Шизоанализ

Шизоанализ  - термин, введенный французским философом Жилем Делёзом (1925 – 1995)

Уже при входе на «Выставку с глубоким смыслом», открывшуюся в Доме Гоголя, ее название подтверждается, - но не ёрническим манифестом «Противъ Декадентовъ», вывешенном на стене, а небольшим  артефактом – двумя спущенными надувными шариками, помещенными в стеклянную банку.
А дальше выставка разворачивается, как ряд сценических площадок, начиная от традиционного Ада – с дьяволом, пеклом и грешниками. За ним следует зальчик, выполняющий роль Чистилища, оформленный в стиле  Миро   (Миро, Жоан (1893 – 1983) – испанский художник.); по его миновании, входишь в «женскую комнату», стены которой увешаны устными  свидетельствами харассмента вперемешку с дамскими колготками, а посередине ее стоит  кушетка – не психоаналитическая, но медицинская, – накрытая клеенкой. Следующая комната анфилады – литературная; она напоминает о бесчисленных следах, оставленных в наших мозгах  «властителями дум» – русскими писателями.
Наконец, вступаешь в тупиковый зал, посвященный подсознанию; в нем уже совсем невесело; отовсюду на тебя набрасываются архетипы: полсотни высунувшись из стены куриных лапок, тянутся к твоему сердцу; другая стена увешана зловещими знаками смерти, а на двух оставшихся - развернулась целая вакханалия болезненно-призрачных образов – от черепа до катушек туалетной бумаги.
Но на противоположном конце анфилады расположен зал, расколдовывающий зрителя от пережитых кошмаров: зал победительной иронии. Здесь собрана всякая всячина: говорящие унитаз и мусорный бак, исполинские мухи на стеклах окон, выходящих на Дом Журналиста, лозунги российского концептуализма и  символические посвящения его  классикам, развешанные по стенам, «грабли московского концептуализма», поставленные в углу, и, наконец, Эпилогъ, и «Выходъ»; чтобы выходная дверь не захлопнулась, под нее подсунута резиновая галоша.
Выставка осмотрена; осталось лишь ее конципировать.
Здесь мое внимание привлек высокий молодой мужчина с внешностью ученого; он оказался куратором выставки Эдуардом Зимовцевым; прислушавшись к его речи, я понял, что куратор транслирует  рационалистический дискурс, который, как известно, ничего в искусстве не объясняет, и решил обратиться к художественному руководителю проекта  – Авдею Тер-Оганьяну  ( Тер-Оганьян, Авдей (1961г.р.) – российский художник), носившемуся по залам, и активно общавшемуся с посетителями; по его внешнему виду он - антипод куратора, и в рационализме его заподозрить нельзя, ну никак!
Поскольку кушетка, представленная в экспозиции, - явно не психоаналитическая, то ясно: ни к фрейдизму, ни даже к лаканизму   (направление психоанализа, разработанное французским философом Жаком Лаканом (1901 – 1981)) Тер-Оганьян не причастен.
- Шизоанализ? – предположил я, так как давно начитался Делёза.
Уклонившись от ответа, Тер-Оганьян, однако,  меня не поддержал, но я продолжаю настаивать на своей догадке.
                Апрель 2023 г.


Рецензии