Буриан Зденек реконструктор и живописец

                11 февраля 1905 года — 1 июля 1981 года.

Родился в Копршивнице (чеш. Kop;ivnice [;kopr;;;v;;ts;]), раннее — Нессельсдорф (нем. Nesselsdorf, Австро-Венгрия) — город в

Моравскосилезском крае Чехии.

"С детства проявил интерес к рисованию и живописи. Круг творческих интересов юного З. Буриана с самого начала очерчен очень четко:

люди и природа. Этому способствовал его интерес к этнографии и географии, увлечение приключенческой литературой.

Уже в ранних рисунках Зденек старался добиваться максимального сходства изображения с оригиналом, проводил много времени на

природе, делая зарисовки людей, животных и элементов пейзажа с натуры.

Способности будущего художника не остались незамеченными, мать Гермина сумела убедила отца Эдуарда разрешить Зденеку обучаться

рисованию.

В 1919 году мать отвезла Зденека в Прагу, на экзамены в Академию изобразительных искусств.

Экзамены принимали знаменитые художники — Макс Швабинский, Якуб Обровски, Войтех Гинайс и Влахо Буковац.

Они были поражены талантом Зденека и единогласно решили зачислить его сразу на второй курс Академии, в класс профессора

Якуба Обровского.

Первой успешной работой для 16-летнего художника стало иллюстрирование книги Роберта Стивенсона «Приключения

Дэвида Бальфура».

На протяжении последующих 10 лет З. Буриан оттачивает свой талант графика и живописца.

В его книжных иллюстрациях преобладают рисунки пером и тушью, в которых он демонстрирует по крайней мере два совершенно

оригинальных технических приёма.

Также широко представлен рисунок гуашью, доведённый им до абсолютного художественного и технического совершенства.

В самой сложной области живописи — масляной — у Буриана поражает прежде всего чистота письма, колористическое и

графическое решения, в которых также заметен ряд совершенно индивидуальных приёмов, которым пытаются подражать в тридцатые

и сороковые годы некоторые другие живописцы и графики.

К концу 20-х — началу 30-х годов высокий профессионализм и качество работ сделали Буриана самым популярным иллюстратором

приключенческой литературы и книг о путешествиях, издаваемых в Чехии.

Активно работая в области живописи и графики Буриан продолжает также пополнять и свои знания в области этнографии и географии,

других естественных науках.

Художник приближается к той теме, которая станет основной в его дальнейшей жизни.

Первый период творчества Зденека Буриана охватывает всю его деятельность примерно по 1940 год.

Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии, антропологии.

Вершиной этого периода является цикл живописных полотен «Земля и люди», который состоит из 40 картин, изображающих,

во-первых, пейзажи различных конитентов, во-вторых, — портреты представителей различных современных антропологических типов

обитателей Земли. Этот цикл создавался в сотрудничестве с издававшимся в те годы журналом «По белу свету».

Судьба большинства картин этого цикла неизвестна, некоторые находятся в частных коллекциях.

Другой важной составляющей этого периода является состоявшееся в 1935 году знакомство и начало сотрудничества с Йозефом Аугустой,

вначале доцентом, а позднее — профессором палеонтологии Пражского университета.

Профессор Аугуста был знаком с иллюстрациями Буриана к рассказу Эдуарада Шторха «Охотники на оленей и мамонтов»,

который вышел в 1932 году в серии издателя Вилимека «Маленьким читателям».

Аугуста отметил выдающиеся способности З. Буриана с художественной и предметной убедительностью и точностью изображать давно

исчезнувшие формы жизни.

Профессор Аугуста привлёк З. Буриана к работе над палеонтологическими реконструкциями, в том же году предложив написать первые

шесть картин на сюжеты первобытной жизни. В 1938 году художником было написано ещё несколько картин той же тематики.

А в 1940 году З.Буриан начал работу над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 пером, предназначавшихся для

иллюстрации монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира».

В своих трудах З. Буриан постоянно прибегал к консультациям специалистов, активно занимался самообразованием.

Знакомство и сотрудничество с Аугустой определило характер и направление работ художника во второй период творчества.

Началом второго периода творчества З. Буриана считается 1940 год, в котором окончательно определилось основное направление работ

художника на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период в полной мере проявляется основная черта художника, как сплав

реконструктора и живописца.

Ядро этого периода составляет цикл из 386 живописных масляных полотен, 128 картин темперой, гуашью и пастелью,

382 рисунка карандашом.

Работы этого периода высоко оценены ведущими палеонтологами своего времени. В частности, показательны слова немецкого палеонтолога, доктора П. Дабера, которые отражают общее отношение к произведениям художника:

Огромная серия его картин <...> стала основной нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы.

Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными

гипотезами, выраженными кистью художника.

Подавляющее большинство работ этого цикла хранятся крупными партиями в научных и культурных учреждениях Чехии. Меньшая их часть

находятся в частных коллекциях.

Второй период творчества художника отмечен также и иной тематикой.

Это цикл из 23 полотен маслом, которые создавались в период 1944—1977 годов (большая часть их пришлась на первую половину

60-х годов).

Большинство из этих произведений в наши дни разбросаны по частным коллекциям и относятся к двум малым незаконченным циклам.

В первом, «Порабощении» (13 полотен) художник задался целью написать исторический портрет туземных народов Земли периода

колониализма.

