История Орстхой

Орстхойцы нахское общество, издревле сформированное и проживавшее по началу на кавказской равнине, известное на сегодня под такими названиями как - Орстхой, Эрстхой, Арштхой, Карабулаки, Балой. В традиции чеченской этноиерархии считается одним из девяти исторических чеченских тукхумов, в ингушской традиции — одним из семи исторических ингушских шахаров. В общей среде орстхойцев, орстхой живущие в Чечне относят себя к чеченцам, орстхой живущие в Ингушетии относят себя к ингушам, многие орстхой вне зависимости от проживания вообще считают себя отдельным орстхойским народом, ни чеченским, ни ингушским, а конкретно орстхойским народом, со своим собственным историческим путём, собственным орстхойским языком. Впрочем, пусть каждый представитель орстхойского общества выбирает сам, к кому себя отнести, чтобы ответить на вопрос касаемо же происхождения орстхойцев, из какого они ядра сформировались, то к примеру, чеченский историк Руслан Арсанукаев в своём видео труде сообщает - Первичное формирование орстхойцев-карабулаков составили выходцы из Галанчожского ущелья, это чеченские тайпы - АККИЙ, НАШХОЙ, МЕРЖОЙ, ЦЕЧОЙ, ГАЛАЙ. (ИСТОЧНИК - YouTube - VAYN HISTORY. Видео - Расселение вайнахских этнографических групп в 18-19 веках.) «Сегодня состав орстхой намного больше, а тайпы АККИЙ и НАШХОЙ уже не входят в него.» Орстхой по сути, своеобразная этногруппа чеченцев, общество сформированное из чеченских тайпов, которое частично трансформировалось в представителей, которые называют себя уже в том числе разными народами, либо ингушами, либо отдельным орстхойским народом. Однако их чеченские корни вне всяких сомнений. Это всё собственно подтверждают и генетические данные, чеченский историк Амин Тесаев в своём видео объяснил, что по генетическим ветвям представители орстхой упираются во все крупные чеченские тайпы. (ИСТОЧНИК - YouTube - Амин Тесаев - Видео - ЧЕЧЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО АРШТХОЙ.) Поэтому сомневаться в чеченском происхождении и историческом чеченском формировании орстхоевцев нет смысла, по сути в древние времена чеченские тайпы дали первичный долгий и сложный процесс формированию общества орстхой. В преданиях вайнахов сохранились достаточно устоявшиеся мнения, что в древности глубокой орстхойцы были весьма неспокойными и конфликтовали даже с родственными им чеченцами и ингушами. Хотя в целом конечно, в древние времена на Кавказе кровная месть и конфликты даже между своими было явление не редкое в любом народе. Чеченский историк Лёма Центороев пишет - историки не имеют общего мнения относительно этнической принадлежности карабулаков, точнее идёт обычная борьба среди историков разных национальностей с целью приписать воинственное племя карабулаков-орстхой. До сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают своё происхождение с местностью Нашха в Чечне. Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность Лам-Аьккхи или местность - Балой-Лам и общество Балой (у озера Галанчож). У вайнахов, кроме каменной и письменной истории, была сильно развита устная история - от старшего к младшему. Многие чеченцы помнят досконально родословные, как и своих, так и соседних родов, людей основавших поселения и другие события из прошлой истории чеченцев и ингушей. С балойцами связано много легенд у чеченцев, они были непокорными людьми, которые воевали и с русским царём и с имамом Шамилем и со своими ближайшими соседями, часто балойцы совершали молниеносные рейды на резиденции кабардинских, кумыкских, калмыкских и других князей. Заслуживает внимание сведение у У. Б. Далгат в труде - «Героический эпос чеченцев и ингушей» - «По некоторым историческим сведениям, орстхои-карабулаки в период межродовых и межфамильных раздоров были наиболее воинственным и непокорным обществом, которое устрашало и подавляло слабые фамилии и роды, выселявшиеся с гор на плоскость». Родоплеменные общества Галанчожского района связаны кровно-родственными узами, при этом имея далёких, но общих им предков. В каждом обществе Галанчожа, как Галай, Нашхой, Аьккха, Мелхист, Ялхара и других, имелись стадионы, для тренировок и военного обучения. Здесь занимались и пожилые старики, молодёжь, а по особым дням и женщины. Военное обучение для предков чеченцев было обязательным и делом чести. Для боевых лошадей были специальные места ипподромы, там все юноши должны были принимать участие в их тренировках. Именно с этими местами связывают своё происхождение коренные вайнахи народа нахчой. Чеченцы были не только благородными рыцарями воинами, но и прекрасными строителями, их предки описаны щедрыми, гостеприимными людьми, вайнахи отличались врождёнными талантами ума, интеллигентностью, дипломатичностью, красноречием, открытым сердцем, готовые придти на помощь любому человеку, чеченцы жертвовали самым ценным, своей жизнью для нуждающегося в спасении. Чеченцы занимают по праву достойное место среди всех народов нашей планеты. (ИСТОЧНИК — Лёма Центороев. Происхождение нахских племён чеченцев. 2007 год.) Историк и путешественник по Кавказу М. А. Иванов писал - Обилие остатков древних построек, могильников-пирамид и могильных бугров в ущелье должно, несомненно, указывать на значительность населения страны в прошлом. Кто же здесь жил и куда девались эти аборигены?… Собранные мною по этому вопросу сведенья не дают ясного освещения прошлого, но тем не менее я считаю не бесполезным их привести. Насколько сохранилось в памяти стариков-туземцев, представляющих отпрыски господствовавшего в стране населения, здесь жили карабулаки. «Буйный, беспокойный и очень храбрый был народ», говорят о них их западные соседи-ингуши, как известно, ещё и в наше время не могущие назваться спокойным элементом. Имея большое родство по коренному языку с ингушами с одной стороны и с чеченцами с другой, карабулаки постоянно беспокоили своих соседей набегами, угоняли скот и уводили пленных, за которых и брали после выкупы. По существующим преданиям, в очень отдалённом прошлом в стране свирепствовала какая-то болезнь, от которой люди умирали во множестве. К этому времени относят постройку пирамид-могильников. Заболевавшие или приходили сами, или были приносимы в эти ужасные помещения, располагались на помостах и дожидались смерти. Сюда же женщины приносили детей вместе с колыбелями. После этого мора немного уцелело буйных карабулаков. Наставшее позднее время газавата тоже унесло немало храбрецов, а после взятия края русскими, неуживчивые даже и со своими соседями карабулаки покинули страну и переселились в Турцию. Те же из них, которые не пожелали покинуть родину, рассеяны теперь среди чеченцев и ингушей в плоскостных аулах и лишь немногие живут на пепелищах своих предков. Часть ушедших в Турцию карабулаков спустя некоторое время вернулась на родину и поселилась в горах Малой Кабарды, образовав аул Сагопш. Через два часа пути перед нами забелелись постройки главного пункта старшинства — селения Мереджи. Нас встретил старшина (Муса Алиев) и радушно поздравил с приездом. После обычных приветствий он высказал своё удовольствие по поводу моего прибытия в их места и убедительно попросил погостить у него. Нас пригласили в кунацкую, угостили чаем и закуской, после которой мы отправились по окрестностям. Чтобы попасть в ущелье Газган-чу, надо предварительно спуститься на дно долины Мереджи; правый склон её, от селения, идёт большими уступами, вначале округлыми, по которым разбросаны небольшие кукурузные поля и огороды, ближе к речке становятся крутыми, обрывистыми. На одном из них одиноко стоит пирамидальный могильник. Прочная постройка почти нисколько не тронута временем и непогодами, на наружных стенах её вполне сохранилась побелка. Каких-либо остатков в этом могильнике, однако, не сохранилось, говорят, что всё содержимое пирамиды было сожжено полчищами Шамиля, предавшими разрушению многие башни местного населения, за непокорность прославленному имаму. М. А. Иванов. (ИСТОЧНИК - Известия Кавказского отдела Русского Географического Общества. Том 17. 1904 год. Тифлис.) Чеченский историк Ш. Б. Ахмадов в своей книге пишет - Аьккхинцы делятся на лам-аьккхий (горные), арана-аьккхий (равнинные), или карабулаки, от кумыкского слова - «кхара-булакх». Карабулаков на востоке Чечни и в Дагестане знают как ауховцев. Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли - «балой». Орстхойцы считают аккинцев своими предками. Духовным и политическим центром общества Аьккха (Аккха) являлось село - Аьккха, расположенное на юго-восточном склоне горы - Мордлам, на левом берегу реки - Осухи. (ИСТОЧНИК - Книга - Ахмадов Ш. Б. Чечня и Ингушетия в XVIII начале XIX века. 2002 год. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Даргинский историк Уздият Башировна Далгат, в своей книге пишет - По другому чеченскому преданию, «некий акинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Чёрными Ключами [по-кумыкски – Карабулак]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя… Арштхой.» Существовали раздоры не только между фамилиями, но и между родами. Акинцы (от которых, по преданиям, произошли арштхойцы – карабулаки,) считались самым воинственным, непокорным народом. Вражда обществ и фамилий, запечатлялась и в эпосе чеченцев и ингушей, где набеги и межродовые раздоры занимают определённое место. По некоторым историческим сведениям, орстохои-карабулаки в период межродовых и межфамильных раздоров были наиболее воинственным и непокорным обществом, которое устрашало и подавляло слабые фамилии и роды, выселявшиеся с гор на плоскость. В те далёкие времена орстхои-карабулаки активно участвовали в поимке пленников и продаже их в Дагестане, в селении - Эндери, бывшем на Северном Кавказе центром работорговли. Учитывая довольно сложные и противоречивые внутриплеменные и межплеменные отношения, имевшие место на Северном Кавказе в отдалённые времена, вполне вероятно предположить, что исторические орстхои-карабулаки могли запечатлеться в памяти народа как люди суровые и мужественные. Возможно, что синхронные рассказы о набегах и грабежах сильного воинственного племени орстхоев-карабулаков в ретроспективном восприятии народа смешались с древними эпическими образами. Тогда-то в процессе эпизации орстхойцы могли внедриться в эпические сказания, превратившись в героическое богатырское племя. (ИСТОЧНИК - Книга - У. Б. Далгат. Героический эпос чеченцев и ингушей. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Немецкий подполковник Штедер состоял на российской военной службе. В 1781 году совершил экспедицию по Кавказу и написал дневник об этом, он описывает в том числе орстхойцев карабулаков, он писал - Недалеко находился ровный берег; я перешёл туда и разведал противоположную местность, где в 20 вёрстах находилась земля карабулаков. Этот народ, формально друг и союзник чеченцев, вследствие частых угонов их скота сделался самым непримиримым их врагом. Постоянные тревога измотали их; их лучшие воины пали в защите их достояния и почти ничего более не осталось от этого народа, кроме малолетних несмышлёных детей. Они среднего телосложения, худощавые, крепкие, дикие и пылкие на вид, податливы на ласку и грабители по бедности и привычке. Они живут плохо, одеваются на татарский манер и питаются очень умеренно. Просяная лепёшка или сыр, варёные в воде, иногда мясо — этим они утоляют свой голод. С провиантом на шесть недель и оружием они легко отправляются на охоту и в набеги в горы. Из-за их образа жизни и почти единственного стремления защищать себя, удерживать свою свободу, держатся они дикими, воинственными и отважно-смелыми. Их маленькая долина недостаточна для земледелия и вследствие этого все их помыслы направлены на грабёж. Безопасность общества обеспечивается у них так же, как и у других горских народов. Самая священная их добродетель — это гостеприимство (канаклык), как святая и неприкосновенная; однако у них допускается и кровная месть для поддержания вольности — это порок, который считается самым безобразным во всех обществах, признающих закон. Зато зависть, это ужасное чувство у цивилизованных народов, им совершенно неизвестна. Всё это имеет силу, в большей или меньшей степени, у их соседей — чеченцев, гихов и аттигеров, с которыми они одного происхождения и говорят на одном и том же языке. Их конституция, поскольку каждый живёт без закона, демократическая, ибо в случае всеобщей опасности они решают дела всенародным голосованием; в частных же делах используется кулачное право. В случае возникновения ссор между фамилиями народ принуждает их к мирному соглашению. Как и ингуши, они носят небольшой щит, пятифутовой длины копьё, хорошее ружьё и лёгкую саблю, не считая кинжала и ножа. Отражение удара щитом рассматривается у них как великое умение и несколько бойцов не могут причинить одному из них никакого вреда. Древний арбалет вышел у них из употребления вследствие появления огнестрельного оружия и теперь он остаётся у них лишь как забава для детей. Щит изготавливается из прочнейшей дублёной кожи. Без щита и короткой пики они не выходят из дома и никого в деревне нельзя увидеть невооружённым. Когда они стоят или разговаривают друг с другом, то опираются на копья и держат свои щиты в левой руке. Я осмотрел их долину и насчитал в ней одиннадцать башен, которые лежали разрушенными в некотором расстоянии от их жилищ. Они живут скотоводством и немного занимаются земледелием. Их самое большое земляное сооружение находится в начале равнины; из-за страха перед нападениями оно лежит недостроенным. Сейчас они могут выставить в поле не более 700 полностью вооружённых воинов, хотя прежде были сильнее. Благоприятный климат обеспечивает им долголетие, но из-за раздоров они проживают только около четверти века и сейчас их полному искоренению мешает только многожёнство. (ИСТОЧНИК - Штедер Л. Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году.) Историк Хасан Цечоев пишет - Нартские сказания о героях-богатырях считаются общим достоянием культуры многих народов Северного Кавказа. Нарты – эпический псевдоним орстхойского народа, создавшего эпос и запечатлевшего в нём своё восприятие мира, общественные отношения, повседневный быт и духовные ценности на ранних этапах своей истории, известной науке как эпоха военной демократии. В образах воинственных и благородных героев эпоса воплощены главные качества самого народа: его дух, его стремления и его чаяния. В нарт-орстхойском эпосе вайнахов многое (мотивы, сюжеты, герои,) совпадает с нартскими сказаниями других народов Северного Кавказа: абазинскими, абхазскими, адыгскими, карачаево-балкарскими, осетинскими. Но многое в нём является и оригинальным, неизвестным в других национальных версиях Нартиады. Одной из отличительных черт вайнахских сказаний является, например, то, что в них нарты — это эпический народ, который всегда отождествляется с орстхойцами (карабулаками) — одной из трёх этнических общностей вайнахов; им же приписываются многие деяния эпических героев. Если брать в целом отношение к нарт-орстхойцам в эпосе чеченцев и ингушей, то оно резко отрицательное. Нарт-орстхойцы, как отмечали исследователи, в сказаниях вайнахов преимущественно представлено как воинственное и алчное племя, постоянно жаждущее борьбы в поисках славы и добычи. Но всячески воспеваются и идеализируются «местные герои», мирные богатыри, как защитники родной земли, которые насмерть сражаются с нарт-орстхойцами. Сказания об их подвигах и победах над нартами составляют четвёртый цикл, являющийся одним из самых больших. Далее следуют повествования о междоусобицах нарт-орстхойцев. Небольшой цикл составляют сказания, в которых нарт-орстхойцы выставлены простаками, которых легко одурачить. Это отражение того периода, когда горцы перестали бояться орстхойцев, сильно ослабевших в бесконечных войнах и междоусобицах и поэтому уже не представляли для вайнахов серьёзной угрозы. (ИСТОЧНИК - Хасан Цечоев. Нарт-орстхойский эпос вайнахов.) Чеченский историк Индарби Бызов пишет — Сохраняя большинство из черт своей культуры, аборигены — вайнахи, подвергавшиеся длительной иронизации более сильных соседей (почти 700 лет), начинают переходить от двуязычия, естественно возникающего в подобных условиях, к языку господствующего племени — сарматскому (аланскому). Аммиан Марцеллин писал, что аланы «мало-помалу постоянными победами изнуряли соседние