Отцы и внуки Глава 20. Смертные грехи

               
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")

           Жизнь с зятем заставила Веру Петровну вспомнить о семи смертных грехах. Уточнила в Интернете. К ним  относятся: гордыня, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние (или блуд), чревоугодие и уныние. Про прелюбодеяние разговоров в семье не было. От чревоугодия Алик не страдал. Он даже упрекал Ирину, что она, по его мнению, много ест. Остальные пять грехов явно присутствовали.

Очень страдал Алик от нехватки денег. Он как-то спросил у тёщи:
- Вера Петровна, вы знаете, где и как мне денег подзаработать?
- Не знаю. Спроси у Олега. Они со своим другом Владом неплохо зарабатывают.
-  Они бегают, как шурики, по заводам, заключают договора, унижаются. Это не по мне.

        Вскоре Вера Петровна прочитала статью в газете и поделилась своими соображениями с дочерью:
- Ира, когда мы с папой разошлись, я обратила внимание на статью в АИФе, в которой автор утверждал, что если ваш муж всеми не доволен, часто меняет места работы, то в конце концов он и от вас сбежит. Найдёт причину. А сейчас я читаю, что, если кто-то у вас спросил как ему заработать денег, то наверняка он их никогда не заработает. Недавно Алик задал мне такой вопрос. Я посоветовала ему обратиться к Олегу, но он отказался. Посчитал для себя унизительным работать так, как работают Олег с Владом. Почему заниматься автоматизацией предприятий позорно, не понимаю.
- Алика распирает от гордости, что он со своим ментовским удостоверение имеет власть и видит страх в глазах контролируемых. Вряд ли он где-либо, кроме милиции, сможет работать.

         Олег купил большую квартиру в центре города и  Алику стало совсем плохо. Он перестал выходить из своей комнаты, когда Олег гостил у матери. Ирине и тёще пояснил, что Олегу повезло с другом: ему дал деньги Влад. Вера Петровна вспомнила анекдот:
- Ты где деньги берешь?
- В тумбочке.
- А откуда они там?
- Жена кладет.
- А у нее откуда?
- Я даю.
- Ну а ты-то где их берешь?
- В тумбочке...

        Зависть, злоба душили Алика. Он жаловался Вере Петровне, что Ирина тратит деньги на пустяки и поэтому они не могут накопить на квартиру.
- Так не отдавай ей все деньги, скажи, что копишь на квартиру.
- Не хочется скандала, - ответил зять.
- Скорее всего не из чего откладывать,- подумала тёща.

       У Ирины рос список претензий к матери.
- Мы тебя боимся, жмёмся по углам!
- Чего тебе не хватает? У меня кровать за занавеской и шкаф для одежды. Вы занимаете всю остальную квартиру, пользуетесь мебелью и посудой.
- Ты не дала мне в мединститут поступить!
- Как это я тебе не дала поступить?
- Не помню, но что-то там было.
- Посмотри на свои оценки по биологии и химии, тогда вспомнишь.
- Ты меня утром есть заставляла, а я не хотела! Ты вечно со своим борщом, супом лезла, я их не люблю!

       Дочь при всяком случае старалась унизить мать.
- Мама, у меня стаж небольшой, а я уже работаю в управлении. Ты же всю жизнь до самой старости на заводе.
- Работаешь ты в управлении, потому что там замглавного бухгалтера жена папиного друга. Я отказалась от должности инженера в управлении, несмотря на то, что разряд повыше и зарплата намного побольше. Не по здоровью мне ездить в командировки в Беркакит и прочие северные города. К тому же, заводе у меня творческая инженерная работа, а в управлении я была бы статистиком и инспектором. Это не по мне.
- Всё-таки молодец Лиля: фирма закрылась, она сама организовала торговлю. Ты бы так не сумела.
- Пожалуй бы не сумела. Но я работаю  инженером всю свою жизнь, меня не сократили в самые трудные времена, а она с сумками ездит по деревням, торгует мелочёвкой.

