Вересаев Два Пушкина, брат Ночи и Дьявол

Викентию Вересаеву (Смидовичу по метрике) рисовался двойной образ поэт-человека Пушкина:

один Пушкин — «суетный, раздражительный, легкомысленный, циничный»,
другой — «серьезный, несравненно мудрый и ослепительно светлый».

(см. В. Вересаев. В двух планах (О творчестве Пушкина)//Загадочный Пушкин.1996)

Первый Пушкин проявился в «Гавриилиаде» и особенно в потоке эпиграмм, которыми в основном он и нажил себе армию тех врагов  из сильных семей Империи, которые в ненависти обиды  и извели его со свету (по П.Мериме)

«Тебе понравилось бы, если бы на тебя эпиграммы писали?»

А, то и оно … Нет!

Пушкина обсуждали при появлении очередной эпиграммы точно так, как любого сослуживца с неуживчивым характером. Это в лучшем случае. А в Конгрегации Клеветы «свинского»  Петербурга (по Пушкину)  заряжали пистолеты дуэльных пар полной ликвидации. Ненависть обиженных эпиграммами воспринималась как вполне достаточная причина, чтобы убить великого поэта.

Не помогли ни Клеветникам России, ни Бородинская годовщина, ни прочие вирши, которые князь-поэт Вяземский назвал «шинельными».
 
Самой большой энциклопедией пушкинской эпиграмматики была конечно его «Моя родословная». Эпиграмма на министра С. Уварова, а также на  его  партнера по шаловливым забавам в стиле «De Amore» князя Дундукова-Корсакова, была равносильна призыву к ответной убойной  пуле  или … к  мастерской интриге с той же целью ликвидации обидчика

И эпиграммы Пушкина потому ставили и сейчас многие ставят в укор гению словесности

Некоторые из них действительно его недостойны и отдают пороком

А ведь один из основателей нашего лит.языка К. Батюшков (наряду с Дмитриевым и Жуковским по Вяземскому)  «…литературной сатирой, по сути, дебютировал в печати, что сатирическая поэма Батюшкова «Видение на берегах Леты» сделала имя его известным всей читающей России и принесла поэту настоящую славу, что стихотворный памфлет «Певец в Беседе славенороссов» распространялся в списках до середины XIX века!»  За что и получил в Арзамасском обществе имя Ахилла

(см. ВопЛи №6, 1987, «Победитель всех Гекторов халдейских»)

Но какая тонкость Батюшкова :
«В моей сатире нет личности: самолюбием играть опасно».


Нет личности!  Батюшков не позволял себе «переходить на личности»

Злобность Пушкина была иной природы и иного проявления.  И он переходил «красную черту» неоднократно, вызывая огонь ненависти сплетен на себя, такого ранимого в обществе «хищников и жертв»

Дьявольская разница

И Дьябло не заставил себя долго звать да умолять =  обернулся корнетом д-Антесом, ставшим поручиком вне полковой очереди. Уметь надо  и карьеру делать, и шустро отзываться на злобу дня в угоду сильным мира сего, и метко прицельно стрелять на опережение
На помощь ему пришел брат Ночи по имени Смерть (по Гесиоду)

***

Можно самому себе возразить:
Пушкина, как и Жуковского, «без лаю» к славе не пропускали
Батюшков избрал иную тактику из соображений менеджера по рискам
В письме Батюшкова Вяземскому от 11 ноября (1815 г) так характеризуется литературная борьба:
«Жуковский не дюжинный, и его без лаю не пропустят к славе. Озерова загрызли. Карамзина осыпали насмешками; он оградился терпением и Историей. Пушкин (Василий Львович. — Е. Н.) будет воевать до последней капли чернил; он обстрелян и выдержит. Я маленький Исоп посреди маститых кедров: прильну к земле, и буря мимо».
( там же…)

Позиция Пушкина была бойцовской:
Ответ в форме критической статьи и ответ в виде эпиграммы сравниваются в небольшой пушкинской статье 1830 г — «(Разговор о критике)».
«А», считающий, что критика нужна, что по ней можно судить о состоянии литературы, спорит с «В», к русской критике равнодушным. «А» почитает за малодушие не отвечать на какое бы то ни было нападение и приводит в пример английского лорда, готового не только отвечать на учтивый вызов дворянина, но и, сняв с себя фрак, «боксовать на перекрестке с извозчиком»
(см.   НОВИКОВА ЕЛИЗАВЕТА. Выбор оружия. Эпиграмма в судьбе Пушкина

Каждому свое: один выбирает Вечность, другой – где прилечь бы

Пушкин как истинный Игрок сыграл в рулетку «Опасное самолюбие»

***

Нюанс: 
Извозчик забуксовал на сонной кляче на карефуре и нетерпеливый лорд (явно не из английских аристократов с родо-племенной выдержкой и личным достоинством) его отбоксовал и насовал …


Рецензии