Буриан Зденек реконструктор и живописец
Родился в Копршивнице (чеш. Kop;ivnice [;kopr;;;v;;ts;]), раннее — Нессельсдорф (нем. Nesselsdorf, Австро-Венгрия) — город в
Моравскосилезском крае Чехии.
"С детства проявил интерес к рисованию и живописи. Круг творческих интересов юного З. Буриана с самого начала очерчен очень четко:
люди и природа. Этому способствовал его интерес к этнографии и географии, увлечение приключенческой литературой.
Уже в ранних рисунках Зденек старался добиваться максимального сходства изображения с оригиналом, проводил много времени на
природе, делая зарисовки людей, животных и элементов пейзажа с натуры.
Способности будущего художника не остались незамеченными, мать Гермина сумела убедила отца Эдуарда разрешить Зденеку обучаться
рисованию.
В 1919 году мать отвезла Зденека в Прагу, на экзамены в Академию изобразительных искусств.
Экзамены принимали знаменитые художники — Макс Швабинский, Якуб Обровски, Войтех Гинайс и Влахо Буковац.
Они были поражены талантом Зденека и единогласно решили зачислить его сразу на второй курс Академии, в класс профессора
Якуба Обровского.
Первой успешной работой для 16-летнего художника стало иллюстрирование книги Роберта Стивенсона «Приключения
Дэвида Бальфура».
На протяжении последующих 10 лет З. Буриан оттачивает свой талант графика и живописца.
В его книжных иллюстрациях преобладают рисунки пером и тушью, в которых он демонстрирует по крайней мере два совершенно
оригинальных технических приёма.
Также широко представлен рисунок гуашью, доведённый им до абсолютного художественного и технического совершенства.
В самой сложной области живописи — масляной — у Буриана поражает прежде всего чистота письма, колористическое и
графическое решения, в которых также заметен ряд совершенно индивидуальных приёмов, которым пытаются подражать в тридцатые
и сороковые годы некоторые другие живописцы и графики.
К концу 20-х — началу 30-х годов высокий профессионализм и качество работ сделали Буриана самым популярным иллюстратором
приключенческой литературы и книг о путешествиях, издаваемых в Чехии.
Активно работая в области живописи и графики Буриан продолжает также пополнять и свои знания в области этнографии и географии,
других естественных науках.
Художник приближается к той теме, которая станет основной в его дальнейшей жизни.
Первый период творчества Зденека Буриана охватывает всю его деятельность примерно по 1940 год.
Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии, антропологии.
Вершиной этого периода является цикл живописных полотен «Земля и люди», который состоит из 40 картин, изображающих,
во-первых, пейзажи различных конитентов, во-вторых, — портреты представителей различных современных антропологических типов
обитателей Земли. Этот цикл создавался в сотрудничестве с издававшимся в те годы журналом «По белу свету».
Судьба большинства картин этого цикла неизвестна, некоторые находятся в частных коллекциях.
Другой важной составляющей этого периода является состоявшееся в 1935 году знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой,
вначале доцентом, а позднее — профессором палеонтологии Пражского университета.
Профессор Аугуста был знаком с иллюстрациями Буриана к рассказу Эдуарада Шторха «Охотники на оленей и мамонтов»,
который вышел в 1932 году в серии издателя Вилимека «Маленьким читателям».
Аугуста отметил выдающиеся способности З. Буриана с художественной и предметной убедительностью и точностью изображать давно
исчезнувшие формы жизни.
Профессор Аугуста привлёк З. Буриана к работе над палеонтологическими реконструкциями, в том же году предложив написать первые
шесть картин на сюжеты первобытной жизни. В 1938 году художником было написано ещё несколько картин той же тематики.
А в 1940 году З.Буриан начал работу над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 пером, предназначавшихся для
иллюстрации монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира».
В своих трудах З. Буриан постоянно прибегал к консультациям специалистов, активно занимался самообразованием.
Знакомство и сотрудничество с Аугустой определило характер и направление работ художника во второй период творчества.
Началом второго периода творчества З. Буриана считается 1940 год, в котором окончательно определилось основное направление работ
художника на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период в полной мере проявляется основная черта художника, как сплав
реконструктора и живописца.
Ядро этого периода составляет цикл из 386 живописных масляных полотен, 128 картин темперой, гуашью и пастелью,
382 рисунка карандашом.
Работы этого периода высоко оценены ведущими палеонтологами своего времени. В частности, показательны слова немецкого палеонтолога, доктора П. Дабера, которые отражают общее отношение к произведениям художника:
Огромная серия его картин <...> стала основной нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы.
Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными
гипотезами, выраженными кистью художника.
Подавляющее большинство работ этого цикла хранятся крупными партиями в научных и культурных учреждениях Чехии. Меньшая их часть
находятся в частных коллекциях.
Второй период творчества художника отмечен также и иной тематикой.
Это цикл из 23 полотен маслом, которые создавались в период 1944—1977 годов (большая часть их пришлась на первую половину
60-х годов).
Большинство из этих произведений в наши дни разбросаны по частным коллекциям и относятся к двум малым незаконченным циклам.
В первом, «Порабощении» (13 полотен) художник задался целью написать исторический портрет туземных народов Земли периода
колониализма.