     Поработала в управлении Ростелекома Ира недолго. Она уволилась из за того,  что ездить по командировкам и очень её раздражала своим присутствием Нинка, сидевшая за соседним столом. Алик, который когда-то обещал, что его жена работать не будет, очень расстроился. Он пожаловался тёще:
- Мне тоже много кто не нравится на работе, но не увольняться же из-за этого. Командировки у неё короткие, Эдик в садике. Его отводит и отводит всегда Паша. Ужин я сварю сам.
- Алик, это у неё наследственное от папы. Он за тридцать пять лет семейной нашей жизни поменял двадцать рабочих мест. Всё искал лучшую зарплату или справедливость или кто-то его раздражал. А какая тебе будет зарплата, если ты везде новенький и по трудовой книжке видно, что летун.

       Выйдя на пенсию, Вера Петровна приступила к косметическому ремонту квартиры. Прежние обои потускнели, к тому же, Эдик с ними изрядно поработал. Потолки, побеленные водоэмульсионной краской шелушились. Договорилась с зятем, что расходы на материалы её, а клеить потолочную плитку и обои будут вместе. В комнате Олега  пластиковые потолочные плитки  были поклеены ещё тогда, когда он в ней жил. Потолочную плитку она принесла из соседнего магазина, а обои выбирала выбирала с пристрастием. Попутчиком и советчиком иногда у неё был Эдик. В большом строительном магазине, находившись, они присели отдохнуть в кафе. Эдик огляделся вокруг и спросил:
- Бабушка, мы в ресторане? 
- Да.
Внук преобразился: с игривым взглядом он стал притопывать ногой и покачивать головой в такт музыки. Ресторан Эдик видел только по телевизору, но хорошо усвоил, что надо делать. Сладости купленные бабушкой, дополнили веселье.

       Вера Петровна купила обои для своей комнаты и пошла со своим помощником на автобусную остановку. Виниловые обои тяжелые, внуку четыре года, еле добралась до дома. Обои для прихожей и кухни решила выбирать с Эдиком, а покупать одна. Когда выбирали обои для прихожей, Эдик рассмешил продавца.
Бабушка спросила внука:
- Посмотри вот на эти обои. Нравятся?
- Нравятся. Отстой.
Понятно: подражает своему папе.

        Ирине обои не понравились.
- Ты всё покупаешь по своему вкусу. Могла бы и посоветоваться.
- Не понимаю, как бы я могла с тобой советоваться. По магазинам ты со мной не ходишь. Шла бы и покупала за свои деньги. Я беру то, что нравится мне.

        В это же время Олег делал перепланировку и евроремонт в своей новой квартире. Вера Петровна присмотрела в его журналах для себя идею: спрятать холодильник Ирины, стоящий в прихожей в нишу. В проходе между на кухню был встроенный узкий шкаф. Надо было выбросит двери и боковую стенку шкафа, достроить стену из ГВЛ и обклеить обоями. Холодильник хорошо вписывался в простенок, оставались зазоры для воздухообмена. Идея Алику понравилась. Ира была против, потом согласилась. Алик привез ГВЛ, начал пилить, Ирина опять передумала:
- А что ты будешь делать, если холодильник поломается? Как его вытащишь?
Алик готов был прислушаться к жене, но  вмешалась тёща:
- Как ставили его в нишу, так и вытащите. Холодильнику всё равно, тем более он уже будет поломанный.
        Под крики жены:
- С моим мнением здесь не считаются, - Алик закончил работу.

        По желанию Ирины он выбросил антресоли и корзины Максима Ильича, любителя-грибника. Садовый инвентарь, столярные инструменты отнёс себе в гараж. На этом участие в ремонте квартиры Алика закончилась Обои и потолочную плитку Вера Петровна клеила сама.  Она попросила поклеить его несколько плиток в прихожей над шкафом. Сама не могла достать.
Сделал тяп-ляп. Тёща стерпела.

       Перед тем как выйти на работу из длительного отпуска по уходу за ребёнком Ирина с детьми собралась съездить на родину матери. Она дружила с Мариной, племянницей Веры Петровны. На школьных каникулах подолгу жила у тёти Нины. Купила билеты себе и Паше, Эдику ещё не было трёх лет. Пашу пугала, что если он не прочитает очередной том "Гарри Поттера", она его с собой не возьмёт. Он переживал до слёз, пришлось бабушке успокаивать:
- Не бойся. Билеты она купила, дома тебя не оставит. Но всё-таки Поттера читай.

