Отцы и внуки Глава 11. Компьютерные технологии

               
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")

        В девяностые годы на производстве стали внедряться  компьютеры. Установили один  в отделе у Веры Петровны и ей пришлось овладеть этой новинкой. Молодой инженер вел двухнедельные курсы, но так много говорил не по делу, что она решила не терять время, а освоить его сама. Поспрашивала у знающей молодежи и начала печатать. Потом предприятие разбогатело, компьютеры установили каждому инженеру на стол, стали использовать их не только в качестве печатной машинки, но и для расчетов. С расчетами у Веры Петровны возникли трудности.

      Алик еще в  институте самостоятельно изучил азы работы на компьютере. Переехав к Дроздовым, он купил бывшие в употреблении компьютер и принтер, научил на них работать Иру и она стала подрабатывать: печатала статьи. Заработок небольшой, но Максим Ильич радовался и тому, что она начала хоть чем-то заниматься.

        Вера Петровна позвонила дочери и спросила:
- Ира, я начала осваивать Excel. Мне Вадик, помнишь я тебе о нем говорила, земляк наш белорусский, рассказал как работать в этой программе, но я не запомнила. Таблицу сделала, показатели внесла, а умножить и сложить их не могу. Растолмачь мне.
- Не знаю, мама, я только печатаю. Спроси Алика.
Алик выслушал тёщу и очень удивился:
-Неужели у вас рассказывают друг другу как и что делать?! Это же конкуренты!
После долгого молчания ответил на задаваемые вопросы.
- Наверное, сообразил, что я ему не конкурент, - подумала Вера Петровна.
        Что не надо делиться профессиональными секретами,   она услышала от инженера лаборатории в первый год работы после института. Та ей объяснила:
- Пусть руководство видит твою незаменимость.
Но Вера старалась обучить своих лаборанток так, чтобы они могли самостоятельно работать, когда её нет на рабочем месте. У неё был участок, где лаборантки работали круглосуточно, а девушка хотела отдыхать ночью и  выходные дни.

    Вера Петровна хотела, чтобы Олег выбрал специальность, связанную с информационными технологиями. В выпускном классе она привела его к себе в отдел и показала современный компьютер. Компьютер ему очень понравился. Способности к математике и физике у него были хорошие, так что с профессией он определился. Выбрал у для себя специальность - вычислительная техника.  Олегу тоже купили компьютер и тоже не новый.
- Как я устала от этого безденежья, - вздохнула Вера Петровна.
- Мама,  у Михи папа главный хирург в краевой клинике и то купил ему комп  только после того, как он пригрозил бросить учебу.       
 - Да, у нас в стране теперь так: у кого густо, а у кого пусто. Неужели там наверху не понимают, что народ на пределе?

    Максим Ильич компьютерами не интересовался, но новые веяния на прошли мимо его. Двоюродный брат его жил в Подмосковье, приторговывал дисками с играми. Алик тут же предложил тестю организовать торговлю. Он разбирается в играх, знает, где и по каким дням работает рынок. Ему, работнику милиции, торговать запрещено, а помочь и незаметно поучаствовать в общем деле он сможет. Какое-то время торговля приносила доход, но скоро рынок ими был переполнен, Максим Ильич продал оставшиеся диски очень дёшево, а вырученные деньги  тут же на рынке отдал зятю.
- Мама, правда папа Алику отдал все деньги? - недоуменно спросила Ира.
- Говорил, что отдал.
Она уже давно поняла, как трепетно к деньгам относится Алик.

       Её больше волновало, что Олег может пристраститься к играм. Но бог миловал, у сына были другие интересы. Он увлекся музыкой, самостоятельно изучил нотную грамоту, играл на гитаре. Потом папа привез ему электрогитару из Японии. В квартире загремел рок.

       Павлику исполнился год, Ира восстановилась в институте и начала писать диплом. Вера Петровна договорилась с начальником брать в счет отпуска дни, когда студентке надо идти на консультации. Ирина с головой погрузилась в расчёты, чертежи. Мама её пожалела:
- Ты бы, Иринка, Алика попросила помочь с чертежами.
- Ай, чем ему объяснять, быстрее самой сделать.
Ира успешно защитила диплом. Родители были рады, что Ира написала его сама.

     Когда Павлику исполнилось три года, Алик, имеющий милицейские льготы, получил место в садике, находящемся в соседнем дворе. Ира, по совету мужа пошла по магазинам устраиваться продавцом. Но почему-то она кадровикам она не приглянулась. Оставался рынок. Тут уж вмешалась Вера Петровна:
- Ира, ты для чего училась?! Чтобы на морозе стоять и водкой согреваться?!
- Да что вы такое говорите, Вера Петровна? Продавцы очень хорошо зарабатывают. Им за отработанный день сразу зарплату выдают.
- Я, Алик, удивляюсь. Ты что? Хочешь, чтобы твоя жена стала подстилкой у абрека?
 Алик был недоволен вмешательством тещи:
- Откуда это вы всё берете.
- Среди людей живу. А ты, Ира, ищи работу по специальности, чтобы в трудовой у тебя стояла приличная запись. Когда-то этот бедлам кончится, будут смотреть на опыт работы.

