История церкви Михаила Архангела

ИСТОРИЯ
МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

В середине 40-х годов XIX века православные крестьяне отселка Сотникова состояли в приходе Космодамиановской церкви села Благодарного, где в 1835 году был освящен каменный храм, возведенный на месте старой деревянной церкви. Церковь входила в благочиние священника Павла Исконицкого.

Исконицкий Павел Михайлович, 1796 г. р., сын священника, окончил Астраханское духовное училище, 13 января 1815 года определен указным дьячком к Георгиевской церкви села Грушевского Александровского уезда Кавказской губернии. 12 сентября 1817 года его согласно прошению перевели в село Медведское к церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 2 февраля 1822 года Епископ Астраханский Авраам рукоположил Павла Исконицкого в дьякона, оставив на службе в той же церкви. Епископ Мефодий 15 июля 1825 года рукоположил его в иерея. Прихожане теперь обращались к нему со словами «Ваше преподобие», «Батюшка» или «Отец Павел». Через три года, 12 ноября 1828 года, Павел Исконицкий был назначен благочинным церквей сел, находившихся в округе села Медведского. В марте 1837 года село Медведское стало центром Медведской волости.
С мая по ноябрь 1829 года Исконицкий служил в упраздненном городе Александрове (ныне с. Александровское Ставропольского края), а потом вновь в селе Медведском. Из характеристики священника Павла Исконицкого в 1846 году: «…25 января 1840 года за прохождение десятилетней благочиннической должности награжден набедренником, в 1844 году за честное поведение Епископом Иеремией произведен в протоиерея, 16 июля 1844 года по представлению Епископа Иеремии пожалован фиолетовой скуфьею. Грамоту и указ имеет. Читает и поет, катехизис знает хорошо, поведения богобоязненного, не в родстве (в причте нет родственников), судим и штрафован не был. Его жена Исконицкая Пелагея Андреевна, 44 года. Три сына. Сын Василий Исконицкий, 22 года, обучается в высшем отделении Астраханской духовной семинарии. Сын Андрей Исконицкий, 16 лет, обучается в Кавказской духовной семинарии. Сын Трофим, 13 лет, обучается в низшем отделении Ставропольского духовного училища. Все обучались на содержании отца». [17]
С 1846 по 1855 годы Благочинным округа состоял священник Белоградский Василий Андреевич. А протоиерей Исконицкий Павел продолжал служить в церкви Покрова Святой Богородицы села Медведского, что подтверждается записями в Метрической книге за 1853 год. В совершении обрядов ему помогали дьячки: Глядков Глеб Федорович и Михайлов Иван Семенович. [48]
В 1847 году в приход Космодамиановской церкви входили: село Благодарное, отселки Грязнушенский (село Елизаветинское), Новомитрофановский (село Бурлацкое) и Сотников (село Сотниковское). В этих населенных пунктах в 759-ти дворах проживало 5975 душ, в том числе: 3038 мужского и 2937 душ женского пола. В Космодамиановской церкви было два штата. Священник первого штата Белоградский Василий Андреевич, священник второго штата Беляев Иоанн Егорович.
В 1847 году в село Благодарное прибыл священник Кудряшов Алексей Николаевич, которого Благочинный назначил отправлять христианские требы в отселках Сотникова, Новомитрофановском и хуторе помещика Козьмы Кусакова.

Кудряшов Алексей Николаевич, 1816 г. р., сын священника, окончил курс Астраханской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда, 8 декабря 1838 года епископом Афанасием определен к Николаевской церкви села Маслов Кут, рукоположен в дьякона и в том же месяце – в иерея. 12 декабря 1839 года Алексей Кудряшов рукоположен в сан священника, переведен в Покровскую церковь села Пелагиады Ставропольского округа на должность учителя при Пелагиадском волостном правления. Правление вело подготовку мальчиков на писарские должности, но занятия эти правление вскоре прекратило. Характеристика Алексея Кудряшова в 1846 году: «…Грамоту и указ имеет. Произнес одну проповедь. Поведения посредственного. Состоял под следствием за обиду, нанесенную действительному статскому советнику Озерскому. Состоит под следствием за венчание не из своего села брака. В 1846 году запрещен в священнослужении за неодобрительное поведение и удален от места служения для приискания другого свободного места. В семействе его: жена Татьяна Андреевна, 26 лет, дети: Николай, 5 лет; Владимир, 3 года; Симеон, 2 года; Сергий, 1 год».
В приходе священника Кудряшова в 1847 году насчитывалось 180 дворов, в которых проживало 1450 душ, в том числе: 720 мужского и 730 женского пола. В причте с начала 1847 года состояли диакон Никанор Климонтов и дьячок Иван Афанасьев.