      Вера Петровна тоже переживала: Павлик может выйти на остановке и опоздать на поезд. Она помнила, что любознательный внучок быстро бегал, и боялась, что он потеряется на перроне на какой-нибудь остановке, отстанет от поезда. Напрасно боялась. Павлик в вагоне дрожал от страха перед поездкой. Бабушка уговаривала:
- Ну что же ты боишься? В Благовещенск на самолёте летал не раз, на море папа вас на машине возил и вдруг поезда испугался. Вспомни, как твой дед-йог учил нас успокаиваться. Жми нерву на подбородке.
       Павлик засмеялся и расслабился.

       Гостила Ирина с детьми больше месяца. Алик был очень недоволен долгим отсутствием жены и его можно было понять.
В деревне Ире и детям так понравилось, что в следующем году они отправились туда же. Когда Ира задумала поездку в третий раз, Вера Петровна её пыталась остановить:
- Совсем не время тебе нынче ехать. Паша еле на тройки закончил девятый класс. Ему в техникум надо поступать. Я разговаривала в приёмной комиссии, берут ребят с тройками. Спонсорская помощь в пять тысяч нас не обременит.
- Его прекрасно берут в десятый класс.
- Берут-то берут, только что он там делать будет! Одумайся. Эдик кашляет, а ты с ним собираешься на Алтайские озёра ехать. Сыро, холодно. У тебя двадцать дней отпуска осталось, из них неделя в поездах. С больным ребёнком какой отдых?! Вспомни. Когда у тебя был ларинготрахеит Олег с папой собирали голубику, мы её продавали и на эти деньги ездили на море ради тебя. Девяносто второй год. Полный развал, предприятия не работают. Не то что сейчас. Алик мог бы взять пару недель и свозить вас погреться на солнышке.
- Я ценю ваш родительский подвиг, - процедила дочь сквозь зубы и укатила в Сибирь. 

       Только Ира вернулась домой, поехала к родным Вера Петровна. На родине она не была лет десять из-за проблем с давлением. Теперь же, когда подобрано адекватное лечение, она надеялась на радостную встречу. Встречать её съехались сестры и племянницы.  В разговоре за общим столом  кто-то задал вопрос:
- Вера, почему ты не дала Ирине купить квартиру?
- Как это я не дала?! Деньги отняла, дверь подпёрла и не выпустил? Чушь какая-то.
- Не чушь, Ира так сказала.
- Вспомнила. Максим перестелил линолеум в прихожей и на кухне, мы с ним поклеили везде обои. Он говорит:
- Хоть бы что-то Алик с Ириной сделали. Надоело на них работать, надо разъезжаться.
       Он позвал молодёжь и говорит:
- Поклейте липкую плёнку на дверцы встроенных шкафов, боюсь у меня хорошо не получится. Мы надумали квартиру продать. Поделим деньги будет вам на взнос. Купите себе жильё в ипотеку.
      Они обрадовались, поклеили.  А когда узнали, что им достанется четверть от стоимости квартиры, были очень недовольны. Хотели получить половину.  Максим объяснил им, что мы не можем Олега обидеть. Нам нужна двухкомнатная квартира.
      
        Ира меня не раз упрекала, что  я только об Олежке думаю. Теперь я поняла в чём дело. У Алика интересная математика, а у Ирины разум отказывает: очень хочется иметь свою квартиру.   
 
   - Вера, очень коробило меня, что Ира называет Пашу "наш дурачок", - пожаловалась на племянницу Нина. И ещё сказала:"Мама порвала с тётей Ритой, папой и собирается со мной порвать".
        Зоя, старшая сестра успокоила Веру.
- Мы её не поддержали. Какой Максим, не знаем, но что из себя представляет Рита на себе испытали. Может зря ты с Максимом разошлась, такой хороший муж у тебя был.
- Зоя, вы всего не знаете.
      
    Вера Петровна рассказала подробности и сёстры согласились, что развод был неминуем.

