Отцы и внуки Глава 18. Козни

                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")

          Вера Петровна поняла, кто позаботился о её нервно-психическом здоровье. За долгие годы работы, она приобрела себе врага. Начальник отдела кадров, Антон Гудков, не так давно работал старшим мастером в цеху. Предписаний Веры Петровны не выполнял. Она писала рапорта, собирала совещания при главном инженере, приходилось лишать его части премии. Как только Антон перебрался в отдел кадров, так всё ей и припомнил. По расписанию у Веры Петровны, как и у других специалистов, занятия в бригадах предприятия. Завод огромный, где какая бригада собирается она не знает. Приходят бригадиры, мастера и её ведут к себе.

         Гудков пришёл на занятие в бригаду, а учительница на радость проверяющего не явилась. Но радость кадровика была преждевременной: Вера Петровна ежегодно обновляла и подписывала распоряжение о порядке взаимодействия между ею и работниками цехов. Тогда он потребовал показать ему конспект занятия.
- Я конспекты не пишу. Свою работу знаю. Приходите на занятия, слушайте.

         Вскоре Вера Петровна в расчётном листке обнаружила ошибку: расчёт зарплаты был сделан на оклад меньший, чем у неё был.   Расчётчица в бухгалтерии показала приказ, согласно которого она переведена на должность инженера техотдела с понижением разряда. Специальность указана не была. Вера поняла: коль рядовой инженер, её можно заменить любым другим, значит скоро сократят. Новый старший экономист объяснил:
- Я здесь не причём. Валентина Ивановна написала этот приказ по просьбе Гудкова. Вы же знаете эту богиню!
- Знаю, хорошо, что не дали царствовала.

        Главный инженер распорядился вернуть Вере Петровне профессию и оклад. Потерю части зарплаты компенсировали премией.

        Третья попытка,  Антон Сергеевич дает последний и решительный бой. На предприятии очередная реорганизация: разъединение, укрупнение, перемена названия. Работники пишут заявления об увольнении и тут же заявления на прием, якобы, на новый завод. Вере Петровне в приёме на работу отказано. Пошла к директору разбираться. Тот по простоте душевной сказал:
- Вера Петровна, у меня к вам нет никаких претензий. Отказано вам, потому что вы пенсионерка. Я уже и приказ о приёме на работу подписал специалисту вашего профиля из подразделения, которое к нам присоединено. Вы её знаете.

      Гонимая знала и её, и то, что директор совершенно безграмотен в правовых вопросах. Вера позвонила коллеге:
 - Таня, я буду бороться за своё рабочее место. И ты не дремай,  обратись к юристу. Заявление твоё подписано, закон на твоей стороне.

     Она сделала копии документов, которые настряпал Гудков, написала заявления и обратилась в профком к председателю комиссии по трудовым спорам. Тот юлил и мямлил. Тогда Вера Петровна сходила в краевой комитет профсоюзов, где добрые женщины посоветовали не скандалить, а согласиться на сокращение и получить положенные выплаты. Она к совету не прислушалась и написала заявление в суд. Директор в командировке, познакомить его с заявлением не смогла, но файл выложила на рабочий стол своего компьютера. Все прочитавшие были одного мнения: Петровна подводит завод и руководство под большой штраф.
      Позвонил начальник отдела из управления:
- Вера Петровна, у нас сетевая школа по обмену опытом, сейчас к вам придёт группа участников, вы проведите их по своим объектам, расскажите о своей работе.
- Константин Григорьевич, я больше не работаю на заводе. Меня сократили, предложили должность оператора ЭВМ. Так что - извините.
         Через несколько минут опять звонок:
-  Вера Петровна, позвонил вашему главному, он сказал, что это чушь и вы по прежнему работаете.
- Он видать не в курсе, сейчас введу.
         Главный инженер посмотрел её заявление, копии документов, хмыкнул и сказал:
- Оставьте документы мне. Разберусь.
       Наутро звонок от работницы отдела кадров:
- Вера Петровна, ваш вопрос решился. Приносите заявление о приеме на работу.
      
       Гудков притих. Вере Петровне много интересного рассказали об этом, с виду воспитанном, молодом человеке.  Карьеру ему помогает делать  тесть,  председатель профкома в управлении. Будучи мастером в цеху никогда денег на общие застолья не вносил, ел, пил за чужой счёт, при случае мог прихватить с собой бутылку водки или кусок торта. Сейчас у него любовница, девушка тупая, красивая и без комплексов. Её-то он и метил на место Веры Павловны.  Работая в цеху старшим мастером, он заставлял мастеров, бригадиров писать заявления о просьбе материальной помощи в связи с тяжёлым материальным положением в местком. Тем при хорошей зарплате было стыдно клянчить на бедность, но они писали, боялись мести подонка.

