Учительские зарисовки. Глава 5

«Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам».
Д. Савонарола.
Мне было тринадцать лет. На уроке Граждоноведение (да, был и такой предмет) нас попросили написать домашнее сочинение-рассуждение на данную тему, что привело меня в состояние нерешимости.
Наверное, это можно объяснить следующим. Вся моя жизнь прошла в атмосфере уважения к человеку. С раннего возраста мои родные видели во мне личность, уважали мои взгляды, умели путем беседы исправить мои ошибки. И, главное, меня никогда не унижали. Я не знал и не знаю физического наказания, позорного крика. Я много читаю, хожу в театр. У меня сложился свой взгляд на человека, на его роль в природе.
Человек – это высшая ступень развития среди живых существ. Он вправе может зваться «царем природы». И когда я прочитал тему предложенного сочинения, то удивился, встретив слово «животное». Да, я знал, что человек – животное. Но мне казалось, человека нельзя отождествлять с волком, обезьяной…
Так я думал, пока по пути домой не встретил странное существо. Именно только так я могу назвать женщину, привлекшую мое внимание. Цвет кожи её даже нельзя описать: о белом нет и речи. Загар – нет. Это слой грязи, наверное, вековой слой. Что на ней одето: лохмотья и рвань. Но самое главное – это визитная карточка каждой женщины: запах духов, туалетного мыла, вкусных булочек. От этой «леди» несло так, что прохожие старались обходить её стороной или закрывать нос.
Вдруг женщина села на газон и стала рыться в замасленной сумке. Рядом с ней расположилась бродячая кошка. Оба существа не имели дома, наверное, всегда были голодными. Но кого из них можно было назвать животным!!! Кошка всё время умывалась, чистилась. И глядя на нее, отдыхала душа, становилось теплей на сердце.
Но то, что произошло потом, ещё раз дало повод в подтверждении слов Д. Савонарола. Кошечка быстро метнулась к сумке и, что-то схватив зубами, поспешила в кусты. Вслед ей раздался хриплый голос. Неужели это прекрасная половина человечества?!! Сколько брани было услышано всеми, кто находился рядом.
Но не так это было бы страшно и отвратительно, если бы я не проследил за кошкой. Оказывается, она несла еду своим котятам. С какой нежностью и любовью она облизывала и чистила своих детенышей.
Мне стало не понятно: кто животное, в низком, гадком смысле, женщина или кошка.
Последняя, будучи голодной, думает вначале о детях,  их жизни.
Или пьяная, грязная, забывшая о том, что она человек, личность, переступившая главный закон: закон морали, закон жизни в человеческом обществе.
И мне стало страшно, ведь она была чей-то дочерью, женой, а главное, матерью. Кого она могла воспитать. Кому могла дать тепла?!!
И слова Д. Савонарола, ставшие заголовком, как никогда точно подходят к данному примеру. Ведь стоит одной раковой клетке начинать действовать, как всё прекрасное человеческое тело погибает. Появляется такое «животное» - и от него идут черные, бездушные ростки, готовые, к сожалению, чаще всего к страшным поступкам.


Рецензии