       Вернувшуюся домой мать Ира встретила приветливо. Налила тарелку супа и присела  к столу. Расспросила, как её встретили, кто приезжал.
- Мама, а тётя Рита приезжала? Мне она понравилась: весёлая, шутить умеет. Модная и красивая.
- Нет, Рита не приезжала. Ей Таня Хомченко позвонила, что я приехала Рита плакала в трубку, сказала, что приедет если я её приглашу. Я не позвонила.  Ты помнишь письмо, которое она мне написала? Без объявления причины сообщила, что с такими людьми как я она порывает. Я тогда, как ты советовала, ответила ей без разбирательств. Она перестала мне писать. Писала покойному дяде Мише. Он мне показал письмо, говорит, ты ей напиши, а то она у меня спрашивает, как ты живёшь. Вот для чего она это делала? Хотела, чтобы я выясняла с ней отношения? Не собираюсь.
- Помню я про это письмо. И потом ещё какое-то письмо тётя Нина присылала.
- Мы с Ниной ездили в гости к Зое. Зоя позвонила Рите, она нас пригласила к себе. Пришли со своими  семьями сын её Сергей и дочка Лена. Хорошо посидели поговорили. Фотографии хорошие остались. У меня подскочило давление и я ушла в спальню. Рита с Костей пришли, мы поговорили. Костя в армии служил в нашем городе, ему были интересны изменения.  У меня болела голова, я  сказала, что мне надо поспать. Вечером Сергей отвёз нас с Ниной на поезд. Их город стоит в стороне от основной магистрали, километров сорок надо было на автобусе или местном поезде ехать. Сергей предложил свои услуги.
- И в чём проблема? Ведь встретила тебя Рита по-хорошему?
- И встретила, и проводила по-человечески, а следом написала Вале письмо. Вот это-то письмо Нина мне и прислала. Письмо длинное, всего не помню. Там она писала, что я с ней разговаривать не хотела, глаза закатывала. Использовали Сергея как извозчика, всю дорогу молчали, как мымры.
- Почему она тёте Вале написала? Почему письмо тётя Валя тёте Нине его переслала?
- Наверное, потому же, что и дяде Ване. Чужая душа потёмки.Вале не рассказали про мои с Ритой отношения, она ничего из письма не поняла, поэтому попросила у Нины разъяснений. Несмотря на это письмо, я открыткой поздравила Риту с днём рождения. Ответа не получила. Не пригласила её, потому как не знала, как себя с ней вести, чтобы потом опять она меня грязью не полила. Нина ещё удивлялась:
- Почему молчали, как мымры.  Да я помалкивала, а вы с Сергеем говорили, смеялись. Ты его к себе в гости приглашала. Вы люди грамотные, я в ваш разговор не влезала.

        Когда мы собрались на похороны отца, мама нам нам наказывала дружить, не ссориться. А мне наедине сказала:
- Что вы вчетвером будете дружить, я верю. Но вот Рита всегда может найти причину для ссоры, обиды. Не раз я от неё плакала, когда она ещё школьницей была. Недавно отец рыдал, нагрубила старику. Отец ей сказал, что она слишком много тряпок покупает, а она ему:
- Не твоё дело, на свои покупаю.
- Он показал ей тетрадку, где записывал сколько кому денег дал.  Не для того записывал, чтобы их назад потребовать, а чтобы никого из вас не обидеть, одинаковые подарки сделать. Она ему с гонором: "Всё до копеечки верну". Вот такая у нас Рита. А когда мы вышли её с Костей провожать, Костя подошёл к маме и говорит:"Мать, ты знаешь какая у тебя болезнь? Какие тебе уже деньги".  Я долго пыталась с ней дружить. Больше не могу.
- Мне интересно, почему она с тобой именно порвала.
- Зоя, она её лучше всех знает, говорит, что от зависти. Она родителей обвиняла, что ей не дали образование. "Верке образование дали". Родители не виноваты: два раза поступала в техникумы, не смогла дать экзамены. Меня Веркой даже в школе пацаны не звали. Костерила она меня в то время, когда к нам приезжала с Леной и жила у нас подолгу. Рассказывать мне сёстры стали, когда она всем сумела изрядно насолить.   
         Это был последний спокойный разговор с дочерью. Отношения её с матерью стремительно ухудшались.

Продолжение  http://proza.ru/2023/05/07/997


Рецензии
Очень схожая, жизненная история, даже имена те же. Удачи!!!

Александр Финогеев   06.01.2024 21:31     Заявить о нарушении
Писала с натуры. Паша это мой внук Саша, которого вы видели в миниатюре "И вершина любви".

Спасибо за прочтение.
С Рождеством!

Надежда Дьяченко   07.01.2024 10:50   Заявить о нарушении