народы и распространяли на них название своей народности; с течением времени они приняли одно имя и теперь все вообще называются аланами». Дзурдзуки же, как показано, сохранили своё племенное название и в глазах своих соседей представлены самостоятельной этнической группой. К 3-ему веку процесс слияния на плоскости культур пришлого и местного кавказского населения завершился. Аланы оказали значительное воздействие на местное население равнин — вайнахов, но сами растворились в его среде, передав, однако, аборигенам свой язык, более гибкий и лёгкий в изучении. Если это перевести на язык цифр, то в процентном соотношении на 1 сармата (алана) приходилось 12 аборигенов — вайнахов. Взаимоотношения алан и горцев-вайнахов складывались неоднозначно. Чтобы проникнуть в горы, кочевникам необходимо было пройти густые лесные дебри, где у них не было опыта ведения войны, а, кроме того, леса всегда пугали степняков. Пройдя леса, аланы вставали перед необходимостью штурмовать горные завалы и укрепления, продвигаться по ущельям, под градом камней и искусственных обвалов, умело устраиваемых горцами. Неожиданные налёты и вылазки туземцев уносили новые и новые жизни. И весь этот риск ради ничтожной добычи, которую аланы могли забрать у горцев. Нет никакого сомнения, что аланы делали попытки проникнуть в горы, но, видя нерентабельность таких походов, отказались от этой затеи, блокировав плоскость, так необходимую горцам в период их сезонных перегонов скота. Оставшиеся на предгорной равнине аборигены положили начало отдельному этническому образованию, получившему самоназвание арштхой (или орстхой) — «жители равнин» (аре — йист — хой). Согласно чеченским преданиям, арштхой представляли из себя нечто вроде пограничной стражи, жившей на плоскости и охранявшей основные вайнахские территории, расположенные в горах (вроде русского казачества). Горцы за подобные услуги расплачивались с ними процентами со скота, который пасли на равнине. По тем же преданиям, арштхой со временем превратились из защитников в притеснителей вайнахов. Они запрашивали высокую плату за выпас скота на равнине, совершали грабительские походы на своих соплеменников, похищали людей. В конечном счёте, арштхой и аланы стали союзниками и вместе блокировали горы. О распространении влияния алан на территорию плоскости и лесистых предгорий говорят археологические находки, обнаруженные там. Но влияние аланской культуры было далеко не односторонним; горцы-вайнахи в свою очередь оказали мощное воздействие на пришельцев. В аланских катакомбных могильниках найдены многочисленные предметы ювелирного ремесла, связанные с деятельностью кавказских мастеров. Влияние горцев ощущается и в орнаментации предметов чисто аланского производства. Если на плоскости Чечни мирные отношения пришельцев с туземным населением сложились относительно быстро, то вайнахи-ламарой («горцы»), запертые в горах и лишённые необходимых им условий для хозяйственной деятельности, вынуждены были искать их в набегах на равнинные земли. Такие набеги, сопровождавшиеся угоном скота, разорением поселений и захватом пленников, держали местных жителей в постоянном страхе и напряжении. Так длиться долго не могло. Горцам нужны были плоскостные земли, а аланам нужен был мир для оседлого населения, снабжавшего их продуктами ремесла и земледелия и свободный, беспрепятственный проход через перевалы, ведущие в Закавказье. Мир был неизбежен, но, к сожалению, нам совершенно неизвестно, когда и на каких условиях он был заключён. Известно только то, что влияние аланской культуры ощущается даже в высокогорных районах Чечни, правда, здесь оно едва заметно и представлено фрагментарно. К сказанному стоит привести косвенные факты из нартского эпоса, широко бытующего у всех народов Северного Кавказа. Внимательно изучив его, большинство исследователей пришло к определённому выводу, что у всех племён, среди которых зафиксировано бытование нартских сказаний (кабардинцы, осетины, карачаевцы, балкарцы,) их герои — положительные персонажи. И только у чеченцев и ингушей нарты представлены как враги местного населения, грабившие и убивавшие мирных жителей, враги, с которыми вели борьбу местные герои. Довольно часто в нартиаде нартов называют не иначе, как нарт-орстхой, нарт-арштхой, подчёркивая тем самым связь арштхойцев с аланами. Такая географическая увязка нартского эпоса не случайна, она как раз совпадает с границами исторической Алании и её антагониста — горцев-вайнахов. К концу VII в. на историческую арену Северного Кавказа как мощная военная сила выступает Хазарский каганат. Родственные отношения между правящими династиями Алании и Хазарии препятствовали проникновению новых завоевателей в горные области, надёжно прикрытые, как щитом, аланскими территориями. (То есть верхушки и войска аланов и хазар заключили военный союз.) Пограничным укреплением между аланами и хазарами была хазарская крепость на месте современных станиц Шелкозаводская и Шелковская. О мирных и дружественных отношениях вайнахов и алан в X–XIII вв. свидетельствуют близко, а порой по-соседски расположенные поселения, погребения и другие следы материальной культуры. Множество позднеаланских погребальных памятников тяготеют к предгорьям Чечни, особенно к устьям лесистых ущелий (Мартан-Чу, Дуба-Юрт). Большое количество аланских поселений и городищ обнаружено на правобережье Терека и в долине Сунжи. Правящая верхушка алан приняла христианство, а в горах Карачаево-Черкесии возникли города с великолепными храмами, которые сохранились до наших дней. Правда, в 932 г. хазарский царь Аорон победил алан и заставил их отречься от христианства. С конца XII в. Алания вступает в полосу упадка, вызванного глубоко зашедшим процессом феодальной раздробленности. «Сколько селений, столько и вождей, — писал современник тех лет, католический миссионер Юлиан, — и ни один из них не имеет подчинённого отношения к другому. Там постоянно идёт война вождя против вождя, села против села… человекоубийство у них не считается ни за что». Монгольский погром сильно подорвал силы Алании, но не сломил её совершенно. Для полного покорения предгорий Северного Кавказа монголам потребовалось совершить ещё несколько походов, первый из которых состоялся в 1238–1239 гг. и длился более 10 месяцев. Полтора месяца длилась осада Магаса, столицы Алании, несколько дней сам штурм городских стен. Монголы «оставили от этого города только имя его и нашли много добычи. Они отдали приказание отрезать (убитым) людям правое ухо. Сосчитано было 27000 ушей». Спасаясь от жестоких завоевателей, уцелевшее в боях и погромах население хлынуло в горы и без того достаточно густонаселённые. Не только аланы, но и кочевники половцы, по сообщениям средневековых авторов, бежали в горные теснины. Жившие на равнине вайнахи-арштхойцы (что и переводится, как «жители равнин»,) разгромленные и разорённые более сильным врагом, вынуждены были искать убежища в верховьях рек Асса и Фортанга. Так закончилась история Алании и алан. Язык их, став господствующим на территории Осетии, сам претерпел изменения. Остатки алан смешались с горцами и утратили не только своё имя, но даже самосознание. Осетины же до периода научных работ по языку алан никак не ассоциировали себя ни с аланами, ни с самой Аланией, считая себя народом исключительно горского происхождения. Итак, аланы первоначально были кочевым и ираноязычным народом, а попав в окружение горцев-вайнахов, смешались с ними. Сохранив свой язык, аланы перестали быть народом иранского происхождения и где-то с I в. н. э. об аланах можно говорить как о народе с вайнахскими корнями. (ИСТОЧНИК — ИНДАРБИ БЫЗОВ АЛАНЫ: КТО ОНИ?) «Стоит здесь отметить из труда Индарби Бызова, что вероятно, известная хищность и воинственность в прошлом равнинных орстхоевцев-карабулаков в вайнахских преданиях была известна вайнахам в связи с тем, что в отдалённые времена орстхоевцы-карабулаки вступили с аланами в долгий союз, что не могло на них не повлиять, ведь в исторической науке известно, что аланы были очень воинственным и хищным явлением в истории. Вероятнее всего их союз и долгое общение с равнинными орстхоевцами дало свои плоды и с течением