Образ Пиковой дамы в литературе

Самое яркое раскрытие образа Пиковой дамы можно увидеть в одноименной повести Пушкина. Этот текст можно читать как две истории. Первая - описание реальной жизни персонажей, в чем-то даже предсказуемой. Обязательно есть неприятная пожилая дама, обязательно есть бедная девушка, страдающая от деспотизма пожилой дамы, обязательно есть романтический герой и любовная линия между ним и девушкой. Вторая - мистика, магия, обращение к потустороннему миру. Сейчас сложно представить, насколько неожиданным для своего времени было для автора описание мистической линии. При этом соединявшееся с традиционным сюжетом про отношения персонажей.
Во время написания книги аристократические круги всё больше и больше обращались к магии и посещали спиритические сеансы. Никто не решился бы заговорить об этом открыто. Но всё же земные люди мечтали получить ответ от магических сил на волнующие вопросы. Пусть даже в обход церковного канона. Женский образ графини, носящей реальное имя Анны Федотовны Томской, можно рассматривать как образ сильной и властной женщины. Может быть, не все поступки такой героини понравились бы тем, кто рядом. Но кроме земного женского образа это ещё и образ колдуньи, носительницы магических сил. И ещё - образ карточной дамы, персонажа гадания. Можно сравнить Пиковую даму даже с гадалкой, создающей пасьянс. Пиковая дама в картах означает недоброжелательность, неприятные впечатления. Но точно ли графиня, названная Пиковой дамой, всегда выглядит как отрицательный персонаж?
Сначала можно прочитать традиционную завязку сюжета. Лизавета Ивановна страдает от тирании графини и думает о том, чтобы выйти замуж и переехать в дом мужа. Вряд ли можно назвать ее желание чем-то преступным. Рядом с Лизаветой Ивановной оказывается Германн. Она считает его надеждой на спасение. Но Германну нужна не любовь, а тайна Пиковой дамы, которая принесла бы ему обогащение. Романтический герой оказывается стяжателем. Позже призрак графини соглашается открыть Германну тайну с условием, что Германн женится на воспитаннице графини. Это означает, что графиня испытывает сочувствие к Лизавете Ивановне? Или оберегает Лизавету Ивановну как члена своей семьи? В любом случае, графиня выглядит более порядочной, чем Германн. В конце сюжета воспитанница графини выходит замуж за другого человека. Одна из последних строк: "У Лизаветы воспитывается бедная родственница". Существует примечание, что героиня умышленно названа здесь Лизаветой, без отчества. Возможно, это намек на то, что сама героиня станет высокомерно относиться к бедной родственнице. Если даже она не станет такой, как Пиковая дама, она может оказаться перед таким выбором. Поэтому автор относится к воспитаннице графини уже иронически.
Современная нам повесть Людмилы Улицкой тоже носит название "Пиковая дама". Значит ли это, что мы прочитаем подражание повести Пушкина? Может быть, но не во всем. Сюжет текста Улицкой во многом связан с немолодой дамой, деспотично относящейся к дочери, внучке и правнукам. Это тоже сильная женщина, привыкшая чувствовать себя примадонной. Она мечтает привлекать к себе внимание и повелевать любыми способами. Но героиня Пушкина связана с картами и мистикой. А героиня Улицкой - с Серебряным веком, поэзией и живописью. Много сказано о том, что Пиковая дама нравилась мужчинам и жила за их счёт. Но нужно обратить внимание на то, что поэты посвящали ей стихи, а художники писали её портреты. В книге упомянуты Бакст, Врубель и Борисов-Мусатов как любимые авторы Пиковой дамы. Если вспомнить этих художников, можно представить себе интересы героини. Скорее всего, она должна была вести такую жизнь, как Анна Ахматова. К героине обращаются как к Мур. Её реальное имя - Мария Чарнецкая, она из рода польского воеводы. Это напоминает Марину Мнишек, иногда называемую Марией в России. Марина Мнишек тоже стала источником вдохновения Пушкина. По такому описанию можно сделать вывод, что Мур - салонная красавица, живущая богемной жизнью. А какой вывод можно сделать об её характере?
Мур показана как неприятная, властная героиня. Но тогда возникает вопрос, почему родственники Мур соглашались терпеть ее неприятные качества и не давали понять, что им это не нравится. Если бы дети Мур оказали ей сопротивление, у неё было бы меньше возможностей оскорблять тех, кто рядом. Тогда ситуация в семье не стала бы настолько тяжелой. Когда Мур причиняла обиду детям, возможно, им в чём-то было удобно оставаться в такой ситуации. Во всех несчастьях можно было обвинять Мур. Потом рядом с семьёй оказался бывший муж дочери Мур. Вся семья стала связывать с ним все радужные надежды. Мужчина стал для всех таким же кумиром, каким была Мур. Но стоит ли перекладывать ответственность за свое благополучие на другого человека? Точно так же, как и за свои неудачи? Дети Мур убедились, что они не найдут благополучия, если будут ждать, что кто-то создаст его вместо них. Возможно, смерть дочери Мур была вызвана стрессом, в котором она жила давно. Если бы дети Мур сами отвечали за свои взлеты и падения, их ситуация могла бы не стать настолько трагичной. Ещё можно вспомнить деликатный момент. Мур создала для себя стиль красавицы, принимающей поклонение. Может быть, её дети втайне были недовольны тем, что они сами не оказались в такой роли. И поэтому не принимали всё, что касалось образа жизни Мур.
Образ Пиковой дамы вызывает много впечатлений. Одно из самых современных - Ночь квестов в УНБ УдГУ. Квесты были посвящены теме мистики в литературе. Один из них отражал тему "Пиковой дамы". Библиотека превратилась в место для гаданий и мистических загадок. Поскольку это было передвижение по станциям, можно сказать так: если кто-то не сразу понял тему Пиковой дамы, он может прочувствовать это на себе. Чтобы разобраться в чем-то, надо в это погрузиться и прожить в этом отдельную жизнь.


Рецензии