Глава 11. Мир не без добрых людей

 

Алексей надеялся, что за следующим поворотом дороги наконец появятся строения  - он пойдёт на спасительный огонёк, и там ему непременно помогут: не может же целый мир быть похожим на Нила, его приятеля Петра, и им подобным. Мама всегда говорила, что мир жив благодаря добрым людям, а не таким, как эти нелюди, а матери Алексей верил — потому шёл из последних сил, а когда в очередной раз упал и не смог уже подняться — пополз.
И действительно: за очередным поворотом ему показалось строение, похожее на будку обувщика у них на рынке, но как не напрягал Алексей глаза — всё бесполезно — видно просто померещилось, однако продолжал ползти дальше. Зимняя ночь бесконечно длинная и казалось не закончится никогда и только когда небо начало слегка бледнеть Алексей действительно увидел некое строение и уже не сомневаясь что это не видение пополз к нему из последних сил. Остановился лишь тогда когда упёрся головой в двери — хотел постучать но руки не слушались и тогда он перевернулся на спину и ударил в дверь ногой.
Тихон отдыхающий после дежурства — он сменился только сегодня утром и ночью как обычно отдыхал проснулся от громкого удара в дверь. Прислушался но за дверью было тихо — и он хотел снова повернуться к стене лицом и продолжить отдых: вставать было ещё рано: только через час с лишним по железке проследует дрезина и он должен просигналить ей что всё в порядке. Но едва он повернулся на бок снова раздался сильный удар в дверь.
-Да что это такое? - Тихон вскочил с лежанки и поспешил к двери соображая по дороге6 — Уж не шатун ли ломиться в двери?
Этой зимой от бескормицы не все медведи залегли в спячку и теперь то там то здесь люди встречали бродивших в поисках пищи шатунов — правда к его сторожке не приходили ни разу но всегда бывает этот первый раз. Тихон напряг слух: за дверью кто-то сопел но это явно был не медведь — уж больно тихими были звуки тогда мужчина вопреки всяческой логике довольно громко поинтересовался:
-Кто там?
Слабенький еле слышный голосок ответил:
-Откройте — замерзаю.
И Тихон — добрая душа не раздумывая открыл двери.
На земле лежал странный человек одетый в кургузое пальтецо не по размеру с торчащими во все стороны клоками ваты: человек явно полз по земле обдирая в клочья одежонку.
-Заходи! - разрешил мужчина.
Человек поднял голову сделал попытку заползти но не смог преодолеть порог — это оказалось выше его сил.
Тогда Тихон схватил человека за шиворот и волоком затащил в помещение — доволок почти до самой печи где было потеплее: было видно что человек действительно очень замёрз и ему требуется помощь. Потом вернулся к двери окинул площадь бывалым глазом и не узрел ничего подозрительного: значит гость только один и можно не беспокоиться что ему самому угрожает опасность. Время всё же неспокойное: кроме медведей ещё и двуногие шатуны иногда выходят на железку и редко с добрыми помыслами.
-Кто такой? - поинтересовался Тихон. - Откуда свалился на мою голову?
Нежданный гость пробормотал совсем невпопад:
-Пить!... Дайте пить.
-Сейчас поставлю чайник на плиту заварю чай и мы с тобой попьём вместе а потом ты расскажешь кто такой и как попал сюда.
Тихон подбросил в печь несколько берёзовых поленьев которые сразу же затрещали и занялись слабым огоньком: угли в печи ещё не догорели.
-Садись к столу милок.
Милок пошевелился, попробовал подняться хотя бы на колени, но не смог, и снова лёг на пол.
Тихон подхватил бедолагу под мышки удивляясь лёгкости гостя: при таком росте вес его должен быть намного больше — без труда переместил его к столу, усадил на стул, но едва отнял руки гость, тут же опустился на стол: Алексей понял что не сможет удержаться на стуле и позорно рухнет под ноги дядечки, что сжалился над ним и пустил в свою будку.
В это время закипел чайник и Тихон отвлёкся от не прошенного гостя. Он сполоснул заварной чайник, насыпал в него ложку заварки и залил кипятком, потом достал из стола ещё одну кружку разлил в обе заварку, добавив затем кипятка — подумал минуту, достал из стола последний кусок сахара, положил его в кружку гостя и сказал:
-Пей не спеша — не обожгись — чай горячий.
Алексей сделал глоток: чай был не только горячим, но и сладким. Забытый почти вкус!
Грел озябшие руки и глотал, глотал не опасаясь обжечься: жажда и внутренняя дрожь были сильнее страха. Когда чай закончился Тихон спросил:
Как зовут то тебя, милок?
-Алёшей — последовал ответ.
Из под городской шапчонки выбился совершенно седой клок волос.
-Сколько же тебе лет Алёша? -- продолжал спрашивать хозяин будки уверенный что человек примерно его возраста: слегка, а может и не слегка за пятьдесят/
-Шестнадцать — усмехнулся в ответ Алексей, прекрасно понимая, что сейчас в это трудно поверить.
И действительно: на лице мужчины возникло явное удивление и сомнение в том, что человек говорит ему правду.
-Ты что, Алёша, с неба что ли свалился? - пытался пошутить Тихон.
-Не с неба! - запротестовал Алексей — урки из вагона выкинули.
-Как же ты попал то к ним, милок? Расскажи - я мужик не глупый — пойму.
И Алексей попытался вкратце рассказать всё начиная с ареста заканчивая побегом и тем как он полз по полотну и наткнулся на сторожку.
Ясно — отреагировал Тихон впервые услышав что бывает с теми кого отправляют в проклятую Акмолу ведь его старшего брата с женой и двумя старшими сыновьями уже почти полгода назад отправили именно туда и теперь мужчине стало ясно что ни брата ни его семьи скорее всего уже нет в живых: если бы это было не так уже кто-нибудь из них дал о себе знать.
-Боже мой, сынок! - воскликнул мужчина. - Сколько же тебе пришлось настрадаться. Моли Бога за своих родителей — это они тебя спасли от верной смерти.
-Можно ещё чая? - спросил Алексей.
Тихон налил почти целую кружку но сахара больше не было и Алексей теперь просто грелся благодарно поглядывая на мужчину.
-Зови меня дядькой Тихоном — представился он.
И добавил:
-Тебе повезло Алёша: видно родители молятся за тебя. Они верующие люди?
Да. - ответил Алексей. - -Я в этом не сомневаюсь, что жив только их молитвами.
Тебе повезло, сынок, что ты меня застал, а не моего сменщика - он наверняка завтра же сдал тебя охране, что каждое утро курсирует по дороге на дрезине — плохой он человек — не добрый.

