Отцы и внуки Глава 16. Внуки

                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")

      Эдик, как и Паша в младенчестве, был спокойным мальчиком. Ел, спал, гулял, ночью домочадцам спать не мешал.

     У Веры Петровны отгул. Она, стараясь не шуметь, чтобы не разбудить малыша, занялась вязаньем. Через занавеску видит, что Ира крадётся к выходу, она следом:
- Ира, почему ты меня не предупредила, что уходишь? Я, не зная, что Эдик один остаётся, тоже могла бы уйти.
- А мы не хотим, чтобы ты его на руки брала. Алик говорил, что ты руки после туалета не моешь.

      Вера Петровна онемела от удивления. Поднапряглась и вспомнила: когда родился Павлик, она по просьбе Иры носила какие-то документы в поликлинику. Отдавая документы, она ответила докторам на вопросы, немного поговорила и ушла. Ни она их, ни врачи её не знали, так как Вера Петровна лечилась в ведомственной поликлинике. Через некоторое Ира рассказала матери:
- Мама, чем это ты нашу врачиху очаровала? Она мне сегодня сказала, что твоя мама не из тех, кто о грязный передник руки вытирает и ребёнка берёт.
 -  Хорошая память у Алика, знает как мне нагадить, - оценила зятя тёща.

        На другой день Ира опомнилась, сослалась на послеродовой психоз и без всякой нужды стала подкладывать Эдика на кровать к бабушке.

       В октябре случилась небольшая неприятность с большими последствиями. Ира кипятила в литровой эмалированной кружке растительное масло и нечаянно кружку перевернула. Вера Петровна, вернувшись с работы, застала дочь в слезах, с ожогами на руке и ноге. Масло пролилось на газовую конфорку, горело некоторое время. Кухонные навесные шкафы и обои закоптились. Вера Петровна сбегала в аптеку, купила средство для лечения ожогов. Иринка успокоилась. Вечером обсудили, что делать с кухней. Решили, что Вера Петровна купит моющиеся обои, клей, а Алик отмоет шкафы и переклеит обои. Обои и клей пролежали в комнате Олега до апреля. Шкафы где смогла достать, Вера Петровна отмыла, повыше были в саже. Терпение её лопнула в канун Пасхи. Она принесла с работы моющее средство, передвинула мебель и взгромоздилась на лестницу. Помыла, устала, легла отдохнуть и заснула. Проснулась от грубого окрика зятя:
- У тебя что? С головкой плохо?! Поставила отраву рядом с нашим хлебом! Отравить нас захотела?!

        Вера Петровна, стараясь быть спокойной парировала:
- Это не отрава, а моющее средство как любое другое, только без отдушки. А делала я то, что ты должен был сделать полгода назад. И не "ты", а "вы". Я хамства не потерплю. Ирина, приструни своего мужа!
- А мне плевать, а мне плевать, что ты не нашла к нему подхода!
- Зачем он мне нужен, чтобы я к нему подходы искала. Пришёл ко мне в дом, ведет себя безобразно, а я к нему подходы должна искать?! Не забывайтесь.
Павлик плачет:
- Не ругайтесь, у меня же сегодня день рождения.
- Паша, твоя бабушка тебе смерти желала! Она не хотела, чтобы ты родился! И вообще, ты хотела, чтобы мы развелись. Советовала ему, когда он выписался с больницы, уехать к родителям, вроде как там подлечиться. Алик слышал, что вы с папой про уродца говорили. Это вы его так называли. Не отпирайся!  Уродец - ваше слово!
- Если бы не я, не было бы у тебя ни этого, ни этого, - ответила Вера Петровна, указывая на Алика и Пашу.

       Она поняла, что разговаривать бесполезно, собралась и ушла из дома. Побродила по набережной, зашла в магазины, утешила себя покупками. Купила корейский шифон на костюм и черные босоножки. Утешила себя ненадолго.  Костюм пошила, немного поносила и выбросила, показался мрачным. Босоножки оказались маловаты, отдала дочери.

       Позвонил Олег:
- Мама, я вспомнил. У Пашки день рождения, сейчас приеду. Ты от меня подарок купила?
- Подарок купила, только дня рождения не будет
Олег выслушал мать, чертыхнулся. Что такое Алик он уже давно понял.

      Потом Ира опять говорила о послеродовом психозе, о том, что они с Аликом без помощи родителей не прожили бы. Как родной  папа: истерика, скандал, следом - раскаяние. Алик, работая в милиции следователем, приобрёл некоторые знания по психологии и  умело манипулировал  психикой Ирины. Управлять тёщей ему не удалось.

      Павел учился плохо. Ира призналась матери, что учительница начальных классов ей сказала:
- Зря вы так настаивали, чтобы Павлика приняли в школу. Я думала, что у него необычные способности, а он совсем не готов к учёбе. Не созрел. Так знаешь, мама, ей семьдесят три года, у неё склероз, говорит и тут же забывает, о чём сказала. Путается всё время.

      В начальных классах под контролем Ирины и по доброте старой учительницы у него были четвёрки, но когда внук перешёл в пятый класс, успеваемость резко упала.  Художественную литературу читал из-под палки. Читал и пересказывал Ире "Гарри Поттера",  "Приключения Тома Сойера". В седьмом классе он ещё играл своими машинками. Под влиянием своего папы мальчик увлёкся компьютерными играми и часами расстреливал танки. А папа, вместо того, чтобы поинтересоваться, как дела у сына в школе, спрашивал про очки, заработанные стрелком в игре. Не был он равнодушен только к успехам Павла в спортивной школе, где подросток успешно занимался плаванием. Следил за показателями, ходил поговорить с тренером, ругал за лень. Когда бассейн закрыли на ремонт, детей стали возить в другой, находящийся далеко. Павлику пришлось расстаться с плаванием, так как в это время  у него были занятия в школе.

