От новичка до профессора. Часть 3

Окончание

Часть 1. http://proza.ru/2023/05/03/449
Часть 2.http://proza.ru/2023/05/04/448
 
В октябре 1988 года Ларионов дал скандальное интервью, обратившись к тренеру сборной СССР и ЦСКА Виктору Тихонову через журнал «Огонек».
Меня в ЦСКА не устраивало отношение к игрокам. Ну, мы же не свиньи, чтоб с нами так обращаться! В той ситуации у меня не было другого пути, кроме того, каким я пошел, чтобы обратить внимание общественности на то, что происходит в спорте,- Игорь Ларионов.

Интервью довольно большое, и вот его основные тезисы и претензии к Тихонову.1. На общем собрании команды Тихонов обвинил Ларионова в слабой игре. 2. Тихонов формировал ЦСКА не за счет армейской молодежи, а методом сбора под знамена клуба способной молодежи со всех команд СССР. 3. Лично его Тихонов заставил перейти в ЦСКА, через призыв на срочную службу. 4. В ЦСКА хоккеисты не имеют права голоса. 5. Когда Могильный не захотел стать офицером СА, то Тихонов не взял его на коммерческие игры в Японии, и припугнул дальнейшей нелегкой судьбой. После этого Могильный послушно написал рапорт. 6. Постоянное нахождение на сборах – 9 месяцев в году, и отсутствие семейной жизни из-за этого. 7. Произвол в отношении известных игроков – Третьяка, Жлуктова, Дроздецкого и других. Многие покинули хоккей, едва достигнув 30 лет. 8. Гнет жестокой дисциплины и страх за будущее. 9. Попирание чести и достоинства хоккеистов – крики на игроков, унижающих их достоинство. 10. Принуждение игроков, которые находятся в плохой физической форме, в применении различных стимуляторов. 11. Отсутствие демократии и культ личности Тихонова. 12. Вина Тихонова за проигрыш на чемпионате мира 1987 года – из-за максимализма главного тренера. 13. Приписывание всех заслуг только себе. 14. Сваливание вины за поражение на игроков. 15. Тихонов сделал Ларионова «невыездным» за интервью канадским журналистам. 16. Плохая административно-командная система. 17. Ошибки лично Тихонова. 18. Плохая экипировка – во время турнира в ФРГ игроки обменивали клюшки со своими автографами на новые тренировочные майки. 19. Отсутствие человеческих отношений между Тихоновым и хоккеистами. 20. Признание заслуг Тихонова, и между тем заявление о том, что именно первая пятерка моделирует предстоящую игру, и в случае необходимости меняет тактику по ходу встречи.

С тех пор, как он стал невыездным, у него затаилась обида. Как так – он великий, его носят на руках, выехать не может. Ни о каком спортивном интересе, чести, патриотизме речи не идет – только деньги. Ему здорово помог главный редактор «Огонька» Коротич. Он поместил это письмо. Хотя никакое это письмо не Ларионова. Писал не он, а журналист Головков. Виктор потом с ним встречался. Он объяснил: «Мне дали редакционное задание, я и написал»,- Татьяна Тихонова (жена Виктора Тихонова).

Сам Головков позже вспоминал, что идея пришла от зама главного редактора Гущина. А инициатива Гущина шла от странного московского человека, как выразился Головков, Льва Орлова, который был дружен с Фетисовым. Головков встретился с Фетисовым и Ларионовым, и они рассказали ему о претензиях к Тихонову. Ларионов: «Фетисов подтягивал людей, которые могли помочь нам с отъездом в НХЛ». Игорь Рабинер, корреспондент «Спорт – Экспресса»Ю проводивший расследование в отношении этого письмаЮ выявил совершенно неожиданные вещи.

Журналист при подготовке материала встретился с Тихоновым. Как Головков вспоминал, он привык выслушивать все стороны. Головков: «То, что вошло в письмо Игоря – 1/10 часть того, что они с Фетисовым мне наговорили». Поначалу Тихонов был очень раздражен, но они все-таки поговорили. Головков вспоминал, что после разговора Тихонов вызвал у него уважение, и симпатию. Он вспоминал, что Тихонов, в частности, сказал: «Вы думаете – когда столько лет команда на вершине, это все просто?»