       Вере Петровне предстояло работать за троих. Она обратилась к  Татьяне с просьбой:
- Таня, завтра наш начальник отдела будет у вас, передай, пожалуйста, ему всю свою документацию по отделению.
Татьяна Семёновна после долгого молчания сказала:
- Вера, будь на твоём месте другой человек, я бы всю документацию отправила в костёр, но ты всегда мне помогала, передам.

      В другом подразделении документов по профилю работы Веры Петровны не было. Ей предстояла огромная работа, так как предприятие платило штрафы и повышенные налоги. Наблюдая за её работой, начальник пошутил:
-  Петровна,  ты решила всю работу до своего увольнения переделать? Не обижай потомков. Разогни спину.
- Дурная привычка. Уже поздно меняться. 

       Вроде уже по работе и не надо, Вера Петровна прошла все обследования, которые назначила ей нервопатолог при медосмотре. Самой интересно. Принимала в поликлинике её другая врач. Посмотрела результаты и сказала:
- Очень даже неплохо для вашего возраста. Берегите сосуды.

       Про то, что ей надо беречь сосуды, Вера слышала уже в тридцать лет.
- В случае скандала предъявлю зятю справку, что  у меня с головкой всё в порядке. - посмеялась про себя тёща.

      В июле, в самые жаркие дни, из Москвы приехала комиссия. Две женщины проверяли работу очень тщательно. Вера водила их по объектам, рассказывала об успехах и проблемах, планах устранения. неполадок. Они изучали протоколы проверок контролирующих органов, планы текущие и перспективные, разрешения, предписания. Смотрели проектную документацию.  По итогам проверки в управлении состоялась конференция. Вера Петровна услышала свою фамилию среди трех лучших специалистов в регионе. По приказу из департамента ей дали на заводе премию в размере оклада. Неплохо.

        В августе по случаю юбилея предприятия всех пригласили на собрание в конференцзал. Трудяга, сославшись на занятость,  не пошла. Поработала, в обед перекусила и, как обычно, прилегла на пуховый платок вздремнуть. Сладкий сон прервал голос директора:
- Вера Петровна, мы вас ждали, а вы тут спокойненько спите.
- Я, Виктор Иванович, если в обед не посплю минут пятнадцать, не жилец.
- И правильно, отдохнуть надо. Я вам принёс свои поздравления.

   Директор вручил ей красочные грамоты и конверт с премией. Реабилитировался за свою оплошность с её увольнением.
 
    Главный инженер, узнав, что Вера Петровна намерена увольняться, попросил её подготовить себе замену. На стажировку к ней пришла дочь старшего мастера, круглолицая голубоглазая с жидкими волосёнками и пышной грудью девица двадцати восьми лет. Молодые женщины, жалея девушку, начали ей делать причёски, красить. Она сказала:
- Бесполезно, не вы первые пытаетесь. Я уже смирилась с тем что есть.

     Вера Петровна не смирилась. Она почти полгода пыталась вдолбить в пустую голову хоть что-то и, в конце концов, отказалась.
     Её папа пожаловался директору, тот вызвал наставницу к себе спросил:
- Что так всё безнадёжно? Неужели необучаемая.
- Виктор Иванович, у неё специальность - социальный работник, не работает по специальности, потому что не устраивает зарплата. Училась заочно, обучение платное. Всё время работала секретарём в деканате. Печатает хорошо. Это в нашей работе не главное.
- Ладно, пусть возвращается в цех слесарем. Вам пришлём кого поумнее.
         
       Умным оказался мальчик, выпускник университета с красным дипломом. Он походил с Верой Петровной по объектам, почитал документацию и отказался от предложенной работы:
- Вера Петровна, я с двенадцати лет занимался в кружке по конструированию. Стать конструктором была моя мечта. Ухожу от вас в СКБ.

        Сидящий за соседним столом коллега пошутил:
- Всё-то у вас не так, Петровна. Девочка вам не нужна, мальчику вы не нужны.
- Всё у меня в порядке: действительно девочка мне ни к чему. А мальчику старуха не нужна. Я на него не в обиде.