времени этот союз и общение сильно повлияли на орстхоевцев, образовав с течением времени в них сильную хищность и в том числе орстхойцы стали формироваться как особая общность со своим самосознанием. Аланское влияние бесспорно сыграло не малую роль в истории орстхоевцев-карабулаков. Даже, быть может, ключевую.» Научный орстхойский сайт сообщает - жил на северной стороне Кавказа нарт – орстхо Сеска Солса. Когда-то у предков современных орстхой имелась традиция титуловать его как аьла-орстхо (князь-орстхо). Солса был знаменит как могучий витязь, водитель воев и справедливый правитель. Отличался большой силой, неуёмной энергией и подвижностью, ему была свойственна кипучая деятельность. Он владел горными территориями двух областей (центральной и западной) вайнахского расселения, последовательно протянувшихся с востока на запад от реки Аргуна и по левобережью верхнего течения реки Терека включительно. Северная граница этого владения проходила местами по вершинам Чёрных гор. В указанных пределах и ныне встречаются названия местных природных и рукотворных объектов и предметов, связанных с именем Сеска Солсы. По рассказам сказателей – наших предков он уроженец аула Саниба, а жительствовали князь и люди его дружины в аулах Балта и Чми (все три населенных пункта теперь на территории Северной Осетии). Орстхойские князья, владетели равнинных территорий, считались с Сеска Солсой, считая его первым среди равных. Сказания однозначно повествуют, что Сеска Солса происходил из нарт – орстхой, а в некоторых из них сказано – был «сильно гордый». Нарт – орстхой были прирождёнными воинами знатного происхождения, физически сильные и прекрасно владеющие ремеслом войны. Они были гордыми и непреклонными перед трудностями, лишениями и опасностями, соблюдали свой кодекс чести и свои моральные установки. Гордый человек, как никто другой, нуждается в самоуважении и для его обретения прилагает предельное усердие во всех делах, он старается его заслужить, в первую очередь, перед самим собой даже ценой своей жизни. Для гарантированного сохранения самоуважения на всю свою жизнь большинство из нарт-орстхой мечтали достойно погибнуть в бою с оружием в руках. Они только это считали счастьем в земной жизни. Негатив, преднамеренно приписываемый более века ингушскими и чеченскими писателями в кооперативе с собирателями и выдумщиками сказаний в угоду политикам, к орстхой (нарт-орстхой) – карабулакам, не имеет никакой исторической и эпической основы. (На наш же взгляд негатив в эпосе основан на реальных событиях, это был вероятнее всего древний период междоусобиц, противостояния родов, что было на Кавказе в древности в любом народе не редкостью, хотя конечно, в обще-кавказских преданиях не новость, что любой кавказский народ как и внутри себя так и во взаимоотношениях с соседними кавказскими народами всегда стремился к единению. Однако, в древний период конфликты и противостояния, порой и кровавые, случались, как внутри любого кавказского народа так и в целом в противостоянии кавказских народов. Про это конечно не всегда хочется думать, но что было то было.) Далее научный орстхойский сайт сообщает - В начале 70-х годов прошлого века при сборе полевого материала в восточных и южных районах Чечни видный историк учёный-этнограф Н. Г. Волкова записала: «Легендарные орстхойцы были настолько реальным народом, что он [рассказчик] связывал с ними ряд сравнительно недавних событий». [Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.] В средневековье и позже навек-полтора орстхой – карабулаки в вайнахской среде и у ряда других племён Северного Кавказа составляли военную аристократию, из них же состояло и всё войско - Малые и Большие дружины. Остальные сословия в период войны выставляли ополчение. (ИСТОЧНИК - САЙТ - ЦЕЧОЙ.РФ - Нарт - орстхо князь Сеска Солса.) Кстати интересно, историк Волкова пишет — В среде вайнахов помимо нохчий и гIалгIай по этнографическим материалам выделяются орстхойцы и аккинцы. Термин орстхой в настоящее время довольно широко известен по всей Чечено-Ингушетии. Второе имя народа — карабулаки, — зафиксированное в источниках, почти незнакомо ни самим карабулакам, ни ингушам и чеченцам. Цечоевцы, составляющие одну из орстхоевских тайпов, в 1970 г. рассказывали мне: «Мы называем себя орстхой, а другие народы, за исключением нохчий и гIалгIай, среди которых мы также известны как орстхой, зовут нас карабулаками. Ингушами нас никто не считает, хотя под этим именем мы записаны в паспортах». Среди части чеченцев (ичкеринцев) карабулаки известны под именем — балой. Сами орстхойцы сближают себя с нохчий, с которыми, по их мнению, они представляли один народ, позднее разделившийся. В Восточной Чечне нередко приходилось встречаться с мнением, что орстхойцы — это народ, отличный от нохчий и населявший эти территории до прихода чеченцев из Нашаха. С таким представлением приходилось встречаться в селениях Хой, Харачой и других. По рассказам хойцев, в их селении прежде жили орстхойцы (нарт-орстхойцы), потомками которых считают себя жители Хоя. По преданию, орстхойцы жили также возле села Харачой (Ичкерия). В представлении харачойцев, это были огромные богатыри и разговаривали они не по-вайнахски. Пришедший к ним из Нашаха Бойкуш женился на дочери орстхойца. От одного из его сыновей и произошли харачоевцы. Абдул-Вахаб Исламов (1870 года рождения), рассказавший это предание, отметил, что других орстхойцев он не знает. В селе Джангулда (по Шаро-Аргуну) приходилось слышать, что орстхойцы — это особый чеченский тайп. В этом же селении 140-летним Умаром Багаловым было рассказано предание о орстхойцах, в прошлом живших недалеко от села Химой. В рассказе Багалова эти орстхойцы были настолько реальным народом, что он связывал с ними ряд сравнительно недавних событий. (ИСТОЧНИК — Н. Г. ВОЛКОВА. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.) Ну во первых, орстхой это не тайп, а тукхум, в общем, как видно, Волкова пишет — в селе Хой орстхойцев знали как — нарт-орстхойцы, в селе Харачой орстхойцев знали как — «огромных богатырей», в селе Джангулда орстхойцев знали как — чеченцев и как реальный народ. Эти данные Волковой позволяют связать что — орстхойцы — нарт-орстхойцы — богатыри — чеченцы — это одно и тоже. Кстати, в чеченских преданиях известно, что «орстхой действительно были некой сильной воинской кастой на равнине, которые из охраны вайнахской земли превратились во врагов горцев вайнахов, возможно, на них так повлиял их союз с аланами». Касаемо нартов карачаево-балкарский историк М. Ч. Джуртубаев отмечал, что осетинский историк В. И. Абаев писал — «Нарты, это — поэтический псевдоним самих создателей эпоса, алан.» (ИСТОЧНИК — М. Ч. Джуртубаев. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРТСКОГО ЭПОСА.), поэтому союз орстхой и ирано-язычных алан (о чём писал чеченский историк Бызов в уже приведённом здесь его труде), мог породить термин — нарт-орстхой, то есть как союз — аланы и орстхойцы, так термин нарт-орстхой закрепился за ними, — за орстхойцами. Интересно здесь то, что известный историк Волкова фиксирует, что в древности харачоевцы не понимали язык орстхойцев, объяснение может быть тут двоякое: — нахский язык орстхоевцев сильно отличался от нахского харачоевского, либо в какой-то период в Харачое побывали орстхоевцы по каким-то причинам утратившие свой язык. Впрочем скорее всего эти общества жили далеко и изолированно друг от друга, что могло стать тем явлением, что нахско-орстхойский говор для нахско-харачоевского попросту был сильно непонятен. Да и вообще судя по всему в древности орстхоевцы и харачоевцы фактически не общались и ничего друг о друге толком не знали, у орстхойцев, по крайней мере, про харачоевцев преданий вообще никаких нет, либо же, они были утрачены в связи войн и прочего. Касаемо Нашха, многие орстхойцы и по сей день считают себя выходцами оттуда. Впрочем в этой всей путанице одно можно заключить точно, нарт-орстхойцы в преданиях и эпосе вайнахов, это реальные древние орстхоевцы, а не мифические персонажи, к тому же, это видимо, группа чеченцев. Историк Ахмадов Явус Зайндиевич пишет - гора Балой-лам - прародина галанчожских фамилий - Цечой, Мержой, Галай, Аьккха, Нашаха и Ялхарой. (ИСТОЧНИК - Ахмадов Явус Зайндиевич. Историческая география и политическая карта Чечни. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках.) Историк Волкова Н. Г. пишет - На карте 1733 года по реке Фортанге, названой рекой Балсу, обозначено «100 деревень». То, что население по реке Балсу было карабулакским, подтверждается свидетельством Гюльденштедта. «Черкесы, — пишет он,— называют карабулакскую реку Балсу.» Вероятно, именно с последней связано известное среди части ичкеринцев название орстхойцев балой, а так же встречающееся в документах XVIII века имя балсурцы. Карабулаки, как сообщает Гюльденштедт, имели в своём владении шесть речек – притоков Ассы, Фортанги и Сунжи. В числе этих шести речек автор упоминает реку Балсу, которая, таким образом, по свидетельству Гюльденштедта, была притоком реки Фортанги. В 1781 г. у карабулаков побывал Штедер. По описанию этого автора, проехавшего по реке Фортанге (у Штедера второе название этой реки - Балсу), карабулакские фамильные поселения располагались разбросанно в долине этой реки. Карабулаки жили в башнях, немного занимались скотоводством, разводили в большом количестве коноплю, а так же маис и табак. По сведениям Ахвердова, карабулаки занимали некоторые территории, сравнительно близкие к верховьям реки Сунжи. Автор отмечает систематическое уменьшение численности этого народа, происходившее в результате войн с соседними народами и переселения части карабулакских фамилий, отдавшихся «в покровительство чеченским фамилиям». Характеризуя карабулаков, неизвестный автор этого описания пишет: «Смелы, в защиту могут выставить 500 конных и 1000 пеших». (ИСТОЧНИК - Н. Г. Волкова. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В XVIII — НАЧАЛЕ XX ВЕКА.) Историки В. Б. Виноградов, С. Ц. Умаров, пишут - Равнинных аккинцев как и близкородственных им соседей (получивших впоследствии у кумыков и русских имя «карабулаков»), горцы-вайнахи называли «эрштхой», что значит степняки, или живущие на равнине. Аккинцы-эрштхой не порывали связей с лам-аккинцами, осознавая своё племенное единство с ними. Связи между горными и плоскостными группами вайнахов были необходимы как для хозяйственных, так и для военно-политических нужд. Плоскостные аккинцы, выступая на арене истории как часть Аланского раннегосударственного образования, были довольно могущественны. Они, по-видимому, контролировали не только часть предгорных равнин, но и зону Чёрных гор с их лесами и выходами на плоскость. (ИСТОЧНИК - В. Б. Виноградов. С. Ц. Умаров. «О некоторых ранних вайнахских этнонимах».) Историк Тесаев З. А. пишет - В данной работе проводится анализ ичкерийского цикла чеченского нартского эпоса с выявлением в нём исторических сведений в свете археологических данных и их сопоставления с социально-политической картиной исследуемого периода. Прежде всего рассматривается период антифеодального движения в горах в разгар феодальной раздробленности Алании во 2-й половине XII века на примере противостояния горцев Дзурдзукетии и военно-феодальной касты Аланского царства (так называемого аланского сословия Ахсартаг или Наьрт-Орстхо). Орстхой не являлись генетически монолитным образованием. Подобно В. Абаеву, отождествляя нартов и орстхой, И. Саидов писал, что некоторые нарт-орстхоевцы «были ичкерийского происхождения». По утверждению Ф. Х. Гутнова, к началу 10-ого века, военная аристократия алан «захватила ведущие позиции в аланском раннеклассовом обществе.» Из его высшего слоя – «багатаров» - происходил «царский род алан Ахсартаговых». Ахсартаговы, как мы выяснили, были и по-прежнему отождествляются с нарт-орстхойцами, т.е. кастой Орстхой. Эта же фамилия представляла собой «царский род алан». (ИСТОЧНИК - ТЕСАЕВ З. А. АНТИФЕОДАЛЬНАЯ БОРЬБА ЧЕЧЕНЦЕВ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ АЛАНСКОГО ГОСУДАРСТВА.) Орстхой-карабулаки, известны своей воинственностью в вайнахских преданиях, многие из них даже не могли уживаться со своими же соседями, они были так неудержимы и воинственны что всем соседним обществам когда-то пришлось их усмирять, свидетельства про кровавый эпизод стычки орстхоевцев карабулаков против всех окрестных обществ записали и военные историки в своих книгах. Платон Павлович Зубов, русский военный историк, офицер, участник Отечественной, Русско-персидской и Русско-турецкой войн, писал - Есть предание между Горцами, что в прежние времена Карабулаки составляли сильное воинственное поколение, имевшее в своём владении значительную часть земли от Аргуна до Шадгира; что все окрестные народы уважали Карабулаков за храбрость и справедливость; земледелие и скотоводство доставляли им безнужное пропитание, но возгордясь таковыми преимуществами, они стали притеснять соседей и чинить им жестокие обиды, насильства и притеснения до того, что все окрестные народы, раздражённые таковыми поступками, соединёнными силами истребили почти до основания сей буйственный народ, которого ничтожные остатки ныне хотя считаются в Российском подданстве, по причине их близости к нашим линиям сообщений, но, одноплеменные и соседственные с Чеченцами, они гораздо более имеют с ними связей для общего хищничества, а потому состоят некоторым образом в их зависимости. Внутреннее управление принадлежит старшинам, избираемым народом. Карабулаки мало занимаются хлебопашеством, а большою частию скотоводством, ибо ведут жизнь кочевую. Кисты, Ингуши и Карабулаки говорят все одним языком, совершенно особенным от прочих Горских наречий и весьма сходным с Тушинским. По сходству некоторых слов, Гильденштедт полагает их потомками Таврических Аланов. Чеченцы, наисильнейшее колено Кистинское, называемое соседними народами Мычкизы. (ИСТОЧНИК - Книга - ЗУБОВ П. П. КАРТИНА КАВКАЗСКОГО КРАЯ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Глава - Чеченцы или Кисты.) Иоганн Бларамберг, генерал-лейтенант, военный историк в своей книге пишет - Это племя занимает оба берега в низовьях Ассы, Дауд-Мартана и пастбища их простираются до Валерика. На западе они граничат с территорией Ингушетии, на востоке — с Чечнёй, на юге — с галашевцами, на севере граница земель этого племени проходит по правому берегу Сунжи. В татарском языке «кара-булак», или «кара-булах», означает «чёрный источник». Чеченцы называют их «ариштой», ингуши — «арште», таково же и их самоназвание. По преданиям, которые существуют среди горских народов, карабулахи образовали в древние времена воинственное и очень сильное племя, которое соседние народы уважали за его храбрость и мудрое самоуправление. У них было много скота и различной полеводческой продукции и они могли бы жить мирно и счастливо. Но карабулахи, невзирая на эти преимущества, начинают притеснять и угнетать своих соседей, чем вызывают всеобщую ненависть: все окружающие их племена вооружились и почти уничтожили всех карабулахов, которые с этого времени стали в подчинении у чеченцев. Карабулахи занимаются полеводством, скотоводством и пчеловодством, последним — особенно пристрастно и в больших количествах. Они обменивают мёд и воск на то, что им необходимо. Они так же выращивают коноплю и табак, но в небольшом количестве. У них нет князей, но есть старейшины, которым они, впрочем, не очень-то и подчиняются. Карабулахи — среднего роста, худощавые, но сильные и воинственные, склонны к разбою. Привыкшие к кочевой жизни, они умеют терпеливо переносить трудности. (ИСТОЧНИК - Книга - ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ. ИСТОРИЧЕСКОЕ, ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА.) Историк Броневский С. М. пишет - Карабулаки - Суть небольшое колено, живут у истоков Сунжи по сунжинским рекам Шангир (Оссае) и Фортам, граничат на западе с ингушами, на востоке с чеченцами. Они имеют в своём владении шесть речек, впадающих в Шангир и Фортам или прямо в Сунжу. По преданиям, существующим между горскими народами, карабулаки в древние времена составляли сильное воинское колено, которое было уважаемо от соседей как за храбрые дела, так и за соблюдаемую в общежитии справедливость. Они были богаты скотом и от произведений земли получали пропитание. Оставалось им наслаждаться