Читательское удовольствие...

    С какой это стати он должен заботиться о читательском удовольствии? Ведь никто так и не установил точно или полностью достоверно, что оно такое, - читательское удовольствие!

     Уже чтение может исчезнуть совсем, а до сей поры установлены признаки только зрительского удовольствия: смех или слёзы, слова, произносимые взахлёб в ответ на вопрос об увиденном зрелище, - кино, концерте, спектакле, доброе содержание самих зрительских слов. В зрительском удовольствии вполне можно разобраться. И возникает желание приравнять и читательское удовольствие к зрительскому. Сказать, что и зрительское, и читательское удовольствие, - это одно и то же!

     Но вылезут из общего ряда умники. Вылезут и скажут, что если и можно сравнить со зрительским читательское удовольствие, то только удовольствие  читателей увеселительной или развлекательной "литературы". Литературы в кавычках, потому что те же умники увеселительную и развлекательную литературу оценивают не как литературу, а как "чтиво".

     "Чтивом" умники называют тексты сугубо развлекательные и увеселительные, а литературой они называют то, что образовывает или обучает, что развивает и совершенствует, что вдохновляет, подвигает на осуществление так называемого высокого действия.

     По мнению умников, литература не обязана сообщать новости, хотя во многих литературных произведениях есть новое для каждого конкретного читателя. Сообщать новости - это не дело для литературы и литераторов. Это, сообщение новостей, в том числе сенсационных,  есть дело не настоящей литературы, а  современной журналистики.

     От новостей в журналистике человек получает, вполне возможно, что действительно получает, одно удовольствие, а от чтения произведений литературы, - совсем другое удовольствие.

     Различие удовольствия от чтения текстов журналистики и удовольствия от чтения литературных произведений, вызвано, скорее всего, тем, чем новости, сообщаемые журналистикой, отличаются от того нового, что черпает читательница или читатель из чтения литературных произведений.

      Новости, сообщаемые журналистикой, являются товаром скоропортящимся. Скорость, с которой портятся, как товар, новости определяется их сенсационностью. Чем менее сенсационной является новость, тем быстрее она, как товар, портится. Но и сенсационные новости, как бы ни старались то ли журналисты, то ли пропагандисты, не живут очень долго. Даже сенсационные новости журналистики живут гораздо меньше, чем определённые литературные произведения.

     В художественной литературе сенсационность или скандальность, точнее не в самой художественной литературе, а в бизнесе вокруг литературных произведений, тоже может пригодиться!

     Сенсационность или скандальность  литературным предпринимателям нужна для того, чтобы какие-то бумажно-печатные книги продать, желательно весь их тираж, а самим авторам ни сенсационность, ни скандальность, вроде бы, не требуются. Авторы произведений художественной литературы почему-то стремятся не к сенсационности  и скандальности своих биографий, а к тому, чтобы чтение их произведений доставляло бы читательницам и читателям удовольствие. Читательское.

    Сочинители "чтива", если они ещё остались, то есть не вытеснены полностью из дела искусственным интеллектом и другими технологиями, стремятся не столько к тому,чтобы доставлять удовольствие читателям, сколько к тому, чтобы издатели и дальше заказывали бы им написание этого самого "чтива" и хорошо бы оплачивали скоростное и точное выполнение заказа.

     Может сложиться и так, что в "чтиве", в отличие от произведений художественной литературы, ничего нового, для некоторых читателей, и нет, а есть привлекательность и увлекательность сюжета или содержания "чтива". Постоянные читатели "чтива" и не ищут ничего нового в нём, кроме того, кто преступник, кто убил, найдут клад или не найдут, посадят за ограбление банка или всё обойдётся сытной хорошей жизнью на острове с тёплым морем, устроенной на украденные деньги?

    Те читатели, которые читают не "чтиво", а литературные произведения, отличаются тем, что ищут в таких произведениях новое, которым может стать оригинальное название, одна или сразу несколько фраз или построение всего литературного произведения, для разгадки тайны или секрета которого, то есть  построения произведения, приходится прочитать, или хотя бы "просмотреть", весь текст произведения!   

     Читательское удовольствие от подробного чтения всего литературного произведения, секрет построения которого хочется разгадать читательнице или читателю, и читательское удовольствие от просмотра того же произведения сильно отличаются друг от друга.

     Существует несколько вариантов читательского удовольствие от "проглядывания", просмотра литературного произведения:

     1. Удовольствие от обнаружения в тексте одной или сразу нескольких фраз, связанных с какой-то новостью, желательно сенсационной, то есть вызвавшей определённый интерес у человека, просматривающего, "проглядывающего"  литературное произведение.

     2. Удовольствие от выявления в тексте одного или нескольких предложений, которые можно "выписать" в смартфон, запомнить и цитировать в подходящих цитированию обстоятельствах.

     3. Удовольствие от того, что к каким-то предложениям можно "прицепиться" и поиздеваться за эти фразы над автором  в письменной или устной формах.

      Та же читательница  или читатель, которые читают литературное произведение целиком, от начала и до  завершения, получают удовольствие от того, что:

     1. Признают  построение литературного произведения  и самого произведения в целом новыми для себя.

     2. Читают литературное произведение, чтобы наполниться впечатлениями от него, точнее, - впечатлениями от чтения данного произведения.

     3. Стремятся как можно быстрее прочитать всё литературное произведение целиком, от начала и до его завершения.

     4. Долго не останавливаются на каких-то частях литературного произведения, чтобы понять их.

     5. Понимают, что не обнаружили в литературном произведении всё то новое, что для них есть  в данном произведении, и принимают решение вернуться  к чтению данного текста или даже возвращаться к его чтению периодически.

     6. Перечитывая произведения, обновляют прежние впечатления от него  и получают новые впечатления, не полученные при первом его прочтении.

      7. Или оценивают прочитанное  произведение, как написанное только для них одних, персонально,  или с удовольствием советуют, кому-то другому, прочитать данное  произведение.

      Многие сочинители, если бы поверили в существование такой "элементарной математики обеспечения удовольствия читателям" (ЭМОУЧ), могли бы создавать сразу произведения или для тех, кто только просматривает литературные произведения, или для тех, кто ещё, до сих пор, читает какие-то книги или отдельные литературные произведения от начала и до их завершения, целиком.

     Почему же многие сочинители  не осваивают и не применяют ЭМОУЧ?  Скорее всего, потому, что это очень трудно. Но если постараться, то можно преодолеть эти трудности, особенно тем сочинителям, которые не могут остановиться, не могут не писать, не сочинять...

 


Рецензии