продолжение 7 Дыханье жизни вечной
А какой же ответ дается профессором В.А. Петровским о потребности «персонализации» в другом? - «У вас не вызывает протеста утверждение «человек любит только потому, что он не может не любить?» Ну вот, а я скажу абсолютно то же самое, только другими словами: «человек персонализируется в другом, потому что не персонализироваться не может». Эта потребность - как потребность дышать, двигаться, познавать. И если мы назовем эти естественные потребности корыстными, то и вся наша жизнь - корысть...» (19) Полагаю, что эта потребность человека такая настоятельная только оттого, что является «сколком» проблемы онтологической, затрагивающей жизненно важные основания. В этом смысле, возможно, следует задуматься о том, что бесконечная Любовь Божия к человеку и Его «сострадание к нашему бедствию» побуждает Господа ожидать («се стою при дверях и толку!»), пока откроется маленькое человеческое сердце, и Он «персонализируется» в нем и расширит его, и, войдя, преобразит («прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша»), и «введет в сердца наши Царствие Божие и проложит дорогу к приобретению блаженства жизни будущаго века»... В молитве «человеческий ум сосредотачивается и соединяется с сердцем. Благодаря этому сердце расширяется, становится способным вместить в себя всю полноту любви Христовой… Путь к этому преграждает лишь тщеславие». (24) «… и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святаго и притом, как сказано: «не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его». (18в) Примером такого преображения и просветления является сам преподобный Серафим Саровский, что описывает подробно ученик его Н.А. Мотовилов. Именно на этом примере прослеживается эсхатологическая связь Преображения и Воскресения, которая возможна только исполнением первой заповеди. Старец прямо ему указал: «Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи! Удостой его (Мотовилова) ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!.. Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь – Господь с нами!» Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?» Далее преподобный спрашивает его о том, что он чувствует, и тот отвечает: «Необыкновенную радость во всем моем сердце!» И батюшка о. Серафим продолжал: «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея; егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко человек родился в мир. В мире скорбни будите, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас». (18в)
И еще (с точки зрения персоналогии) обращают на себя внимание такие слова преподобного: «Вот, ваше Боголюбие, за великое счастье считать изволите с убогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати Господней. То что речем о Самем Господе, Источнике приснонеоскудевающем всякия благостыни и небесныя и земныя?!» (18в )
Здесь интересным представляется отметить как благодатный «вклад» переходит от Господа на Его служителя, а от того (или через того, т.е. по его просьбе) - на ученика – Мотовилова. Трудно в этой удивительной беседе выбирать что-либо, все в ней необыкновенно и в то же время убеждающе просто.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
примечание:(18в) Беседа старца Серафима с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни, с.с. 8-9-10, с.22, с.11, с.14-15 (извлечение из книги С. Нилуса «Великое в малом», Сергиев Посад, 1911) Библиотечно-Издательский центр Покров, Москва, 1991; (19) В.А. Петровский. «Личность в психологии: парадигма субъективности», с. 503 изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 1996 (24) Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни, с.309-310, изд. Свято-Иоанно-Предтеченский м-рь, Москва, 2002.
(25) И.Л. Гушанский. Дух, душа, психиатрия. Журн. «Человек», № … с.146 2003
Свидетельство о публикации №223050400381