Бессмертная музыка Небес
Протоиерей Иоанн Журавский написал во второй половине 20-го века очень необычную книгу «О внутреннем Христианстве. Тайна Царствия Божия или Забытый Путь опытного Богопознания». О ней сам он рассказывает так:
«Это песня сердца об «умном делании», о той Дивной музыке Небес, прославляющей Дивного Бога, какую Душа услышала в этой бессмертной Симфонии Отцов, как основной лейтмотив всей Православной аскезы, всех святоотеческих Писаний. Диапазон моих голосовых возможностей не велик. Но я пропел искренно, как мог» (прот. Иоанн Журавский).
Цель своей «песни сердца» он видит в следующем:
«Мной руководило скромное желание, сердечное желание: дать читающему не систему светлых мыслей Отцов о Дивном Боге, а пропеть о Нем песнь и дать почувствовать сердцем Этого бесконечно близкого и живого Бога. У меня было тайное желание этой песней возбудить в читающем сердечное, живое чувство к Богу – Спасителю нашему.
А этот маленький ручеек чувства сам собою превращается – при надлежащем умном уходе за ним – в реку живой, умной работы, в «умное делание». И тогда непрестанная молитва не является «скучным механическим занятием», а дыханием жизни. Ибо дышать этим воздухом непрестанной молитвы следует не потому, что так нужно, а потому, что нельзя им не дышать: он является органической необходимостью, духовным питанием. Такое делание молитвы вытекает из Живого чувства к Живому Богу» (прот. Иоанн Журавский).
Тайная музыка Небес
В этой книге протоиерей Иоанн Журавский посвящает читателя в тайную музыку Небес:
«<...> Преподобные иноки имели эту любовь ко Христу-Спасителю. Они опытно познали, что Он достоин воспеваться во все времена преподобными. И с какой Ангельской усладой они именовали Его сладостное Имя!» (прот. Иоанн Журавский).
Это постоянно совершавшееся в молитве Иисусовой духовное пение открыло им тайну музыки Небес, о которой протоиерей вдохновенно пишет дальше:
«Они услышали эту дивную, бессмертную симфонию Небес, этих неисчислимых множеств чистейших и солнцеобразных "умных сущностей" с их неизъяснимыми райскими голосами, слившимися в единый гимн — стройно, величественно воспевающий с благоговейнейшей усладой и любовию это сладчайшее Имя, этот Источник Света и Радования, Жизни и Небесного веселия. <...> (прот. Иоанн Журавский).
Возвращаясь к нам, он от всей души сочувствует нашей духовной глухоте и неспособности воспринимать эту музыку:
«Мы ко всему божественному глухи и потому не слышим этой Симфонии. Наш слух воспринимает только низкие, приглушенные звуки земли: стон земли и стон нашего сердца, оглушенного ядом греха, сердца, раздираемого воплями мук ада, который мы носим в себе. Мы не познали Тайны слова, вибрирующего в гармонических звуковых сочетаниях. Для нас — оно мертвый звук. Потому и не слышим Небесной Симфонии, звучащей в Словесном Божием Имени. Потому и не услаждает и не веселит нашей оглушенной и грешной души поминание Имени Божия. А древний Пророк эту тайну "поминания" знал, он слышал в звуковом Имени Божием небесную музыку, потому и сказал: "Помянух Бога и возвеселихся" (Пс. 76, 4).
А для нас это поминание тягостно... скучно... уныло Оно не веселит нас. Мы не слышим в нем радости небес. Для нас бесконечно легче и приятнее бессмысленно кружиться умом в своем пустомыслии, нежели повторять это всерадостное Имя» (прот. Иоанн Журавский).
Наконец, он советует нам, пока ещё есть у нас эта драгоценная возможность, приобщиться этой музыке, познать её красоту, молясь молитвой Иисусовой:
«А ведь Небесное познается только здесь. Здесь полагается начало этому познанию. Здесь душа приобщается к этой музыке Небес — в умном труде. И если не приобщиться здесь, не возлюбить это Имя здесь, то и нигде. Унесем и туда, в вечность свой ад, и будем уже вечно пребывать в звуках музыки иной — в муках воплей и рыданий вечных, где "плач скрежет зубов" и боль позднего, бесплодного раскаяния.
Потому Отцы и умоляют нас здесь творить "Сие зареносное, светозарное Сладчайшее призывание"<то есть Иисусову молитву>, сию Музыку Небес» (прот. Иоанн Журавский).
«Это и есть Божественная Симфония Неба и Земли, наша Херувимская Песнь, и мы уже здесь приобщаемся к ней, нашей верой и любовью. Здесь на земле начинаем подпевать Херувимам умно живя, в умном труде» (прот. Иоанн Журавский).
Свидетельство о публикации №223050601213
Буду искать на ютубе Журавского.
Но считается что он просто обладал чужой рукписью
В молитвах вообще много музыки .
А как прекрасны-Верую и Царю небесный утешителю.
с уважением
Владимир Зуев 6 12.05.2023 09:06 Заявить о нарушении
Я сейчас тоже перечитываю книгу Иоанна Журавского. Вы правы: "В молитвах на церковнославянском языке вообще много музыки". Вся "Псалтирь" звучит как музыка.
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 12.05.2023 12:20 Заявить о нарушении