        Однажды Вера Петровна услышала, что Ира с Аликом спорят о том, кому идти по вызову классного руководителя в школу. Оба не хотят. Бабушка предложила свои услуги, родители согласились.

       Мария Алексеевна показалась Вере Петровне очень добросовестной, переживающей за своих подопечных учительницей. Она рассказала о причинах своего беспокойства:
- Скоро конец четверти, а у Паши одни двойки. Мама обещает позаниматься, но сдвигов нет. Я понимаю, у неё малыш на руках. Но она же в отпуске по уходу за ребёнком, надо выкроить время. Папа приходил один раз, так я его не поняла. Разговаривал грубо, вроде как угрожал нам. И потом, что это за воспитание? Я Паше сказала, чтобы подобрал скомканную бумагу возле своего стола, а он отвечает:"Мне это не надо". Вы сейчас поговорите с учительницей географии, математики, они расскажут вам о проблемах Павла.
       Учительница математики была в отчаянии:
- Не знаю, если вы сейчас возьмётесь за дополнительные занятия, может ещё и наверстаете. Но будет очень трудно. И маловероятно.

       Вера Петровна рассказала о разговоре с учителями дочери, о том как Паша удивил классную своим ответом на её просьбу собрать мусор.
- Будешь теперь всем про эти бумажки рассказывать, - возмутилась Ирина.

       Бабушка решила заниматься с Павликом по математике, физике, истории, географии и биологии. Марине достались русский и английский языки, литература. 

     В возрасте за шестьдесят она, придя, с работы садилась за учебники. С математикой и физикой проблем не было, но историю, географию и биологию приходилось зубрить. Ей хотелось, чтобы ученик слушал красивое и понятное объяснение. Она не представляла какие трудности её поджидают на этом тернистом пути. Паша с трудом повторял прочитанный текст. Вера Петровна своими словами пересказывала параграф. Заставляла внука повторять сказанное ею предложение. Рисовали таблицы, схемы, заучивали правила, формулы.  Иногда Паша ленился, бабушка повышала голос. 
- Что здесь за крик?! Смотрите мне, - грозно произнёс Алик.
- Учимся, - ответила бабушка.

          Она так и не поняла кому угрожал зять: ей или сыну.
- Видишь, Павлик, как папа ругается. Не будешь меня слушать, я откажусь тебе помогать. Пусть мама с тобой занимается.
- Нет, бабушка, я буду заниматься. Мама не объясняет, даёт задание, потом проверяет и кричит на меня. Я сам не понимаю, мне нравится как ты рассказываешь.

       По истории, биологии, географии у Павлика в дневнике появились четвёрки. Хорошо он решал арифметические примеры любой сложности, а с алгеброй и геометрией были проблемы. С трудом, но начал Паша решать простенькие уравнения, научился решать задачи по физике в общем виде. Подросток радовался своим успехам. Но чуда не свершилось. Закрыть полученные ранее двойки не удалось и за третью четверть у Павла вышли одни тройки. 

       Ира возмущалась:
- Всё, мама, хватит! я запрещаю тебе заниматься с Пашей. Ты сама говоришь и решаешь, а он только списывает. От таких занятий не толку. Я по-своему буду.

     А по-своему это опять слёзы, крики, битьё по щекам.  Когда Ирина после
работы спала, Павел потихоньку звал бабушку помочь. Она украдкой подсказывала, но объяснять времени не было. Так с нарисованными тройками, вместо заслуженных двоек, Павел окончил девятый класс.

        Молодые родители боялись, что дети будут похожи на Алика. Он знал, что не блещет красотой, особенно портил его лицо нос. Бог миловал: Павлик похож на Ирину, от Алика у него только огромные темно-коричневые глаза и смуглая кожа. Эдик - красавец. К тому же, умный и развит не по годам. Любит, когда бабушка читает ему книги. При просмотре фильмов  в свои четыре года   задаёт вполне осмысленные вопросы. Любит решать примеры. Фантазирует, представляет себя среди героев любимых мультфильмов. В выходные дни, когда бабушка позволяет себе понежиться в постели, залезает к ней под одеяло, слегка трясёт, пытаясь разбудить. Бабушка, якобы спит, тогда малыш силой открывает ей глаза. Бабушка оживают и они балуются, смеются. Потом опять сказки, задачки прогулки на улице. Эдик общительный, во дворе легко сходится с детьми. То у них война: бегают стреляют, то с горок катается, качели, стал лазать на дерево. Бабушке нет покоя, всё время подстраховывает внука. Внуки Вере Петровне скучать не дают.

Продолжение   http://proza.ru/2023/05/05/115


Рецензии
Спасибо, Надежда, зачиталась повестью.
Написано по-житейски просто, ощущение
какой-то безысходности.
Из всех героев жаль одну Веру.
Обязательно дочитаю до конца и напишу о своих впечатлениях.

Анна Вальс   05.09.2023 22:07     Заявить о нарушении
Говорят, из любого безвыходного положения можно найти выход. Если захотеть. Посмотрим, чем закончится эта печальная история.

Надежда Дьяченко   06.09.2023 11:38   Заявить о нарушении