Епископ Иеремия поручил Климонтову Никанору находиться в отселке Новомитрофановском при строящемся молитвенном доме, а Афанасьеву Ивану организовывать строительство Сотниковского молитвенного дома. [25]

Климонтов Никанор Аврамович, 1811 г. р., сын священника, учился в Астраханском уездном училище, 30 октября 1828 года определен указным дьячком к Дмитриевской церкви села Александровки Пятигорского округа, ныне село Александрия Благодарненского района Ставропольского края.
Из его характеристики в 1846 году: «…Грамоту и указ имеет. Читает и поет, катехизис знает хорошо, поведения хорошего, не в родстве. Был высылаем в клировое послушание на три месяца для усмотрения при Крестовой церкви. Женат вторым браком. В семействе его: жена Анастасия Васильевна, 33 года; дети: Василий, 15 лет; Ольга, 7 лет; Агриппина, 3 года». [17]
Его сын Климентов Василий Никанорович, 1829 г. р., обучался в Ставропольском духовном училище на  средства отца, в 1853 году проживал в селе Александрии Ставропольской губернии, состоял дьячком Дмитриевской церкви, в 1870 году служил дьячком Иоанно-Богословской церкви села Шишкино.

Афанасьев Иван, 1804 г. р., сын священника, в духовных училищах не обучался. 2 мая 1818 года Епархиальное начальство определило его указным дьячком в село Государственное. 26 марта 1825 года Ивана Афанасьева, согласно его прошению, перевели в село Александровку Пятигорского уезда Кавказской области на должность пономаря Дмитриевской церкви. Его характеристика в 1846 году: «…Указ имеет, читает и поет, катехизис знает хорошо, поведения хорошего. Просвирне А. Тарасовой сын. Судим или штрафован не был. Женат вторым браком. В семействе его жена Варвара Прокопьева, 35 лет». Таким образом, в начале 1847 года дьячок Иван Афанасьев был переведен из села Александровки к Космодамиановской церкви села Благодарного и назначен в отселок Сотникова. 
В 1848 году на должность священника в отселок Сотникова Медведской волости Пятигорского уезда Ставропольской губернии Епархия направила Семена Календарева.

Календарев Семен Семенович, 1804 г. р., сын священника, окончил Пензенскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, направлен в Новочеркасскую епархию, 18 мая 1833 года рукоположен епископом Афанасием в дьякона. 21 мая 1833 года его назначили иереем к церкви Покрова Божией Матери села Медведского Пятигорского округа Кавказской области, но уже в июне указом Новочеркасской Духовной Консистории перевели священником к церкви Архистратига Михаила в упраздненный город Александров. С 1841 года священник Семен Календарев служил в храме Дмитрия Мироточивого в станице Калиновской Пятигорского округа. 20 января 1844 года указом епископа Иеремии он определён к церкви Святителя Николая упраздненного города Георгиевска на причетническую должность.
Понижение Календарева в должности было связано с жалобами на него прихожан. В 1838 году он во время венчания обругал невесту. Зачастую брал за требы деньги сверх меры. В 1841 году привлекался к суду за появление на службе в нетрезвом виде, за допущенную драку в храме села Калиновского. Наказание было суровым. Священника Календарева перевели в причетника сроком на 4 года с запрещением священнослужения.
Его семья в 1844 году: жена Пелагея Ильинична, 30 лет; дети: Ольга, 8 лет; Николай, 5 лет; Татьяна, 2 года; Мария, 1 год. В 1846 году в семье родилась дочь Александра, в 1851 году сын Семен, в 1855 году дочь Любовь. Дочь Александра и сын Семен окончили духовные училища. [17]
Календарев Семен Семенович стал первым священником Михайло-Архангельской церкви отселка Сотникова, так как при его служении в 1849 году в отселке на доброхотные пожертвования прихожан был выстроен каменный молитвенный дом. Колокола размещались на каменных столбах. Освятили храм в честь Архангела Михаила. [9]
Причт Сотниковского молитвенного дома состоял из двух лиц – священника и причетника.
В 1850 году Календарев добился перевода в приход своего дяди – Михаила Кравцова, служившего дьячком в селе Донская Балка Ставропольской губернии.