-Спасибо дядя Тихон! - отреагировал Алексей. - В последнее время мне не часто встречались добрые люди.
Не горюй милок: мир не без добрых людей — просто время сейчас такое — недоброе. Как видно грядёт что то очень нехорошее —звероподобное - вот человек и лютует.
Алексей запомнил эти слова старого дядьки и потом вспоминал их когда фашисты бомбили советские города убивали советских людей.
-Что же делать, дядя Тихон? - спросил Алексей. -Может вы подскажете?
-Я помогу тебе милок. - ответил Тихон и рассказал что через четыре километра новый перегон и он должен идти туда найти поезд идущий в сторону Москвы отыскать вагон на котором написано Сталинград затаиться и считать сутки: На третье утро будет станция Сталинград-_Сортировочная _ вылезешь из вагона переберёшься на другую сторону вагона повернёшь налево и пойдёшь до тех пор пока не дойдёшь до реки _ переправишься на другую сторону на пароме поднимешься вверх и там начнётся твоя Красная слобода, улица идёт вдоль Волги _ по правую сторону чётные номера _ пойдёшь по улице считай номера чтобы не пропустить свой номер _ найдёшь осмотрись чтобы никого постороннего не было,
Алексей не понимал зачем дядька так подробно объясняет ему и только потом понял почему,
--Сейчас немного отдохнёшь перед походом а к ночи разбужу и провожу тебя в путь. - сказал дядька.
Он уложил Алексея на свою лежанку укрыл тулупом и сказал: - Спи спокойно, парень — тебя никто не тронет пока я здесь.
И Алексей неожиданно даже для себя уснул. Разбудил его Тихон: легко прикоснулся к плечу парня и тот сразу же открыл глаза.
-Вставай, сынок — нужно поспешать: до утра ты уже должен быть в вагоне, чтобы не попасть на глаза тех — на дрезине.
Дядька Тихон напоил снова Алексеем горячим чаем  нарезал несколько ломтей хлеба завернув их в чистую ткань и почему то положил свёрток в карман своего тулупчика, потом завернул половину булки — положил её в матерчатую сумку сказав:
-Это возьмёшь с собой в уплату паромщику.
Потом заставил снимать ботиночки на „рыбьем меху“ и достал из за печки свои валенки с калошами заставив одеть их потом протянул свой тулупчик:
-Тебе сейчас он пригодится: в своём городском пальтишке ты живым до места не доедешь.
-Спасибо, дядя Тихон ! - ответил Алексей. -А как же вы сами?
-У меня есть ещё здесь новые валенки да и тулуп тоже есть — ты спал под ним. Обо мне не волнуйся — думай о себе: постарайся добраться до перегона вовремя — это спасёт тебе жизнь. Потом когда уже будешь в вагоне постарайся не проехать свою станцию — вернуться назад будет намного сложнее.
Обрядив Алексея, Тихон  проводил парнишку перекрестив его в дорогу и пожелал доброго пути. Алексей поблагодарил доброго дядьку и пошёл. Шёл медленно, ноги заплетались и дядька долго смотрел ему во след и просил Господа помочь парнишке добраться до места благополучно — только потом вернулся в своё тёплое убежище.
Сколько Алексей шёл неизвестно — ноги переставлял с трудом — сил было мало. Он достал из кармана пакет что положил Тихон отломил кусок и начал сосать его, представляя что сосёт леденец, только вкуса леденца уже не помнил. Дойдя до перегона обошёл все составы, что стояли в сторону движения и найдя наконец вагон с корявой надписью Сталинград рванул в сторону двери что было сил, как это сделал главарь, когда они садились в вагон на Москву.
Пломба сорвалась и выпала на землю, Алексей открыл двери и с трудом забрался в вагон, который оказался угольным. Это его не обрадовало: в сене ехать было намного комфортнее но тут уж не до жиру, как говорят, — лишь бы быть живу.
Алексей забрался в дальний правый угол, раскопал яму в угле, надев рукавицы, что были в другом кармане тулупчика крупные куски угля выложил по краю ямы, чтобы с входа в вагон не было его видно потом улёгся в ямку, запутавшись в тулупчик и пытаясь согреться, снова принялся сосать новый кусок хлеба. Вскоре состав тронулся и Алексея укачало, как в колыбели. Проснулся он от того что кто-то открывал двери и послышались мужские голоса:
-Микола — говорил строгий голос греби в ведро не пыль, как в прошлый раз — выбирай куски покрупней.
-Счас! - ответил более молодой голос и, вошедший начал подниматься к нему, заметив крупные куски угля. Алексей понимая что ещё немного и Микола увидит его невольно толкнул ногой проклятые куски, которые полетели вниз, а с ними скатился и Микола.
-Что возишься? - послышался голос снизу — Стоянка только пять минут, а нам воды ещё нужно набрать.
Микола вскочил на ноги, покидал куски угля в ведро и быстро спустился из вагона на землю
так и не поняв, почему на него свалились куски угля.
Когда всё стихло и снова вагон застучал по рельсам, Алексей покидал почти все куски угля вниз, оставив на всякий случай только несколько самых больших кусков. Он понял, что утром охранники видно приходят за углём, чтобы отапливать свой вагон — значит ещё раз придут следующим утром, и он может пока быть спокойным.
Так и произошло но теперь Микола набрал ведро угля не отходя далеко от двери, хотя Алексей был готов в случае чего обороняться. Но и на этот раз всё обошлось благополучно, словно какая-то неведомая сила хранила его. Весь день Алексей, то дремал, слушая убаюкивающий стук колёс, то сосал свой леденец, борясь с желанием выпить пусть даже такого чая, какой раздавали им уголовники, но  вагон был уже другим и шёл он в противоположную сторону — нужно было терпеть. Через щель в двери Алексей видел, что сгустились ночные сумерки и значит на следующее утро он уже будет на месте, но что сделать, чтобы охранники не смогли схватить его — нужно было придумать. Он долго ломал голову, но не придумал ничего иного как то, что утром едва Микола поднимется в вагон, он возьмёт самый большой кусок угля, добежит до него, ударит по голове, а потом уже  ринется на второго охранника, уповая на эффект неожиданности, хотя не был уверен в том, что у него хватит сил и смелости ударить человека, ведь он был вполне миролюбивым человеком, и даже дрался всего пару раз в жизни. Н иного выхода не было. И когда утром в вагон поднялся Микола ,Алексей взял самый большой кусок и кинулся на парня вниз. Странно но эффект неожиданности сработал уже на первом охраннике: глаза у охранника расширились от ужаса он отпрянул в сторону а потом развернулся и побежал прочь, забывая, что находится в вагоне, и поэтому не выпал а выпрыгнул на стоящего внизу Петровича, сбивая его с ног. Петрович упал на спину ударился обо что-то головой и отключился а Микола всё ещё кричал от страха:“-А-а-а-!“ не в состоянии никак успокоиться.
Только когда немного успокоился Микола рассказывал старшему товарищу что произошло заикаясь и захлёбываясь страхом:
-Тильки пиднявся — з вирху чертяка — скок!.. Чернявый… Злый… Страшнючий… Воет... Зубами клацает... Я так злякался — так злякался и побиг! Потим упав…
-У страха — глаза велики — ответил Петрович уверенный в том что это был никакой не чертяка а обычный бродяга который, как видно, просто подъехал с ними до нужного места. Но Микола так и не поверил Петровичу, хотя тот поднялся в вагон и убедился в том, что это был обычный бродяга.
Алексей, воспользовался замешательством, спустился вниз, перелез под вагоном на другую сторону, повернул налево, как говорил дядька Тихон, и пошёл вдоль состава, молясь мысленно никого не встретить. Шёл с трудом — ноги заплетались,его мотало из стороны в сторону, боялся что упадёт и не сможет подняться, а это означал бы конец не только его путешествию, а скорее всего и жизни. Поднялся вверх по уклону — внизу блеснула река а на этом берегу реки стоял паром. Спускался осторожно чтобы не вызвать подозрения ни у паромщика ни у пассажиров. Взгляд мужчины управляющего паромов был весьма подозрительным и требовательным. Спросил:
-Только из шахты, милок?
=Нет, — ответил Алексей, — уголёк разгружали по разнарядке.