Между тем Головков посчитал Тихонова хоть и жестким человеком, но идеалистом. Тихонов был против отъезда ведущих игроков в НХЛ, так как это ослабит сборную СССР. Тихонов сказал Головкову: «Я против отъезда. Но я же думаю о спорте, об успехах нашего хоккея! Ведь за нами стоят миллионы людей, которые за нас болеют!»

Головков написал письмо, а Ларионов подписал. Ничего не правил, только сказал: «О'кей». Головков: «Весь текст мой от начала до конца. Игорь же не литератор». По словам Головкова, это письмо стало оглушительной сенсацией – за номером люди гонялись, «Огонек» был завален письмами читателей. Тихонов никак не отреагировал на это письмо. Ларионов вспоминал, что никаких собраний по поводу этого письма не было. Высказывал предположение, что может просто не успели – через 5 дней команда выехала в Челябинск, где он сломал ногу, и оказался вне команды до декабря. Жена Тихонова позже вспоминала, что они хотели ответить так же в прессе, но потом отказались от этой идеи. Головков считает, что Тихонов просто не хотел очередного скандала, и усугубления ситуации.

Никакой мести со стороны Тихонова не последовало. Касатонов считает, что тренер подавил в себе эмоции, и понял, что главное – это результат команды. Ларионов: «Открытых санкций не было. Шло обычное давление, жизнь под прессом». На чемпионате мира 1989 года в Швеции Ларионов был единственным нашим хоккеистом, с кем Тихонов не разговаривал.

Я уверен: в спорте демократия – это ерунда. Не будет законов, по которым игрок оказался бы важнее тренера. Ни одну команду такая анархия до добра не доводила. Для нас, хоккеистов, все делалось. Естественно, за эти блага надо было чем-то платить, - Алексей Касатонов.

С 1989 года все игроки первой пятерки стали играть в НХЛ, и во многом благодаря буче, которую подняли Ларионов и Фетисов (Фетисов тоже опубликовал обличительное письмо, но уже в «Московском комсомольце»).
Гораздо позже Ларионов так высказался о Тихонове: «У нас в последние годы все было нормально. Просто Виктор Васильевич – человек своего времени. Что было – то было, и не надо говорить, что все было плохо».

Первым клубом НХЛ для Ларионова стал клуб «Ванкувер Кэнакс», который задрафтовал хоккеиста еще в 1985 году. Ларионов играл в клубе вместе с Владимиром Крутовым, однако они выступали в разных звеньях.
У меня было приглашение в Дюссельдорф, где платили такие же деньги, как в Ванкувере, но где не надо было отдавать столько сил на площадке, как в НХЛ. Но я отправился за океан, где состязаются лучшие хоккеисты мира и где можно ощутить себя истинным профи, - Игорь Ларионов.

Ларионов вспоминал, что поначалу ему было очень тяжело адаптироваться: к языку, людям, игре, питанию и жизни за границей. Это Игорю удалось только через год. Особенно его напрягали новые партнеры по тройке – игра строилась совсем не так, как он привык в Союзе. Ларионов: «Со мной сначала играли два бугая – крайние нападающие. Они говорили: забрасываешь в угол площадки, мы там кого-нибудь убьем и забьем». Ларионову удалось удержаться в клубе, в котором он провел три сезона.

А вот его друг Крутов в клубе удержаться не смог. По окончании сезона руководство клуба не захотело продлевать с ним контракт. И запустило в прессу сообщения о его излишнем весе, который мешает Крутову выступать на профессиональном уровне. Крутов позже вспоминал, что у него не сложились отношения с руководством «»Ванкувера» - постоянно следовали какие-то придирки. Он мог заключить контракт с другим клубом НХЛ, но уже не захотел – Крутов разочаровался в НХЛ.
Кто-то приспособился, сразу стал канадцем – как Ларионов. Вова не сумел. Генеральным менеджером «Ванкувера» был Пэт Куинн. Его супруга Сандра взяла над нами такую опеку, что казалось, будто мы для нее подопытные кролики. Лена, жена Ларика, вздыхала: «Как меня она достала». Но с Сандрой вела себя деликатно. А я не отмалчивалась, - Нина Крутова (жена Владимира).

