Митра и Велес балто-славянская версия

О следах митраизма в славянском язычестве (Міръ < Михр < Митра) хотя и посвящены изыскания В.Н. Топорова и В.В. Иванова [i], но они, увы, не очень обширны. В частности, исследователи указывают, что славяне, особенно восточные, являясь, по существу, «западной провинцией великого индо-иранского культурного круга», сохранили в мифологической и социальной системах определенные элементы т. н. «митраистического комплекса». Правда, под последним имеются ввиду исследователями не иранский митраизм как религия, а именно – общеиндоиранский договорно-социальный этап («собирание народа», «брачный договор», «мир – воля», «власть мира на землю», именослов с компонентом «-мир-» и др.) [ii].

При этом сам индо-европейский компонент «-мир-» претерпел собственную трансформацию в балто-славянской среде: ст.-сл. миръ, ст.-литов. mieras лтшск. miers «мир, спокойствие»< прасл. *mir < и.-е. *mei- «ласковый, сумирный, дружественный» + суфикс -r- (ср. др.-инд. mitras «друг», myas «радость, удовольствие», латин. mitris «мягкий, нежный, сумирный», алб. mirё «красивый»)[iii].

Возникает на этой основе гипотеза о тождестве индоиранского Митры как бога договора, согласия и покровителя скота (персидский царь Кир Великий клялся Митрой (Ксенофонт, «Киопедия», 7.5.53), как и затем Артаксеркс II (Плутарх, «Артаксеркс» 4) и его брат Кир (Ксенофонт, «Oeconomicus» 4, 24)) с восточнославянским божеством с такими же функциями Велесом (у древних русов как бог клятвы и «скотий бог»), с одной стороны, и иранским по происхождению понятием «миръ» («место, хорошо обжитое и устроенное, где господствует порядок, согласие, тишина»; праслав. *mirъ / литов. mieras / лтшск. miers < прабалто-слав. *mei;r;s < пра-и.-е. *mey(H)-r;-s) и славянским «весь», и последних объединяет то, что они являлись обозначением сельской общины (сохранилось в этом значении в западнославянских языках: белорус. веско, словен. va;s, чеш. ves, слвц. ves, польск. wies;, в.-луж. wjes, н.-луж. wjas и зафиксировано в др.-русск. «весь» – «;;;;, ;;;;;;» и однокоренное с др.-инд. vic;, v;;«селение», авест. v;s-, va;sa, др.-перс. vi;-, греч. ;;;;; (< арх.-греч. *F;;;;;, микен. wo-ko) «дом», лат. v;cus «селение», гот. weihs «деревня», алб. vis «место, местность», тохар. В ;ke «место, расположение, положение» < пра-и.е. *wey;- «входить; урегулировать; селение, поселение»).

Ирония в том, что праславянское «весь» стало отождествлятся с омонимом «весь» – англ. «all» (< *vьsь после падения редуцированных), в то время как, по мнению В. Н. Топорова [iv], «весь» («община») > «волость» («общинное имущество» ) > Волосъ / Велесъ «бог-покровитель общины и его имущества (в том числе и скота)» (у балтов Vels «Велс» стал богом умерших членов общины (литов. v;l; «душа» ~ герм. Valh;ll «Вальхалла», букв. «чертог мертвых», где valr «павший, убитый, мёртвый» < пра-герм. *walaz «убийство, резня»), а с принятием христианства velnias «вяльняс» – «черт»; с принятием христианства у славян – св. Власий (полногласный вариант «Волосъ» в берестяной грамоте ХІ в. в перечне святых), покровитель скота; у славянизированных угро-финнов Костромского края «ёлс» – «злой дух») и со временем иранское понятие «мир» вытеснило исконно славянское «весь».

Но, по нашому мнению, более вероятно, что всегда выступающим в паре индоарийским Митра-­Варуна именно тождественны славянские Мир-Велес (как Варуна является божеством вод и сокрытыми сокровищами, так и в фольклоре Велняс / Велес ассоциируется с влажными местами, а также большими деревьями, камнями, пещерами и пнями, а в славянской топонимике – с озерами и реками).

[i] Топоров В. Н. Ещё раз о природе ведийского Митры в связи с проблемой реконструкции некоторых древних индоиранских представлений // Тезисы докладов во Второй летней школе по вторичным моделирующим системам. –Тарту, 1968. – С. 50-52; Топоров В. Н. О семиотическом аспекте митраической мифологии в связи с реконструкцией некоторых древних представлений // Semiotyka i struktura tekstu. –Warsz., 1973. – S. 357-371 ; Топоров В. Н. Боги // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. – М. : Межд. отношения, 1995. –Т. 1 : А (Август) – Г (Гусь). – С. 204215 ; Иванов Вяч. Вс. Евразийская религия света и границы митраизма в свете работ В. Н. Топорова // Baltai ir slavai: dvasini; kult;r; sankirtos = Балты и славяне: пересечения духовных культур / ред.-сост. Т. В. Цивьян, М. В. Завьялова и А. Юджентис. – Vilnius : Versm;, 2014. – С. 33-59 ; Иванов Вяч. Вс. Границы митраизма в свете работ В.Н. Топорова : доклад к конференции, посвящённой памяти В. Топорова, проводимой в сентябре 2011 года. Съемка «Живого ТВ». Переделкино, 1 августа 2011 г. // https://youtu.be/F7iA4fNfx4Y ; Иванов В.В. Огонь, Солнце и Свет в языках и культурах древней и средневековой Евразии // Иеротопия огня и света в культуре византийского мира / ред.-сост. А. М. Лидов. – М. : Феория, 2013. – С. 20-36.
­
[ii]Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор : Реконструкция древней славянской духовной культуры (источники и методы) / отв. ред. Н.И. Толстой. – М. : Наука, 1989. – С. 43-60.

[iii] Бурячок А. А. Формування назв понять миру та безпеки у східнослов'нських мовах // Мовознавство. – 1982. – № 6. – С. 36.

[iv] Ґейштор А. Слов'янська міфологія / пер. з польск.– К. : Кліо, 2015. – С. 60.

Поскольку Проза.ру не отображает знаки других алфавитов, то правильная версия тут - http://www.facebook.com/groups/mifologia/posts/5785235144936964


Рецензии