Фарс- мажор
С сентября месяце 1968 года в Харьковском инженерно- строительном институте (ХИСИ), начались занятия по учебной программе. Общеобразовательные предметы физика, математика, начертательная геометрия, архитектура и другие. Спасибо учителям родной школы. На факультативных занятиях мы это уже изучали, дополнительно к школьной программе. Свободного времени было много.
Мы с товарищем из одной школы, хотели научиться летать на спортивном самолете. Аэроклуб находился на улице Плехановской, спортивный аэродром за городом, недалеко от п Золочев. Мечта школьников- авиамоделистов забрезжила на небосклоне. В парке Горького, по выходным, еще работало все оборудование. Парашютная вышка, и бутафорский И-16, крутивший петлю Нестерова. Все выходные проводили там. Можно сказать, мы прошли начальную подготовку, для приема в первый класс аэроклуба. Нас взяли условно, т к мы уже были студентами.
Занятия начинались с 16 часов, были четыре раза в неделю, включая воскресенье. Обычный учебный класс, только большой. Часть занимали учебные столы и доска. Большую часть занимало авиационное оборудование, включая фронтовой истребитель МИГ- 3, в полу- разобранном виде. Начало, три теоретических занятия, практика в воскресенье, выезд на спортивный аэродром.
Рано утром, в стареньком автобусе, вся группа выехала от здания на Плехановской. Около семи, уже были около летного поля. Большое травяное поле и с краю в углу, два Кукурузника, небольшой вертолет, автомобили и гараж с большими воротами. Там рядом, нашел себе место и наш автобус. Охранник сдал пост. По моему, у него был карабин, типа кавалерийского, короткий. В отдалении, метрах в пятистах висел аэростат- колбаса времен войны, серого цвета. Утро солнечное, чистое голубое небо и легкий ветерок.
Тема занятий - парашют. Устройство, сборка, обслуживание, хранение, использование. Следующие два часа, практические занятия с парашютом. Пошли к аэростату, прихватив парашюты с собой и мото шлемы. Прыгать будем с площадки под аэростатом. Естественно, мы с товарищем пошли вверх в первой группе. Вроде все привычно. Прыгали с вышки друг за другом. Крутили петлю всегда в месте, И-16 был двухместный, с электроприводом винта. Тягой и реверсом вначале раскачивался, сильно раскачавшись, начинал крутить петлю. Мы оплачивали сразу два сеанса. Раскачивание и торможение забирали много времени.
Только на втором курсе мы узнали, что скорость ветра по высоте, через каждые 10 метров возрастает на 10 процентов. А открытая корзина лифта не спеша поднимается на тросах вверх. Метрах на 50 уже качало хорошо, а до платформы 600 метров. Корзина там качалась как сумасшедшая, у платформы почти остановилась. Сразу выйти никто не смог, пальцы сжимающие поручни, не разгибались. У некоторых даже костяшки побелели. Через время удалось разжать правую руку, с ее помощью и левую.
На вопрос, почему корзину оставили открытой, инструктор сказал, Фарс- мажор, и пояснил. Желающих опуститься в корзине на землю никогда не было, все прыгали. После открытой корзины, прыгать уже не страшно. В Кукурузнике всегда остаются не решительные. Зачем их просто катать или пинком выталкивать. В нашей группе прыгнули все, Фарс- мажор хорошо работал, и главное безотказно.
Свидетельство о публикации №223050400554