В сезоне 1991/92 партнером по звену Ларионова стал Павел Буре. И дела у Ларионова в плане результативности сразу пошли в гору – оба понимали советский хоккей. Если в первом сезоне он набрал 44 очка, во втором 34, то в этом уже 65. В пяти клубах НХЛ успел поиграть Ларионов за свою хоккейную жизнь. Но выступление за «Детройт Ред Уингз» больше всего прославили его – в составе этого клуба он трижды побеждал в кубке Стэнли.

В сезоне 1995/96 тренер Скотти Боумэн решил выпускать русских игроков в составе одной пятерки, обменяв Ларионова у «Сан-Хосе». Так родилась «Русская пятерка», как ее впоследствии прозвали – нападающие Федоров – Ларионов – Козлов, и защитники Фетисов – Константинов. В том же сезоне «Детройт» выиграл регулярный чемпионат, а в следующем – кубок Стэнли. Ларионов: «Мы открыли советский хоккей для лиги, показали ей «Красную машину». И привели клуб из города моторов к кубку Стэнли впервые за 42 года».

Американки нам твердили: против ваших, у нас вся команда боится выходить, как русские на льду – тренеры не знают, кого выпускать. Все дергаются, нервничают. Пятерка показывала такой хоккей, что стадион им стоя аплодировал. Забавное ощущение: играют перед началом матча американский гимн, а на льду стоят пять наших российских ребят, - Лада Фетисова.

К сожалению, сезон 1996/97 стал последним для Константинова – автомобильная авария поставила крест на карьере хоккеиста, да и на нормальной жизни тоже. Он стал инвалидом. Ларионов тоже должен был ехать в той машине вместе с Фетисовым, Константиновым и Мнацакановым, но в последний момент передумал – дочки уговорили пойти в бассейн. «Русская пятерка» прекратила свое существование. 13 декабря 2004 года в Москве прошел прощальный матч Ларионова. На тот момент ему было 44 года. Удивительное долгожительство в хоккее.

После окончания хоккейной карьеры Ларионов занимался агентской деятельностью. 5 июня 2020 года назначен главным тренером молодежной сборной России. Коллекционер вина и винодел. Имеет в Москве сеть своих ресторанов.
Бедные хоккеисты, вынуждены были сидеть на сборах и терпеть, когда Тихонов ломал их через колено. Да именно благодаря этой «ломке» они еще столько лет в НХЛ играли. И стали, между прочим, богатыми людьми благодаря тому, что Тихонов их готовил и тренировал. Это потом, когда в российском спорте появились огромные деньги, они стали возвращаться. Их носили на руках как триумфаторов, а они говорили, что «приехали поднимать отечественный хоккей». Что же они раньше не приезжали, когда тут денег не было? – Татьяна Тихонова (жена Виктора Тихонова).

Игорь Николаевич Ларионов – двукратный олимпийский чемпион, бронзовый призер 2002 года. Четырехкратный чемпион мира, дважды призер. На ОИ и ЧМ провел 77 матчей, и забросил 30 шайб. Обладатель Кубка Канады 1981 года. Восьмикратный чемпион СССР. В национальных чемпионатах провел 457 матчей, забросив 204 шайбы. Заслуженный мастер спорта СССР. Трехкратный обладатель Кубка Стэнли. Член тройного золотого клуба. В 2008 году введен в Зал славы ИИХФ, и в Зал хоккейной славы НХЛ в Торонто.

Собрания, накачки, сборы – все это, конечно, расшатывало нервную систему донельзя. Доходило до того, что мы обращались к супруге Тихонова, чтобы она уговорила мужа отпустить нас на ночь домой. Уверен, что разумный компромисс можно было найти, - Игорь Ларионов.

В публикациях про Игоря Ларионова использованы материалы следующих изданий: Википедия, «Спорт-Экспресс»,  «Советский спорт», еженедельник «Футбол-Хоккей», «Российская газета», «РБК», «АИФ», «Комсомольская правда», Татьяна Тихонова «Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея», Виктор Васильевич Тихонов «Хоккей: надежды, разочарования, мечты…», Вячеслав Фетисов «Овертайм»,  sports.ru, Третьяк В.А. «Когда льду жарко…»


Рецензии