изобилием и покоем. Но, возгордясь сими преимуществами, карабулаки попустились на обиды и насильства, возжигали повсюду вражду и наконец обратили против себя всех соседей, которые, ополчась на них соединёнными силами, истребили сей буйственный народ до основания. Остатки карабулаков, в числе 200 семей, находятся в зависимости от чеченцев. Карабулаки имеют своих старшин и говорят кистинским языком, подходящим к чеченскому наречию. Они во весь год почти кочуют со скотом, не имея постоянных селений и мало занимаются хлебопашеством. (ИСТОЧНИК - Книга - БРОНЕВСКИЙ С. М. НОВЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КАВКАЗЕ.) Ингушский историк М. Г. Цароева пишет — Нарт-Орхустхой, равнинные Нарты-воины. В ингушских легендах Орхустхой часто ассоциируются с Акки-Карабулаками, одним из самых воинственных племён. По преданию, они были очень сильным и воинственным племенем; их уважали соседние племена за смелость и справедливость. Но, возгордившись своим привилегированным положением, Карабулаки начали притеснять своих соседей и ссориться с ними. Возмущённые соседние племена объединились и усмирили их. Нарт-Орхустхой имеют ярко выраженный характер яростных дебоширов. (ИСТОЧНИК — М. Г. Цароева. ОБ ИНГУШСКИХ ПОЛУБОЖЕСТВАХ НАРТАХ.) Научный орстхойский сайт, в опубликованном там же научном орстхойском журнале, сообщает - согласно полевым материалам, во второй половине XVIII века представителями общества Мержой были заложены населённые пункты - Бамут, Обарг-юрт, Яндаре, Сурхо и другие. Шли интеграционные процессы с царской Россией, пытавшейся надолго закрепиться на Кавказе и судя по тому, как горцы непринуждённо шли на контакт, можно полагать, что их никак не раздражало присутствие на их земле более сильной стороны. Появление же Ермолова в 1816 году, под юрисдикцию которого был передан весь Кавказ, внесло в дальнейшем свои негативные коррективы в жизнь горцев. Его жестокость и ненависть к горцам не заставили себя ждать долго, особенно в отношении представителей орстхойских обществ, которые обосновались и жили в районе Притеречья задолго до появления Ермолова на Кавказе. Джон Баддели в книге «Завоевание Кавказа русскими» пишет: Ермолов писал императору: «Когда крепости будут готовы, я предложу негодяям, живущими между Тереком и Сунжей и называющими себя «мирными», определённые правила жизни и некоторые обязательства, которые дадут им ясно понять, что они являются подданными Вашего Величества, а не союзниками, как бы им мечталось. Если они подчинятся, как и должны, я выделю им необходимое количество земли, а остальную разделю между казаками и кара-ногайцами, если же нет, то предложу им уйти и присоединиться к своим сородичам-грабителям, от которых они отличаются лишь названием, в этом случае вся земля будет в нашем распоряжении». Жестокость и ненависть, посеянные Ермоловым среди горцев, продолжали давать свои плоды и после его ухода с Кавказа, напрочь вычёркивая из памяти народов всё то положительное в отношениях с Россией, которое складывалось с момента её появления в регионе. Так, например генерал-майор царской Российской армии, а позже и дивизионный генерал армии Османской империи Муса Кундухов в своих мемуарах даёт ясное представление положения дел в Малой равнинной Чечне (Пояснение: в то время орстхой рассматривали в составе Малой Чечни): - «Начальник края и командующий войсками в Чечне генерал-майор Пулло, отыскивая случай к достижению чинов, наград и материальных выгод, беспрестанно доносил генералу Граббе о тревожном состоянии вверенного ему края и основываясь на приказании царя, выпросил себе разрешение действовать на чеченцев страхом. В таких видах он в 1838 году зимою начал ходить с отрядами по аулам мирных чеченцев, под предлогом ловить там непокорных тавлинцев, будто бы в аулах их скрывавшихся. На ночлег солдат и казаков расставляли по домам чеченцев и отыскивая небывалого тавлинца, забирали всё, что понравится солдату и казаку. На жалобы, на слёзы женщин и детей Пулло смотрел со зверским равнодушием и гордясь своими позорными делами, называл жалобы чеченцев клеветой. Здесь чеченцы, потеряв всякое человеческое терпение более сносить невыносимые тяжкие меры, согласились подчиниться людям, давно желавшим войны с русскими и поклялись с открытием ранней весны воевать против тирана до последней капли крови». (ЗДЕСЬ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ, ЧТО ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ПУЛЛО РАДИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ПРОЧИХ НАГРАД ЗА СЛУЖБУ ОБМАНОМ ТЕРЗАЛ МИРНЫХ ЧЕЧЕНЦЕВ, ТАК КАК СКРЫВАВШИХСЯ НЕПОКОРНЫХ ХИЩНЫХ АБРЕКОВ ВИДИМО ЛОВИТЬ И ОПАСАЛСЯ И БЫЛО ТРУДНО, НО ТЕМ ЖЕ ДЕЛОМ ГОВОРИЛ ЧТО У МИРНЫХ ЯКОБЫ СКРЫВАЮТСЯ НЕПОКОРНЫЕ. ЗАТЕМ ЭТО ВСЁ ТАК ДОВЕЛО ВСЕХ ЧЕЧЕНЦЕВ, ЧТО И БОЛЕЕ МЕНЕЕ СПОКОЙНЫЕ, РАЗОЗЛЁННЫЕ ВСЕМ ЭТИМ БЕСПРЕДЕЛОМ РЕШИЛИ ВЗЯТЬ ОРУЖИЕ И ПОЙТИ ВОЙНОЙ НА ЦАРСКИЙ ГНЁТ.) ДАЛЕЕ НАУЧНЫЙ ОРСТХОЙСКИЙ ЖУРНАЛ СООБЩАЕТ - Из всего вышеизложенного мы видим, что всё складывается так, словно в хорошо отрепетированном спектакле. С одной стороны, притесняемые царскими генералами, а с другой стороны, приглашаемые в свой имамат Шамилем, который заверял, что он дал присягу Аль-Корану воевать с неверными русскими до тех пор, пока не будет снята с плеч его голова, конечно же, орстхой выбрали вторую сторону. Произошло то, что было позже названо «Сражением на реке Валерик». Во время всеобщей мобилизации районы Гехи, Арштхой и Нашха могли выставить лишь до 3 тысяч вооружённых ополченцев. В большинстве своём это были люди, вынужденные отрываться от сохи (тягловое ручное пахотное орудие для обработки почвы в лесной зоне) на время внешней опасности. Умелых и хорошо вооружённых воинов насчитывалось лишь 300–500 человек. Жаркие схватки возникали над телами убитых горцев, десятки родственников и друзей иногда погибали на штыках солдат, пытаясь вынести тело с поля боя. Яростно сражавшиеся горцы стояли насмерть, давая возможность семьям уйти в горы. Сражение, ни на минуту не затухавшее в течении двух с лишним часов, кончилось так же внезапно, как и началось. Конечно же, мы можем знать только то, что описали очевидцы, а потом и историки о тех бесчеловечных, по сути, не имеющих аналогов по своей жестокости карательных операциях против целого народа, положивших начало рассеиванию, а в последующем и упразднению орстхойцев как этнос. В том же году все орстхойские плоскостные сёла были уничтожены, а народ был вынужден выйти на тропу бесконечной кровопролитной войны. А спустя девятнадцать лет Орстхой, как и весь мир, узнали, что так называемый лидер освободительного движения Шамиль, 25 августа 1859 года сдался в «почётный плен», при этом, как известно, голова его была на плечах целая и невредимая. Мурад Муртузович Базоркин в своей исторической документальной повести «Дорога заговора и крови» (В 1965 г. Была запрещена к печати) пишет: «Царская армия в 1864–65 гг. приступила к одному из завершающих этапов своей колониальной политики – удалению с Кавказа наиболее непокорной части горцев Чечено-Ингушетии. Дело в том, что этот элемент из всех вейнахских племён (особенно «орштхойский») оставался помехой в деле окончательного удушения аборигенов завоёванного царизмом края.» Таковы были экономические, политические и стратегические причины, побудившие царское правительство прибегнуть к новой мере – выселению с гор Кавказа вейнахов. Причиной, побудившей горцев уходить с родины, была националистическая основа, под которой скрывались политические и экономические стремления. Народы не знали, как освободиться от иноземного царского гнёта и надеялись получить за границей какое-то право на независимое существование. Под угрозой обычных тогда военно-карательных репрессий, экономического кризиса (малоземелья) и панисламских иллюзий, рисуемых царской агентурой, вейнахи, точнее, большинство орштхойского племени, вынуждены были искать спасения в далёкой султанской Турции, куда их принимали по признакам общности верования. Из Чечни и Ингушетии в 1865 году выселили более пяти тысяч семей аборигенов. К радости завоевателей, свободолюбивые народы сами уходили с фронта и без боя. Царизм ликовал лёгкостью