Второй (10 полотен) — так называемый «Антивоенный цикл», который З. Буриан незадолго до смерти решил назвать «Обвинение».

Основной лейтмотив этих работ — предостережение перед жестокостью и безнадёжностью войн, грозящих опасностью самоуничтожения

человечества.

В последние годы жизни художника волновала тревога о судьбах природы, которую он выразил в официальном послании незадолго до

своей смерти.

Художник работал и над другими крупными темами. В частности из-за его смерти осталась незаконченной серия его больших полотен на

сюжеты первобытного времени для Восточночешского зоологического сада в городе Двур-Кралове-над-Лабем.

Из задуманных 34 картин, за три с половиной года художник успел написать 22 полотна. В его планы входило также завершить работы над

циклами «Порабощение» и «Обвинение».

Вплоть до самой смерти З. Буриан продолжал активно работать, на его рабочем столе осталась лежать незавершенная иллюстрация

для одного из чешских молодёжных журналов, а на мольберте — начатое полотно — эскиз к циклу «Порабощение».

Умер З. Буриан 1 июля 1981 года в Праге, в день открытия своей третьей в году персональной выставки."

Зденек Буриан художник, иллюстратор и реконструктор. Широко известен множеством работ палеонтологической тематики,

воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей.

По всей видимости являлся самым цитируемым художником-реконструктором XX века.

Отличительной чертой работ З. Буриана являлся высочайший профессионализм художника, сплав классической живописи, тонкое

чувство детали, её изобразительной функциональности, и точных, достоверных, с позиций современной ему науки, реконструкций

живых существ и ландшафтов.

Работы художника далеко выходили за рамки утилитарной области иллюстрации научной, научно-популярной и приключенческой

литературы и являлись самоценными живописными произведениями.

Благодаря уникальному для своей профессиональной области стилю и качеству исполнения — многие произведения Зденека

Буриана создали и на долгие годы стали архетипами реконструируемых существ. Большая часть работ художника не утратила

актуальности до наших дней.

Наследие

Общее количество рисунков Зденека Буриана карандашом и пером достигает 14’000, с учётом неустановленного точно количества

мелких рисунков это число может быть много больше. Он иллюстрировал 456 книг (иллюстрации и суперобложки), создал свыше 200

самостоятельных суперобложек, также иллюстрировал около 550 рассказов, опубликованных в журналах.

За свою жизнь он написал 1053 картины маслом, темперой, гуашью и пастелью.

В честь Зденека Буриана и профессора Йозефа Аугусты Андрей Сенников назвал новый вид триасского архозавроморфа Augustaburiania

vatagini."

(с)

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Сегодня мне подвернулся редчайший счастливый случай, когда статья в википедии замечательно проинформирует вас о творчестве

удивительного мастера исторической и археологической живописи.

И я не постеснялся её перепечатать со ссылкой на источник информации.

Но кое-что добалю из результатов собственных поисков.

Итак: Зденек Буриан состоит в российской номинации: Величайшие художники мира XVIII–XXI вв. НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ.

Велика популярность мастера во всех секторах интернета.

А также и в научных и популярных изданиях по всему миру.

Мне очень понравились картины Зденека Буриана.

И я решил представить творчество (мизерную часть) этого мастера любителям изобразительного искусства.

Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, пастель, бумага, карандаш и другие техники.

Академизм, реализм с некоторым умеренным влиянием современного модерна (моё мнение); реконструктивная

живопись.

Жанр: палеонтологическая тематика, пейзажная и жанровая, иллюстрации, рисунки и многое другое, всё мне перечислить

невозможно.

Палитра: колоритная.

Вернисаж прилагается:

https://www.liveinternet.ru/users/5591322/

456879_542285985783355_1075030887_o (700x482, 415Kb)

622472_542931732385447_1120328627_o (700x482, 391Kb)

884419_594445193900767_672316170_o (640x499, 273Kb)

906305_591128570899096_1529364845_o (700x525, 460Kb)

1534885_741880515823900_1591738638_o (700x483, 448Kb)

205031_539354539409833_1765611140_n (700x482, 357Kb)

219193_540540349291252_1092723723_o (700x433, 406Kb)

466596_539048599440427_2135572966_o (700x481, 413Kb)

627299_539319296080024_576004695_o (700x482, 438Kb)

145141137_304645alexfas01 (699x480, 654Kb)

145141138_304646alexfas01 (699x489, 589Kb)

145141139_304647alexfas01 (699x453, 536Kb)

145141141_304651alexfas01 (699x464, 648Kb)

145141142_304652alexfas01 (699x463, 689Kb)

145141144_304773alexfas01 (700x481, 640Kb)

300369416_374541931508749_2387398481579646605_n (700x693, 513Kb)

145141150_305144alexfas01 (700x470, 664Kb)

145141151_305270alexfas01 (699x580, 625Kb)

145141172_305271alexfas01 (700x480, 636Kb)

145141176_305519alexfas01 (700x479, 623Kb)

145141182_305596alexfas01 (700x482, 653Kb)

145141185_305872alexfas01 (699x465, 670Kb)

145141192_306661alexfas01 (699x453, 626Kb)

burian-brontosaurus (700x483, 418Kb)
                156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
            По материалам интернета.               


Рецензии