Гениальный урок минимализма

М.М. Пришвин в начале 20-го века был членом Религиозно-философского общества, общался со знаменитыми поэтами, писателями и философами и, думаю, многому у них научился. Однако описал он только один урок, который дал ему обыкновенный мальчишка-подпасок из глубинки. И это был действительно гениальный урок,  урок реалистического минимализма. Пришвин описал его в рассказе «Сочинитель». В нём  подпасок говорит Пришвину:

«- Если бы ты по правде писал, а то ведь, наверное, все выдумал.
— Не все, — ответил я, — но есть немного.
— Вот я бы — так написал!
— Все бы по правде?
— Все. Вот взял бы и про ночь написал, как ночь на болоте проходит.
— Ну, как же?
— А вот так! Ночь. Куст большой-большой у бочага. Я сижу под кустом, а утята — свись, свись, свись…
Остановился. Я подумал — он ищет слов или дожидается образов. Но он вынул жалейку и стал просверливать в ней дырочку.
— Ну, а дальше-то что? — спросил я. — Ты же по правде хотел ночь представить.
— А я же и представил, — ответил он, — все по правде. Куст большой-большой! Я сижу под ним, а утята всю ночь — свись, свись, свись.
— Очень уж коротко.
— Что ты, «коротко»! — удивился подпасок. — Всю-то ночь напролет: свись, свись, свись… Соображая этот рассказ, я сказал:
— Как хорошо!
— Неуж плохо, — ответил он»  (М.М. Пришвин).

Ребёнок научил писателя  не только кратко писать, но и по-детски глубоко и полно воспринимать художественное произведение, несмотря на его кажущуюся краткость.


Рецензии