         Прежний главный инженер не скрывал, что он на заводе не надолго, его цель - карьера. Поработав три года, он перешёл в управление заместителем главного инженера. Новый главный инженер пришёл в отдел, стал перед столом Веры Павловны и сказал:
- Я знаю, что вас обидели. Работайте сколько хотите, никто вас увольнять не будет.

- Я уже наработалась, мне без малого шестьдесят пять лет. Пора на пенсию.

        В августе Вера Петровна подала заявление на увольнение, получила бегунок и пошла по отделам собирать подписи. Дошла до бухгалтерии, там её остановили:
- Рановато ты, Вера, увольняешься. Поработай ещё. В декабре будут большие выплаты, хорошие деньги получишь.
        Вера Петровна так и сделала.

        За неделю до увольнения на завод приняли инженера, которая будет работать на её месте. Ей достаточно было рассказать что где лежит и что надо делать. Вера настрочила памятку и дала девушке номер телефона:
- Звони, когда надо, не стесняйся. Помогу чем могу.
         После пышного застолья с шутками, тостами и подарками, пенсионерка отправилась в новую жизнь.

Продолжение http://proza.ru/2023/05/05/128
 


Рецензии
Реальная жизнь! История интересна и поучительна. К сожалению, такое не редкость в коллективах, и об этом тоже надо писать. Пусть кто-то увидит себя со стороны. В нашей трудовой буче на атомном производстве такое не процветало, вероятно, потому, что все были строго нацелены на обеспечение технологии. Ответственность не позволяла отвлекаться на козни. Хотя и там борьба и конкуренция велась жесткая между отдельными личностями.
С уважением,

Александр Ведров   07.05.2023 18:03     Заявить о нарушении
Я работала в Гомеле на объединении "Коралл" старшим инженером в в спектральной лаборатории. Завод выпускал микросхемы, оптоволокно. Была у меня группа из 8-ми лаборантов. Писала методики, как положено считала ошибки при доверительной вероятности, утверждала. П/Я, требования к документации строгие. Забраковала прецизионный сплав. Приходил он (ковар) в виде тонкой ленты, кроме завода-изготовителя, нигде анализ не делали. Приехала комиссия, мне кандидат из института Патона шепнул:"Как вы решились?" Никто не смог у себя эту ленту проанализировать, определили косвенным путём, что я права. Наверное, на морозоустойчивость проверили. Кварцевую крошку Кыштымского месторождения тоже забраковала: превышено содержание микропримесей. Начальник съездил на Урал. Оказывается, там как открыли ГОК, сделали разработчики анализ, так с тех пор результаты их и прикладывают ко всем партиям. Гок открыли в пятидесятые, в я анализы делала в 80-ми десятых. Так что я была широко известна в узких кругах. И к тому же молода, а начальник большой любитель женщин. Чтобы и была посговорчивей пытался устроить ко мне в лабораторию инженера, конкурента вроде. Ему в ОТиЗе сказали:"У вас есть Дьяченко и она всех устраивает". На пятничной уборке территории носком туфля указал мне на окурок, мол, подними. Я прошла мимо не поклонившись ему в ноги. Собрал приближённых и проверил сансостояние моей лаборатории. Нашли этикетку, отпавшую от отработанной пробы. Приказ о лишении премии на 100%. Это 64 руб. Пошла к нему:"За то что не поклонилась?" Ответ:"Хотя бы и так". Смилостивился, лишил на 50%.
Когда мы уехали временно в Братск из-за Чернобыльской аварии, год ждал, что вернусь. Лаборантка попросила, чтобы я в письме сделала приписку для него, что мы не вернемся. Вот такие мелкие пакости. Я о нём написала в миниатюре "Шефы".

Надежда Дьяченко   08.05.2023 00:16   Заявить о нарушении
Чувствовалось, что эта глава из автобиографии, слишком много подробностей и личной подоплеки. Героиня - молодчага как по квалификации, так и по личным качествам, стойкости духа. История напомнила, как моя супруга на должности экономиста цеха отказалась утверждать штатное расписание, в котором числились спортсмены-любители, расписанные по подразделениям комбината. Документ без подписи экономиста силы не имел. Начальник цеха собрал совещание по этому вопросу, но она отказалась в нем участвовать и покинула совещание. В результате всего, ее не перевели в плановый отдел комбината, как уже намечалось, так и осталась в цехе, пока мы не переехали в Иркутск.
С большим уважением,

Александр Ведров   08.05.2023 04:36   Заявить о нарушении
Да.Пишу для внуков. С зятем не повезло нам, дочери с мужем, детям с отцом.

Надежда Дьяченко   08.05.2023 04:47   Заявить о нарушении