Мои земляки. Глава 4

Нещадно палит солнце. Улицы переполнены транспортом. Спешит по своим делам честной люд. Город похож на муравейник. Интересно ехать в автобусе и осознавать себя частичкой процесса, название которого – городская суета. Ловлю себя на мысли: как быстро меняется мой Оренбург. Это за какие-то пятнадцать лет! Срок-то небольшой, а сравнить есть с чем. Что далеко ходить: родная улица Чкалова, а если точнее, промежуток от остановки «Оренбургского Казачества» и до «ДК «Газовик». Давно ли это было: ходили с мамой гулять в сквер около Никольского собора, сидели на лавочке, ели мороженое. Сквер как будто тот же, а дух иной, более торжественный. А виной всему – памятник Оренбургскому казачеству. Много таких мест в памяти, но пора выходить. Мама теребит меня за  плечо.
И вот мы на месте. О данной экскурсии было задумано давно. Но, сами понимаете, какому современному подростку хочется ехать через весь город, в такую жару в музей. Но не хотелось обижать ни маму, ни бабушку. И вот мы перед зданием с надписью «Выставка пожарно-прикладного искусства». Ещё несколько минут – и мы на третьем этаже переступаем порог Музея УВД Оренбургской области. Нас уже здесь ждут. Я даже представить себе не мог, что нужно заранее заказывать время для частного посещения.
Кто хоть раз был в музее, тот поймет, какое чувство охватило меня. Я медленно отправился бродить по залам. Моему взору открылась история становления органов внутренних дел Оренбургской области, служебного и боевого пути сотрудников разных поколений.
Меня, как в прочем маму и бабушку, поразили семь прекрасно оснащенных зало. Мы надеялись увидеть один. Какой титанический труд был проделан! Сколько сил и времени потрачено! И, слава, Богу, не зря!
В создании музея участвовали люди, которые старались возродить лучшие традиции и героики милицейской службы нашей области и моего родного города. Среди них и генерал-майор милиции Рябов Вячеслав Семенович, и полковник милиции Краснопеев Вадим Ионович, и подполковник милиции Рагузин Вадим Николаевич, ветеран органов внутренних дел старшина милиции Канышев Виктор Петрович.
Семь залов – семь эпох. Экспонаты рассказывают о деятельности всех подразделений: уголовного розыска, следственного управления, управления по борьбе с экономическими преступлениями, службы участковых инспекторов милиции, экспертно-криминалистического отдела, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции.
Яркий парадный зал об истории спорта и культуры в органах внутренних дел завершает музейную экспозицию. Только жаль, конечно, что футбольная команда  «Динамо», а я всегда болею за «ЦСК».
Все больше и больше благодарен маме и бабушке, что привели сюда. Для меня стала открываться малоизвестная страница жизни города Оренбурга, да и всей Оренбургской области, связанная с милицией.
Мое поколение появилось позже времени, когда с удовольствием смотрели телесериал (ранее это назывался многосерийный художественный фильм) «Следствие ведут знатоки». Сейчас на экранах чаще всего один опер противостоит всей коррумпированной милиции (полиции). Но пройдя по музею, я понимаю, что сколько честных и благородных людей стоит на охране спокойствия моего города. Да негатив всегда более виден. И хочется надеяться потому, что его мало это и что не характерно для нас. Мы ругаем милицию, но если что-то случается, звоним «02».
Пора уходить домой, но меня тянет к началу экспозиции, в первые её залы.
Во-первых, это, на мой взгляд, самые интересные эпохи истории: с 1917 по 1940 годы и Великая Отечественная война.
Впервые я ощутил объективное освещение событий. Мы привыкли думать, что раз служил в НКВД, значит «палач». Оказывается, что все не так просто. И здесь были репрессированные, и их было не мало. Но вот парадокс, кто участвовал в репрессиях (о них тоже есть материал), тот зачастую был уверен в правоте своего дела. И правы мои мама и бабушка говоря, подходить к истории нужно бережно, не рубить с плеча. Я узнаю фамилии первых работников органов правопорядка: Лобок Иван Федорович, Бурчак-Абрамович Александр Михайлович… Среди них и фамилия моего прадеда Соляева Николая Степановича.
Он был первым начальником Кваркенского отдела милиции (1935г.) В 1938 – 40 гг. начальником гор отдела г. Орска: в 1040 – 44 – зам. Начальника ОУРУМ УМВД Чкаловской области, в 1944 – 48 – зам. начальника и начальником Бузулукского гор отдела. Последнее место службы (1949 – 50 гг.) – начальник Медногорского отдела милиции, откуда и ушел в отставку в звании майора милиции.
Я наблюдаю, с каким волнением подходит бабушка к стендам, где расположены экспонаты военных лет. Продовольственные карточки, оружие, фотографии… На минуту застываем около стены, где написано:
1941 – 1945 гг.
Погибли в годы Великой Отечественной Войны.
Приспущено знамя, каска – и 126 фамилий тех, кого застала не вражеская пуля, а предательская, из-за угла, в спину. И здесь мы встречаем знакомую нашей семье фамилию: Карагодин А.И. (друг и соратник моего прадеда). А вот и награды. Среди них есть и знакомые: Орден Красной Звезды, Орден Знак Почета, юбилейные медали, которые хранятся вместе с фотографиями моего прадеда.
Жара, не иссекаем людской поток. Мы возвращаемся домой. Из головы не выходит запись мамы в книге «Отзывов и предложений»: «…спасибо за память об отце, деде и прадеде Соляеве Николае Степановиче».
Родной Оренбург! Тебе всего 265 лет! И я горжусь, что мой прадед охранял твой покой от бандитских пуль в самые грозные военные годы.


Рецензии