-Да, тяжело рабочему человеку достаётся кусок хлеба — признал паромщик.
-Твоя правда, дядя — ответил Алексей протягивая ему сумку с оплатой.
-Не побрезгуешь — спросил — в уплату взять хлебушка?
-Разве можно хлебом брезговать?! - ответил тот вопросом, принимая сумку. Заметив, как озябли руки у странного парня неожиданно предложил:
-Идём в мою будку — чаем напою, немного согреешься.
-Спасибо — ответил Алексей — вот это кстати будет — продрог до костей.
Будка перевозчика была мала и едва вмещала двоих поэтому перевозчик сразу перешёл к делу.
-Садись к столу — сказал снял с буржуйки чайник, налил в кружку чая, едва его напоминающего — видно заварки было маловато но Алексея не она интересовала а сама жидкость — ужасно хотелось пить. Торопливо отпил несколько глотков, хорошо чай уже несколько остыл и он не обжёгся — потом уже пил по глоточку, чтобы паромщик ничего не заподозрил — кто знает с кем он связан: доносчиков в стране хватает.
Но тот и не думал подсматривать за парне- было видно, что он после ночной смены очень устал и действительно основательно продрог.
Когда паромщик вышел из будки, Алексей достал из кармана тряпицу с завёрнутым в неё оставшемся куском хлеба, откусил кусок и запивая чаем проглотил — немного подумал и откусил ещё, решив что от двух кусков ему плохо не будет. Допил весь чай и почувствовал, что паром натолкнувшись на препятствие остановился — значит причалил к другому берегу.
Выйдя из будки, Алексей убедился, что это так — пассажиры один за другим сошли с парома и дядька с телегой сводил лошадку под уздцы вниз. Алексей тоже пошёл к выходу. Поблагодарив доброго человека за гостеприимство, сошёл на землю — потом спустился к воде, вымыл руки и лицо, достал кусок ткани из кармана, вытер руки и лицо, оставляя на ткани грязные разводы
и спрятал ткань в другой карман.
Снова нужно было подниматься вверх по откосу — пришлось принимать повышенные усилия — ноги всё ещё не хотели слушаться. Выбрался вверх и перед ним открылась улица, как и говорил сердобольный Тихон. Алексей перешёл на правую сторону улицы и побрёл вперёд прислушиваясь и присматриваясь — движение ещё не началось и он спокойно дошёл до первого дома всматриваясь в номер — 280 й, а ему нужен был 216й номер.
Побрёл дальше — миновал 260-й дом потом и 240-й дошёл до220-го. Силы стремительно покидали его  и Алексей приказал сам себе:
-Не раскисай, Алёха — ещё пара домов и ты на месте!
Дошёл до нужного осмотрелся — ничего подозрительного — в одном из окошек лишь тлел огонёк — значит проснулись. Алексей вошёл во двор — рядом с домом, как и рассказывала мать, яблоня а под ней самодельный стол дошёл до него и готов был тут же шлёпнуться на скамью, опереться руками на стол и отключится, но заставил себя сделать ещё несколько шагов до двери. Опершись на косяк, постучал, но звук был таким слабым и и никто его не услышал.
Поднял кусок камня и постучал сильнее — прислушался: через несколько минут раздался звук открываемой двери и шаги по полу к дверям потом почти забытый голос:
-Кто там?
-Няня Люба — ответил едва слышно. - Это я — Алёша.
Его услышали и дверь открылась внутрь: на пороге стояла седая женщина, у Алексея упало сердце: он не узнал в ней свою сестру и от неожиданности рухнул вниз.




    Продолжение следует:


Рецензии
Томочка, добрый вечер.
Вот так и читаю твою книгу выборочно, сегодня много времени нахожусь за компьютером, так как на дворе дождик.
Пишешь замечательно, умница моя.
Откуда только сюжеты берёшь? А я ничего не сочиняю, есть в голове сюжет про дом-морг, но это, к сожалению, жуткая быль.
Обнимаю,

Лариса Малмыгина   07.05.2023 15:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Ларочка, на добром слове!
А сюжеты эти из жизни нашей семьи,
кроме конечно фантастической версии.
С добрым теплом -

Тамара Злобина   08.05.2023 14:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.