административно-политической победы над активным элементом Восточного Кавказа. (ИСТОЧНИК - Сайт - МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОРСТХОЙЦЕВ. Журнал Мереджи.) Историк Белевич К., пишет - Труднодоступное убежище хищных карабулаков, куда из ближайших покорных и непокорных нам обществ, постоянно стекались все беглые абреки, — имеет вид дугообразной полосы, из второстепенных кряжей гор и глубоких между ними теснин. С тех пор до падения власти Шамиля протекло 19 лет и только в течение этого времени лесистая плоскость Чечни была нами до предгорий от непокорных очищена, а их аулы уничтожены в прах. На местах их теперь растёт высокий бурьян и вблизи безмолвствуют обширные кладбища, с бесчисленным множеством шестов и прикреплённых к ним разноцветных лоскутков на могилах убитых джигитов. Но куда исчезло отсюда, по-видимому, густое население самого воинственного племени на Кавказе? Пала ли большая половина его с оружием в руках, или она, во время беспримерно-упорной борьбы, переселилась в другие места? На первую половину последнего вопроса можно отвечать положительно, потому что с 40-х годов в Чечне, в особенности в Малой, ежегодно разыгрывались кровавые драмы, давшие обильный сбор человеческих костей. (ИСТОЧНИК - БЕЛЕВИЧ К. ВСПОМИНАНИЯ О СЛЕПЦОВЕ И ПАССЕКЕ. (Военные рассказы).) Историк И. Л. Бабич., пишет - К 1850 г. карабулаки вошли в состав России, но при этом отказывались платить России подати, которые выплачивали другие народы Северного Кавказа после принятия ими покорности, в результате их содержали на государственные деньги. Карабулакский участок включал в себя 1500 семейств карабулаков. Производимые ими грабежи и убийства вызывали необходимость содержать в казачьих станицах регулярные войска «на усиленном довольстве». Требовалось иметь управление собственно участком, канцелярию, охрану, штрафы, участкового начальника и других работников. Всё это обходилось правительству, как отмечено в архивном деле, в 19 тысяч рублей. Русские власти вычислили, что каждая карабулакская семья стоила российской казне 12 рублей в год. С точки зрения российской администрации дешевле было выселить карабулаков, чем содержать. Как удалось так быстро уговорить карабулаков? У нас нет об этом сведений. Известно лишь одно, что в это время стали широко распространять слухи, что карабулаков-мусульман будут насильно христианизировать. В результате переселения в 1865 г. «удалось избавиться от самой беспокойной части населения», в том числе и карабулаков, «слывших за отъявленных разбойников», нападавших постоянно на 2-й Владикавказский полк. Одного из главных карабулакских абреков, наиболее яро боровшихся против России — Астемира, отправили в Турцию с первой же партией! Любопытно, что в 1830-е — 1840-е годы часто чеченские отряды, воюющие против России, возглавляли карабулакские харизматические лидеры. Повторим фразу военных: «Много доблести и масса денег потрачены на обуздание и усмирение карабулакского племени, хотя и малочисленного, но по географическому положению своему и крайне хищническому складу, представлявшего огромные затруднения на каждом шагу». Эмиграция одного из народов Северного Кавказа — карабулаков — может рассматриваться в контексте российской политики в регионе как принудительно-добровольная. Этот же характер механизма переселения был свойственен и другим народам Северного Кавказа. Но были и отличия: если другие народы региона были выселены лишь частично, то карабулаки — почти полностью. В результате произошло исчезновение одного из народов с этнической карты региона. Такая же участь постигла некоторые народы западных адыгов, например, убыхов. (ИСТОЧНИК - И. Л. Бабич. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КАРАБУЛАКОВ В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.) Чеченские историки Нухажиев и Умхаев пишут - Вопрос о том, представители каких нахчийских обществ относятся к современному чеченскому народу, а какие к ингушскому, не совсем корректен, так как на самом деле, по существу, мы имеем дело с одним расчленённым на две части народом. Идентификация своей личности с чеченским или ингушским народом — это, так сказать, неотъемлемое и суверенное право каждого представителя нахчийского (вайнахского) народа и он может воспользоваться им по своему собственному усмотрению. И никто не вправе упрекнуть его за это. Поэтому, представитель любого нахчийского общества, как крайне восточного, так и крайне западного, который относит себя к чеченскому народу — является чеченцем, а тот, кто относит себя к ингушскому народу — ингушом. В свою очередь, оба эти народа объединяет их нахчийское (вайнахское) происхождение. Был единый нахчийский этномассив, называемый «чеченским». Несомненным фактом является то, что аккинцы, орстхойцы и маьлхий являются основными тукхумами чеченского народа. Основная часть аккинцев и орстхойцев, одной из первых выселившаяся из Нашха и занявшая предгорную и плоскостную территорию, находящуюся на восточной (Аух) и западной (Арстах) границе Чечни, в настоящее время идентифицируют себя чеченцами. Аккинцы Республики Дагестан (аккинцы-ауховцы) самим своим самоназванием — «чеченцы-аккинцы» — подчёркивают свою национальную принадлежность. Неотъемлемой частью чеченского народа являются и орстхой, проживающие практически во всех районах современной Чеченской Республики. Что же касается части орстхойцев, ещё с царских времён живущей в административных границах современной Ингушетии, то она вынуждена была записываться ингушами, чтобы не подвергаться различной дискриминации, противопоставляя себя титульному народу. В своей работе «Топонимия Чечни» известный чеченский этнограф Ахмад Сулейманов отмечает: Эрстхой, Орстхой — чеченское общество, обитало в бассейне реки Эс-хи (Iаьс-хи) и Фарта (Марта). Исследователь П. Г. Бутков пишет, что в 1763 году карабулаки… одноплеменцы чеченцев и от них независимо управляющиеся. Древность тукхума Арштхой подтверждается не только особенностями речи арштхоевцев, но и массой народных преданий. В частности, чеченский фольклор связывает арштхоевцев с мифическими нартами, которых так и называют нарт-орстхой… Предания самих арштхоевцев связывают их происхождение с областью Нашх, а более конкретно — с горой Балой-Лам или Лам-Аьккха. «(Вообще надо добавить, что исходя из знаний чеченского историка Руслана Арсанукаева орстхойцы формировались и от нашхоевцев и от горных аккинцев и так далее, поэтому разные представители орстхоевцев могут указывать на разные предания о происхождении, поэтому бывает путаница, которая заставляет порой нервничать и анализировать глубже.)» Далее историки пишут — Данное предание подтверждается и тем, что сам арштхоевский говор относится к галанчожскому диалекту чеченского языка. Орстхойцы имели самые тесные торгово-экономические связи как с родственными чеченцами и ингушами, так и кабардинцами, кумыками и казаками. Установлению торговых и политических связей карабулаков с соседними народами способствовало наличие соляных источников в местности Датых. Соль покупали у карабулаков все соседственные чеченцы… и часть ингушей. В результате выселения арштхоевцев в Турцию стало выселяться большое количество жителей тукхума Маьлхий и общества Майсты. (Майстой — один из чеченских тайпов) К сведению тех, кто сегодня старается представить арштхоевцев как ингушей с глубокой древности — никто из тех, кто выселился тогда в Турцию, не считал себя ингушом, но все причисляли себя к чеченцам. Большинство источников, в том числе зарубежные и российские, называет орстхойцев частью чеченского народа, небольшая часть представляет их отдельным народом и лишь отдельные источники (в основном ингушские) относят их к ингушам. Наоборот, арштхоевцы сыграли важную роль в формировании ингушского народа ещё на ранней стадии этого процесса. В частности, арштхоевцы приняли участие в заселении нахами Джейрахского ущелья. Этот факт получил отражение в некоторых преданиях. Например, ингушская фамилия Цицкиевых, по преданию, происходит от арштхоевцев, которые основали селение Армхи. Селение было истреблено кабардинцами, а из всех жителей уцелел только один мальчик, который выжил, несмотря на девять