Имятерапия. Распространенное имя. Продолжение 1. Э

Большинству людей, как показывают наблюдения, нравится их имя, и они выбирают себе понравившуюся его форму. У человеека, который недоволен своим именем, как правило, масса проблем. Ему следует об этом задуматься и, возможно, что-то в себе изменить. Выше мы уже рассмотрели проблемы, связанные с возрастом. Я встречала людей, которые считали, что трудно быть оригинальным, если с рождения у тебя имя ну настолько распространенное, что становится тошно, - всюду тебя с кем-нибудь путают, да и при знакомстве трудно блеснуть сразу, с первого же слова.
Действительно, восприятие человека с редким именем, особенно при знакомстве, эмоционально более красочно. Это связано с эффектом неожиданности. Но сколько великих людей имели самые распространенные имена! Суть ведь не в самом имени, а в отношении к нему и, повторяю, в образе своего имени, его динамике, то есть в ЖИВОМ имени, что отражено в названии этой книги. Перефразируя известную пословицу, утверждаю, что не имя красит человека – человек дает себе имя, наполняя его оболочку своей индивидуальностью.
Однажды, когда я преподавала в школе физику и математику ( у меня три высших образования  и три разных специальности: физик-математик, психолог и редактор; по всем трем специальностям работала. Считаю, что в жизни должно быть разнообразие и в профессиональной сфере тоже), ко мне после уроков подошли семиклассницы Света и Таня. Девочкам по тринадцать лет. Они были обижены на судьбу и родителей за то, что в их классе шесть девочек по имени Таня и три Светы.
Мы долго беседовали о неудобстве распространенных имен, но пришли к выводу, что и в распространенном имени можно обнаружить нечто неповторимое. Так, для меня однажды стало откровением, что бабушка, в честь которой меня назвали Натальей (сейчас это тоже распространенное имя, хотя во времена бабушки, родившейся в 1875 году (!), имя это было довольно редким, потому что в Святцах упоминалось лишь один раз – в День святых мучеников Адриана и Наталии, а большинство русских людей в XIX веке называли по Святцам), ласково звалась Талой, что напоминало о тающем льде, весенних ручьях и первых подснежниках. А еще имя это перекликалось с именем одной из трех граций, покровительницы комедии и легкой поэзии, - Талии.
Светлану, например, можно назвать Ланой, отбросив первую часть полного имени. Что-нибудь оригинальное можно найти вслед за Пушкиным и в имени Татьяна.
На следующий день девочки принесли мне сочинение по физике (сочинения по физике были для моих учеников привычной формой работы), в котором нашли отражение не только изучаемая на моих уроках тема по физике, но и решенная уже девочками проблема, связанная с именем, и то, как они с ней справились.
Помог творческий подход. Светлане и Татьяне уже около 50 лет (в 2023 году). Их вполне будничная ученическая работа сохранилась в книге  их молоденькой учительницы-энтузиастки «ЖИВОЕ ИМЯ». Привожу текст сочинения девочек.

КАК МЫ ПРОГЛОТИЛИ МОЛЕКУЛУ
Чтобы честно рассказать, как все было, мы должны начать с того, что Света Хромова – это мой псевдоним, а настоящее имя Карлсон. У Малыша псевдоним – Таня Калачёва.
Однажды вечером, перед сном, Малыш подал мне ценную идею: попробовать вишневое варенье. Это нам строго-настрого запрещалось. А попробовать очень хотелось. Мы съели полбанки. А коварная алюминиевая ложка превратила нас за это в таких маленьких, что мы в состоянии были наблюдать диффузию в варенье.
Молекулы были величиной с наши головы. Так как они непрерывно двигались и ударялись о нас, мы были вынуждены съесть две из них. У нас невероятно раздулись животы. Молекулы стали совершать в наших животах колебательные движения, в результате чего мы стали дергаться вместе с ними.
Это начало порядком надоедать, как вдруг молекулы заметались. Оказывается, бабушка, поместив ложку варенья в горячий чай, повысила их кинетическую энергию за счет теплопередачи, следовательно, и скорость их движения.
Мы с Малышом рисковали быть съеденными. Из-за взаимного притяжения и отталкивания молекул мы не могли сблизиться. Нас дергало неподалеку друг от друга. Чтобы не расстаться навсегда, мы решили использовать мою подтяжку. Кое-как Малыш умудрился схватить противоположный конец подтяжки. Но вдруг молекулы теплой воды одним потоком подхватили нас, стали подниматься, уступая место молекулам холодной воды.
Мы догадались, что конвекцию осуществила бабушка: она налила в горячий чай холодную кипяченую воду, чтобы немного его остудить. Таким образом мы оказались наверху.
Мы стали мало-помалу приближаться к стенкам кружки, но все наши попытки смешаться с молекулами кружки оказались тщетными. Молекулы кружки еле колебались, а расстояние между ними было таким маленьким, что мы не смогли протиснуться.
И моя знаменитая кнопка заклинила. Тут нас что-то подцепило и подбросило. Это была та самая алюминиевая ложка.
От ужаса мы забыли наши псевдонимы и… проснулись.
- Какой ужасный сон! – воскликнула Таня.
- Да, нелегко жить в мире молекул. А каким же чудом мы спаслись?
- Наверное, свои настоящие имена вспомнили, поэтому.
- Ты думаешь, наши имена – заклинания? И это они нас вернули в мир больших людей?
- Уверена.
Так мы изменили свое отношение к нашим привычным именам, они уже не казались нам надоевшими. И на вишневое варенье мы больше не смотрели.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

(С) Наталья Менщикова, 1996-98.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ главы ПСИХОТЕРАПИЯ ДЛЯ АНИ, ВАНИ, САШИ И НАТАШИ (так глава называется в книге) читайте в на С. 102 – 120:
НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА.  ЖИВОЕ ИМЯ. – М.: Яуза, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. – 240 с.  Тираж 30000 (1-й завод 1 - 15000 экз.). ISBN 5-8153 -0036-5.  М 50. ББК 88.5. М 50.
Некоторые реальные примеры можно также прочитать в романе НАТАЛЬИ МЕНЩИКОВОЙ  «ТАЙНА МЁБИУСА» (издание 2000 года), где героиня романа занимается психологической практикой.


Рецензии