Второй (10 полотен) — так называемый «Антивоенный цикл», который З. Буриан незадолго до смерти решил назвать «Обвинение».
Основной лейтмотив этих работ — предостережение перед жестокостью и безнадёжностью войн, грозящих опасностью самоуничтожения
человечества.
В последние годы жизни художника волновала тревога о судьбах природы, которую он выразил в официальном послании незадолго до
своей смерти.
Художник работал и над другими крупными темами. В частности из-за его смерти осталась незаконченной серия его больших полотен на
сюжеты первобытного времени для Восточночешского зоологического сада в городе Двур-Кралове-над-Лабем.
Из задуманных 34 картин, за три с половиной года художник успел написать 22 полотна. В его планы входило также завершить работы над
циклами «Порабощение» и «Обвинение».
Вплоть до самой смерти З. Буриан продолжал активно работать, на его рабочем столе осталась лежать незавершенная иллюстрация
для одного из чешских молодёжных журналов, а на мольберте — начатое полотно — эскиз к циклу «Порабощение».
Умер З. Буриан 1 июля 1981 года в Праге, в день открытия своей третьей в году персональной выставки."
Зденек Буриан художник, иллюстратор и реконструктор. Широко известен множеством работ палеонтологической тематики,
воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей.
По всей видимости являлся самым цитируемым художником-реконструктором XX века.
Отличительной чертой работ З. Буриана являлся высочайший профессионализм художника, сплав классической живописи, тонкое
чувство детали, её изобразительной функциональности, и точных, достоверных, с позиций современной ему науки, реконструкций
живых существ и ландшафтов.
Работы художника далеко выходили за рамки утилитарной области иллюстрации научной, научно-популярной и приключенческой
литературы и являлись самоценными живописными произведениями.
Благодаря уникальному для своей профессиональной области стилю и качеству исполнения — многие произведения Зденека
Буриана создали и на долгие годы стали архетипами реконструируемых существ. Большая часть работ художника не утратила
актуальности до наших дней.
Наследие
Общее количество рисунков Зденека Буриана карандашом и пером достигает 14’000, с учётом неустановленного точно количества
мелких рисунков это число может быть много больше. Он иллюстрировал 456 книг (иллюстрации и суперобложки), создал свыше 200
самостоятельных суперобложек, также иллюстрировал около 550 рассказов, опубликованных в журналах.
За свою жизнь он написал 1053 картины маслом, темперой, гуашью и пастелью.
В честь Зденека Буриана и профессора Йозефа Аугусты Андрей Сенников назвал новый вид триасского архозавроморфа Augustaburiania
vatagini."
(с)
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Сегодня мне подвернулся редчайший счастливый случай, когда статья в википедии замечательно проинформирует вас о творчестве
удивительного мастера исторической и археологической живописи.
И я не постеснялся её перепечатать со ссылкой на источник информации.
Но кое-что добалю из результатов собственных поисков.
Итак: Зденек Буриан состоит в российской номинации: Величайшие художники мира XVIII–XXI вв. НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ.
Велика популярность мастера во всех секторах интернета.
А также и в научных и популярных изданиях по всему миру.
Мне очень понравились картины Зденека Буриана.
И я решил представить творчество (мизерную часть) этого мастера любителям изобразительного искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, пастель, бумага, карандаш и другие техники.
Академизм, реализм с некоторым умеренным влиянием современного модерна (моё мнение); реконструктивная
живопись.
Жанр: палеонтологическая тематика, пейзажная и жанровая, иллюстрации, рисунки и многое другое, всё мне перечислить
невозможно.
Палитра: колоритная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
456879_542285985783355_1075030887_o (700x482, 415Kb)
622472_542931732385447_1120328627_o (700x482, 391Kb)
884419_594445193900767_672316170_o (640x499, 273Kb)
906305_591128570899096_1529364845_o (700x525, 460Kb)
1534885_741880515823900_1591738638_o (700x483, 448Kb)
205031_539354539409833_1765611140_n (700x482, 357Kb)
219193_540540349291252_1092723723_o (700x433, 406Kb)
466596_539048599440427_2135572966_o (700x481, 413Kb)
627299_539319296080024_576004695_o (700x482, 438Kb)
145141137_304645alexfas01 (699x480, 654Kb)
145141138_304646alexfas01 (699x489, 589Kb)
145141139_304647alexfas01 (699x453, 536Kb)
145141141_304651alexfas01 (699x464, 648Kb)
145141142_304652alexfas01 (699x463, 689Kb)
145141144_304773alexfas01 (700x481, 640Kb)
300369416_374541931508749_2387398481579646605_n (700x693, 513Kb)
145141150_305144alexfas01 (700x470, 664Kb)
145141151_305270alexfas01 (699x580, 625Kb)
145141172_305271alexfas01 (700x480, 636Kb)
145141176_305519alexfas01 (700x479, 623Kb)
145141182_305596alexfas01 (700x482, 653Kb)
145141185_305872alexfas01 (699x465, 670Kb)
145141192_306661alexfas01 (699x453, 626Kb)
burian-brontosaurus (700x483, 418Kb)
156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №223050401470