ран, полученных им. За живучесть ему дали имя Цицк. Неполитизированный объективный взгляд на вещи однозначно показывает, что все нахчийские (вайнахские) общества Северного Кавказа, в том числе и орстхойцы, являются составными частями одного и того же народа. В предании о кровной вражде между орстхойцами и галгаями говорится, что однажды орстхойцы выкрали сына влиятельного галгайца и потребовали за него тройной выкуп. Галгайцы собрали и принесли требуемое. Но орстхойцы попросили ещё больше. Тогда галгайцы решили выкупа не давать. После чего, орстхойцы убили похищенного. А в ответ, галгайцы, в сговоре с царскими властями, выселили орстхойцев в Турцию и заняли их земли. (Сложно сказать на самом деле правдивы эти предания или нет, вообще как пишет чеченский историк Амин Ангуни галгай в древности были частью орстхоевцев, в труде — Амин Ангуни. Государственность народа Нохчий., быть может, когда-то, произошёл какой-то серьёзный конфликт между галгай и орстхой и галгай отделились от орстхой, точно сказать трудно, но многие чеченцы горные аккинцы и многие из орстхой называющие себя чеченцами, ещё помнят в преданиях, что горные аккинцы и орстхоевцы время от времени действительно враждовали с неспокойными галгай, хотя, в чеченских преданиях в целом известно, что в древности и разные чеченские тайпы враждовали между собой, к примеру, известно что те же чеченцы горные аккинцы нападали и враждовали иногда и с чеченскими тайпами, то здесь, то там, это впрочем для древнего времени не было необычным явлением.) Далее историки пишут - Историк Далхан Хожаев подчёркивает, что «многие дореволюционные авторы отмечали большую близость карабулаков к чеченцам, выделяя карабулаков (балсурцев) в отдельное племя или включая в чеченское племя». К примеру, Бутков П. П. называл карабулаков «одноплеменцами чеченцев», Гюльденштедт И. А. писал, что «карабулаки говорят по-кистински, чеченским или мисджегским наречием». Об этом же писал Рейнегс Я., Броневский С. М., Вейденбаум Е. Г. и ряд других исследователей. Ошаев Х. и Саидов И. считали, что после каждого ослабления карабулаков их состав пополнялся чеченцами. Собственно к чеченцам карабулаков относили также Розен Р. Ф., Зубов П., Берже А. П., Дубровин Н. Ф., Лаудаев У. и др. А известный исследователь кавказских языков П. К. Услар был убеждённым сторонником того, что все племена «от Дариала до Аксая говорят на чеченском наречии». Многие авторы, писавшие до 1917 года, подчёркивали этническое единство карабулаков с остальными чеченскими племенами… Так, Норденстамм сообщал: Карабулаки же, ауховцы и качкалыковцы говорят наречиями чеченского языка. Барон Ф. Розен считал, что «чеченцы разделяются… на общества под именем собственно чеченцев или мечигизов, качкалыков, мечиковцев, ауховцев и карабулак.» В свою очередь, энциклопедическое издание «Народы Кавказа» сообщает: «Особенно значительная группа чеченского племени обитала на реке Карабулак (кумыки их называли карабулаками)». Вместе с тем, известный исследователь Н. Г. Волкова отмечает: «Восточными соседями ингушей были карабулаки и горные аккинцы — две локальные группы вайнахов, имеющие особые самоназвания (орстхой и аккий) и некоторые диалектные особенности в языке. Обе группы не только занимают промежуточное положение между чеченцами и ингушами по своему географическому местоположению, но и в сознании коренного населения представляют особые тейпы вайнахов, не причисляемые последними ни к чеченцам, ни к ингушам». В связи с вышесказанным следует отметить, что «особыми», не входящими ни в какой народ, считали себя и представители других обществ Чечни. Например, Нохчмахкахой, Шотой, Маьлхий, Чеберлой и ряд других крупных нахчийских фратрий, составляющих основу чеченского народа. Если говорить о народных представлениях, то ещё в 60-х годах XX века среди ингушей была довольно широко распространена точка зрения, что арштхой — это реальный народ, родственный аккинцам и маьлхистинцам, но не галгаевцам. Ингуши также сближали горных аьккхий с чеченцами, причём в качестве аккинских областей воспринимались не только «Ялхорой, но и Майста и Маьлхийста». Орстхойское наречие, как и все наречия чеченского языка, мало изучено. Одним из исследователей этого наречия является доктор филологических наук Овхадов М. Р. Он, на основе полевых научных материалов, классифицировал язык орстхойцев, как «орстхойский говор галанчожского диалекта чеченского языка. В лексике орстхойского говора проявляются особенности и чеченского и ингушского языков, которые свойственны всему галанчожскому диалекту. Это объясняется тем, что на границах между отдельными диалектными зонами возникают области смешанных диалектов, или так называемые зоны вибраций. Таковым «пограничным» диалектом является галанчожский диалект чеченского языка». Как утверждает Муса Овхадов, орстхойское наречие ближе к современному чеченскому языку, чем к ингушскому. По мнению Я. Ахмадова, орстхойский союз играл «значительную роль в истории не только среднегорной, но и всей западной части горной Чечни.» «По рассказам сказителя Ганыжа (60-летний сказитель из селения Фалхан), некогда жили три брата: Га, Орштхо (Арштхо) и Нахчо, от которых произошли все галгайцы, орстхойцы и нохчи. В представлении ингушей указанные три брата прибыли в горы с востока (то есть — из Чечни!) и поселились в месте Галга — и отсюда уже расселялись по всей чеченской и ингушской земле. Орстхои поселились в Датихском ущелье… Га остался жить в Галгае и дал стране своё имя. Нахчо отправился в Нахчи, т. е. в Чечню… Арштхои начали расселяться по ущелью реки Асса и образовали много селений по её течению до самого Аки-Юрта на плоскости. Там их стали называть русские и кумыки карабулаками». (ИСТОЧНИК — НУХАЖИЕВ Н. С. УМХАЕВ Х. С. В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.) Из данной работы «основанной на массе фактов от известных историков» и в том числе преданий, можно заключить, что орстхой это чеченское этническое общество, которое в том числе приняло большое участие и в формировании ингушского народа. Историю орстхоевцев карабулаков ещё безусловно надо исследовать. На данный момент, по крайней мере, из этих данных, можно заключить примерную картину, что — «формирование орстхоевцев карабулаков с глубокой древности происходило из чеченских тайпов, в древности орстхойцы долго жили и формировались как этнос на равнине, в какой-то период они стали воинской кастой охранявшей равнинные земли вайнахов, видимо из-за частых набегов разных кочевников, в чеченских преданиях известно, что горцы нахи платили скотом и прочим орстхоевцам за охрану равнинной вайнахской территории, затем орстхойцы стали просить слишком высокую плату, что не нравилось нахам горцам, что привело к их противостояниям, в какое-то время орстхой вступают в долгий союз на равнине с воинственными ирано-язычными аланами, что вероятно повлияло на их характер и возможно также повлияло на то, что из защитников орстхой стали враждовать с нахами горцами, нарт-орстхой в нартском эпосе и преданиях вайнахов это те же орстхоевцы, в какое-то время наступает перемирие и образовывается союзное государство Алания на Кавказе, все племена называются аланами, после нашествия монголо-татар и разгрома Алании орстхой уходят с равнин расселяясь по горам и другой местности, сами ирано-язычные аланы либо ушли с Кавказа, либо полностью истреблены, либо полностью растворились в местном населении, возможны 2 первых варианта совместно, часть алан ушла, часть была истреблена, по крайней мере, крупнейший учёный генетик Олег Балановский объяснял, что ирано-язычные осетины по генетике абсолютно местные кавказцы, (ИСТОЧНИК — Олег Балановский: «Не надо аланское одеяло перетягивать на себя».), затем во время войны с царизмом многие орстхой неся потери долго сражались, а после покорения Кавказа многие орстхой из-за их продолжающегося неспокойствия были выселены, многие рассеялись среди ингушей и чеченцев, часть осталась на пепелищах предков, часть позже вернулась на родину.» Сегодня как уже было объяснено, многие орстхой называют себя чеченцами, многие ингушами, многие отдельным орстхойским народом. Исследования продолжаются.


Рецензии