Беноевцы

В чеченском представлении истинный беноевец выглядит как человек крупного телосложения, высокого роста с большими ногами. Отличительная черта беноевцев — это чистосердечность, доверчивость к людям и спокойный нрав. «Но если беноевца выведешь из себя, то его ничем не остановишь», — говорят люди. Особенно видную роль беноевцы сыграли в столетней русско-чеченской войне 18 — середины 19 веков. После закрепления царских войск на плоскости Чечни и перенесения в 20-х годах 19-ого века крепостей на реку Сунжу центр сопротивления чеченцев переходит в горы непокорного Нохчмохка (Ичкерии). Русские источники называют ичкеринцев (нохчмахкахой) «самым сильным и воинственным чеченским племенем». Базой и эпицентром всех политических движений стал «самый центр земли ичкеринцев, главный их аул Беной». О том, что этот аул был главным селением Ичкерии (Нохчмохка) говорили многие русские историки 19-ого века. Только заручась поддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы. Беноевцы и их лидеры Баьршкхин Байсунгур (старший брат Байсангура Беноевского) и Солумгирин Солтамурад, дав клятву на верность имаму Шамилю, самоотверженно отдавали свои жизни в газавате за свободу и независимость Чечни. Именно в то время родилась поговорка о том, что когда непреодолимо наседали враги, то изнурённые воины просили у Аллаха: «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О Великий Боже, дай в помощь беноевское войско). Считалось, что распалившегося беноевца и пушкой не остановишь («Чуьра ваьлла бено йоккха топ тоьхча а саца-лурвац»). (Из трудов - Далхан Хожаев. РОЛЬ БЕНОЕВСКОГО ТАЙПА В ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА. 1993 год.)


Рецензии