       Ира устроилась на завод металлоконструкций на должность инженера-конструктора. Работа нравилась, но ездить на двух автобусах и переходить по виадуку на другую сторону железнодорожных путей. Летом было неплохо, а зимой Ирина заболела. Острая боль в пояснице, не может встать с постели. Вера Петровна вспомнила, что когда-то она перестаралась на даче и наутро без помощи мужа не могла одеться. Он её отвел в поликлинику, где ей  сказали, что при острой боли надо вызывать врача на дом. Теперь же ей регистраторша ответила, что врач к  больным радикулитом не ходит и записала к дочь невропатологу на вторую половину дня.
       Когда Вера Петровна пришла с работы, Иры дома не было. Она забеспокоилась и пошла в поликлинику. Иринка сидела у двери кабинета врача и плакала:
- Мама, врач назначила мне лечение, а когда я сказала, что не могу ходить на процедуры, пальто не могу на себя одеть, она накричала на меня. Получается, что я претворяюсь.

      Вера Петровна зашла в кабинет и попросила у доктора объяснений.
- У вашей дочери понижен порог чувствительности. У нас пожилые больные ходят на лечение, а она - в слезы.
- Как себя ведут другие больные, это их дело. Я вижу, что дочь больна, дайте ей направление в стационар.
- В стационар? У вас есть деньги? Блат?
- А вот наш разговор про деньги и про блат я сумею  доходчиво изложить в жалобе в горздравотдел и прокуратуру.

    Алик договорился, что жену примут в милицейский госпиталь. Лечилась Ирина долго, больше установленного срока. В госпитале врач тоже говорил ей про пониженный порог чувствительности, для разговора к ней заходила психолог, но Ира её прогнала.

     Максима Ильича неудачно нырнул в бассейне  и разрушил себе межпозвоночный диск. Однажды пришел домой, передвигая ногу руками. Обратился к врачу, выполнял рекомендации, делал соответствующие упражнения. Каждое утро на коврике раскатывал позвоночник, взяв колени в руки. В дверном проеме на кухню установил металлическую трубку, получился турник. Желающие провисали, подтягивались. Вера Петровна тоже делала зарядку, ходила в бассейн, стучала массажёром по всей спине, так как у неё проблема была по всему позвоночнику. Дочь, глядя на родителей, хваталась то за одно, то за другое, но очень нерегулярно. Особенно жалко Алику было выброшенных двадцати тысяч. Ира купила абонемент на посещения бассейна, несколько раз сходила и бросила. А ведь так раньше любила плавать! Максим Ильич приводил дочери в пример свою маму:
- Ты посмотри на свою бабушку. У неё в сорок лет был такой радикулит, что на носилках в больницу унесли. На год инвалидность дали. Подлечивалась, то в стационаре, то так на процедуры ходила. И доработала до семидесяти пяти лет. В колхозе свеклу выращивала, выдергивала и на машину грузила. Слава богу, и сейчас по дому сама все делает. Не отчаивайся, подлечивайся, укрепляй мышцы и проживешь сто лет.

      Однако Ире его наставления были неинтересны. Она изучала справочник по нервным и психическим заболеванием, из которого уяснила, что при обострении радикулита надо во-первых лечь в постель. Этому совету она следовала неукоснительно, во-вторых не наступало.

       С прежнего места работы Ирина уволилась, несколько месяцев не работала, потом устроилась инженером в отдел главного технолога на станкостроительный завод. И опять работа, коллектив ей были по душе, но завод вскоре объявили банкротом. Внешний управляющий и верхушка начали распродавать дорогостоящее оборудование по низким ценам.  Предприятие, которое ранее отправляло свою продукцию в двадцать пять зарубежных стран, в одночасье стало никому ненужным. Работники, семьи которых поколениями трудились на заводе, без слёз не могли смотреть на откровенное воровство, но сделать ничего не могли. Зарплату перестали платить, народ увольнялся.
       Вера Петровна советовала дочери окончить бухгалтерские курсы. Бухгалтер - одна из самых  востребованных в то время профессий.  Ира долго сопротивлялась, но потом решилась.
- Мама, я выбрала шестимесячные курсы, они дают, при моем высшем образовании, знания в объеме техникума. Но у недостаточно нет денег их оплатить. Поможешь?

      Мама помогла. Курсы были окончены, Ира перешла работать в бухгалтерию. Но когда и бухгалтерам платить стало нечем, она уволилась с завода, устроилась бухгалтером в строительную фирму. Бухгалтерская работа ей была не по душе, но выбора не оставалось.   

       Когда Павлику было было года четыре, Ира уговорила Алика слетать в Благовещенск показать родителям внука.
Вернувшись, она рассказала Вере Петровне:
- Мама, помнишь Анна Александровна говорила, что у них не все благополучно.
- И что же там было?
Заза Шотович вскладчину со своими друзьями купил цистерну спирта. Цистерна по дороге затерялась. Компания требует возместить ущерб. Взяли Гиви в залог, будут держать пока отец им долг не выплатит. Выплачивают. Материно золото продали. Остались только глиняные горшки от всего добра. Алик говорит, что у отца есть деньги, но они зарыты в Китае, он пока туда поехать не может. Его парализовала. С трудом передвигаться по квартире, отнялась речь, плачет.
- Что-то я не верю в сказку про клад в Китае, - ответила Вера Петровна.
- А подарки она для Павлика правда покупала, показала мне, тогда не выслала, сейчас уже они не нужны.

        Через несколько лет Анна Александровна, работая на таможне рассчиталась с долгами, восстановила свою коллекцию золота. Заза Шотович умер в пятьдесят четыре года.

Продолжение  http://proza.ru/2023/05/04/251


Рецензии