Кравцов Михаил Федотович, 1798 г. р., сын священника, духовного образования не получил. В 1812 году его назначили указным дьячком к церкви села Новозаведенного Георгиевского уезда Кавказской губернии, 11 декабря 1815 года перевели в село Донскую Балку к Казанской церкви. Из его характеристики в 1846 году: «…Кравцов М. Ф., 48 лет, заштатный дьячок Казанской церкви. Женат вторым браком. В училищах не обучался. Читает посредственно, нот не знает, катехизис знает отчасти. Его жена во втором браке Кравцова Пелагея Захаровна, 1801 г. р. Их дети: Мария, 14 лет; Евдокия, 8 лет; Ефимия, 4 года. [17]
В 1852 году жители селения Сотниковского, не поставив в известность благочинного Василия Белоградского, отправили в Епархию жалобу на священника Михайло-Архангельской церкви Семена Календарева. В своей петиции они писали о том, что Календарев плохо исполняет требы, груб с прихожанами, к тому же имеет склонность к выпивке. Жалобу подписал староста Ярошенко и несколько добропорядочных стариков. Для Епархиального начальства жалоба жителей селения Сотниковского стала неожиданностью, так как благочинный Василий Белоградский в клировых ведомостях, начиная с 1848 года, писал, что священник Календарев со службой справляется, ведет себя хорошо и примерно, заслужил одобрение прихожан, руководства благочиния, волости и отселка.

Священник Семен Календарев был освобожден от должности и выведен за штат. На его место прислали 30-ти летнего, грамотного, с семинарским образованием, священника Агапия Затонского, служившего в Космодамиановской церкви села Благодарного. По жалобе на Календарева, а так же по другим жалобам в адрес  Белоградского, в село Благодарное в 1855 году прибыла комиссия, назначенная преосвященным Иоаникием. В состав комиссии входили: кафедральный протоиерей Константин Крастилевский, протоиерей Дмитрий Гремяченский, ключарь протоиерей Стефан Граников. Они изучили факты по делу Белоградского и пришли к выводу, что по жалобам на Семена Календарева и другим фактам вины Белоградского нет. Положительное заключение комиссии не устроило секретаря Кавказской духовной консистории А. Васильева. Он предложил Ставропольскому Епископу Иоаникию снять с должности благочинного Белоградского по недоверию, а вместо него назначить священника Алексея Замятина или Михаила Графова из села Новосельцы. К тому же центр благочиния переместить из села Медведского в село Благодарное.
Василий Белоградский, отстраненный в 1855 году от должности на время проведения следствия, обратился в Священный Синод, попросил защиты в несправедливых обвинениях. По указанию Астраханского Архиепископа Евгения его делом занялась новая комиссия. На должность благочинного Медведской волости временно назначили В. Замятина. Священный Синод по делу, начавшемуся с жалобы прихожан селения Сотниковского, решил: Василия Белоградского от должности благочинного освободить с сохранением за ним места священника Космодамиановской церкви. Священника Семена Календарева отправить на родину в Пензенскую губернию, причислить в монастырь на послушание, сроком на один год. Жена Семена Календарева – Пелагея Ильинична за опальным мужем не поехала, осталась с детьми в селении Сотниковском. А чтобы иметь средства к существованию семьи, ее в 1853 году назначили на должность просфорни.

Затонский Агапий Иванович, назначенный в 1852 году к Михайло-Архангельской церкви, родился в 1821 году. Будучи воспитанником  Ставропольского духовного училища, 13 ноября 1846 года участвовал в торжествах по случаю учреждения Кавказской духовной семинарии, стал воспитанником ее первого набора. Семинарию открыл Епископ Иеремия, первый Кавказский Архипастырь, возглавивший Епархию 1 января 1843 года и три года добивавшийся у властей открытия в городе Ставрополе этого духовного учебного заведения.
После окончания семинарии Агапий Затонский служил в Космодамиановской церкви села Благодарного, а с 1852 года в селении Сотниковском. Первое время ему не удавалось установить деловые отношения с церковным советом, подобрать добросовестных служителей в причт, кое-кто из крестьян писал на него жалобы в консисторию. 21 марта 1854 года в консистории даже завели на него дело «О чинимых священником Агапием Затонским по должности своей беспорядках». Однако, несмотря ни на что, в должности священника он остался и служил многие годы на пользу церкви и православного общества.
С 29 марта 1854 года причетником церкви состоял Устиновский Михаил. Сельский старшина в 1858 году Борздов Роман, сельский писарь Колосарев.

