до поры до времени, выглядит как крест, так же, как и у сродников Александра – св. князей Бориса и Глеба – первых русских святых. Взгляд князя, полный внутренней силы и сосредоточенности, устремлён на Запад, откуда не раз ему приходилось встречать неприятеля. Открытки с изображением князя Александра Невского, написанного П. Кориным, тут же во множественных тиражах разошлись по всей стране, попали в действующую армию.

Однажды, спустя 30 лет после войны, в 1970-е годы в музей П. Д. Корина пришёл ветеран Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Гость рассказал, что во время войны ему довелось воспроизвести образ св. князя Александра Невского, написанного П.Д. Кориным, с только что выпущенной открытки. Вот как передаёт необычный рассказ солдата-художника Вадим Валентинович Нарциссов (1) – сотрудник филиала Государственной Третьяковской галереи – дома-музея народного художника СССР П.Д. Корина:

– Профессия художника – не такая уж частая, а их, художников, в полку оказалось шестеро. Все знали и любили Павла Корина, все следили за его творчеством. Чудо состояло лишь в том, что на упомянутой открытке были указаны нешуточные размеры произведения: 275х142 см. Почти не сговариваясь, художники-однополчане решили написать копию с Коринского «Невского». Получив согласие от командира полка, «обобществили» краски, получилась достаточная палитра, распороли и сшили три мешка из-под сахара, натянули на импровизированный подрамник, как смогли грунтовали этот холст и, сменяя друг друга, буквально в два дня боёв у Вышнего Волочка воспроизвели Коринского «Невского»…

Во время войны неоднократно публиковалась фотография: при выходе из Новгорода, у кордегардии времён Российской империи уходящих солдат из уже освобождённого Новгорода встречает, как бы приветствуя и благословляя на дальнейшее контрнаступление Коринский «Невский». Оказалось, это была та самая копия, которую воспроизвели те шестеро военных художников под Вышним Волочком! Но гость музея показал нам с Прасковьей Тихоновной другую фотографию – пожелтевшую и выцветшую, но на которую невозможно было смотреть без волнения…

Написав копию в размер оригинала, солдаты поставили этого, уже своего Невского прямо на дороге Новгородской, теперь – Ленинградском шоссе. От Вышнего Волочка простираются необозримые безлесные новгородские пространства; зимой – это настоящее безграничное «белое безмолвие». И вот среди этой необозримой белой пустыни темнеет лишь живая лента дороги, сплошь покрытая движущейся к Новгороду колонной войск. А на границе древней земли Новгородской воинов-освободителей встречает фигура Александра Невского. Даже самые рослые из проходящих солдат – ему по грудь! И равняясь с Хозяином и святым защитником земли новгородской, солдаты снимают шапки и долго идут с непокрытыми головами… Семисот лет как не бывало!..» (2)


Источники.

(1) - Нарциссов В.В., род. в 1935 г. Окончил историко-архивный институт. Его наставниками в области русской истории были: Николай Владимирович Устюгов (1896-1963) – доктор исторических наук; Сергей Дмитриевич Васильев (1908-1982) – краевед, автор книг и статей по Золотому Кольцу; Галина Владимировна Алфёрова (1912-1984) – архитектор-реставратор, которая восстанавливала палаты боярина Троекурова в Георгиевском переулке во дворе нынешней Государственной Думы; Прасковья Тихоновна Корина (1900-1993) – основательница музеев П.Д. Корина в Москве и Палехе. Его прадед Василий Петрович за участие в управлении сводным хором Московской митрополии при освящении Храма Христа Спасителя был удостоен звания «Почётного Потомственного Гражданина Московского».

(2) - Нарциссов В.В. Этюды по русскому искусству. АО «Первая Образцовая типография., филиал «Дом печати – ВЯТКА». М., 2016. С.96-98. – 263 с.)


Рецензии