Во второй половине 1861 года, собрав урожай, жители селения Сотниковского на сходке приняли приговор о желании построить новый храм. Свой приговор они отправили в канцелярию Пятигорского окружного начальника Государственных имуществ.
2 января 1862 года Ставропольская Палата Государственных имуществ получила Рапорт за № 2679 Пятигорского окружного начальника Бакшеева: «…Представляя при сем приговор, составленный Сотниковским Сельским Обществом о предположенном добровольном пожертвовании хлеба на сооружение в том селении новой церкви во имя Архангельских Михаила, имею честь покорнейше просить Палату Государственных Имуществ об утверждении этого приговора». [75]
24 марта 1862 года Ставропольская Палата Государственных Имуществ предписала Господину гражданскому инженеру Палаты Цветкову: «…Отправиться в селение Сотниковское, посовещаться там с обществом и приходским духовенством, составить проект предполагаемой церкви и произвести исчисление, во что может обойтись эта постройка. Проект и все расчеты довести до сельского общества, а затем представить в Палату на дальнейшее распоряжение». [75]

Новый храм в селении Сотниковском был необходим «…по тесноте приходской их церкви», о чем верующие села писали в своем приговоре. В 1863 году здесь уже насчитывалось 283 двора. В них проживали 1776 человек, в том числе 901 душа мужского пола и 875 душ женского пола. В клировых ведомостях за 1863 год о Михайло-Архангельской церкви сделана запись: «…Колокольни нет. Церковь пятого класса. Утварью снабжена очень хорошо. Причт состоит из священника, пономаря и просфорни. Священник Затонский Агапий Иванович. Дьячок Альтов Пётр Васильевич. Пономарь Сенгилеевский Александр Саввич.

Просфорня с 1853 года Календарева Пелагея Ильинична, вдова бывшего священника Семена Календарева».

10 мая 1868 года чиновники Строительного отделения Губернского правления подготовили ответ на приговор жителей селения Сотниковского: «…Сотниковскому сельскому управлению. Строительное отделение с разрешения господина Вице-губернатора, препровождая при сем составленный жителями селения Сотниковского приговор об устройстве новой церкви, поручает сельскому управлению объявить жителям селения, чтобы они о построении помянутой церкви вошли, на основании 234-й Статьи XII Тома, части 1-й Свода Законов издания 1857 года Устава строительства, с прошением к Епархиальному Архирею, изъяснив побудительные к тому причины и приложив план, фасад и прочие сведения, в 227-й Статье сего Устава означенных. Подписали: Губернский инженер подполковник Капгер Адольф Христианович, Делопроизводитель коллежский асессор Шуваев Александр Иванович». [75]

Численность жителей селения Сотниковского постепенно росла. В 1872 году в приходе было учтено 325 дворов свободных хлебопашцев. В них проживало: 1302 души мужского пола и 1185 женского. Всего 2487 человек. В клировых ведомостях за этот год впервые, кроме крестьян, выделены другие сословия. В селении в 3-х дворах проживали семьи купцов, в них: 12 душ мужского пола и 9 женского. В 20-ти дворах проживали семьи отставных военных; всего 180 душ, в том числе 81 мужского и 99 женского пола.

30 августа 1872 года в Кавказской Епархии перераспределили Благочиннические округа. В 9-й округ Ставропольской губернии вошли церкви селений: Александрии, Благодарного, Высоцкого, Елисаветинского, Журавки, Китаева, Медведского, Ново-Митрофановского (Бурлацкого), Новоселиц, Новоспасского (Спасского), Ореховки, Сотникова, Сухой Буйволы и Шишкина.

Под присмотром Агапия Затонского в 1875 году в селении Сотниковском на средства прихожан началось строительство Михайло-Архангельского храма. Для организации и контроля строительства церквей, по правилам, составленным Кавказской консисторией на основании Свода законов Тома XII  части I (издания 1857 года), образовали строительный комитет. Епископ Герман (Осецкий) утвердил строительный комитет в составе Председателя – священника Затонского и членов комитета: церковного старосты и трех человек, избранных обществом. Комитет устроил публичные торги для выбора подрядчика-строителя, наблюдал, чтобы «…работа совершаема была своевременно, успешно, прочно, правильно, оканчивалась непременно к определенному сроку и производилась бы согласно утвержденному проекту». [47]

Строили здание основательно, на века, из камня, с колокольней, покрыли железом. Освятили храм 28 ноября 1878 года. Метрические книги и исповедальные росписи, которые велись в молитвенном доме с 1848 года, были переданы в новый храм. Селение Сотниковское с момента постройки храма стало именоваться селом Сотниковским. [9]

Священник Агапий Затонский проявил усердие в строительстве храма. Кавказские Епархиальные ведомости 16 апреля 1876 года в № 8 опубликовали сообщение о награждении духовных лиц по Кавказской Епархии. Указом Священного Синода от 21 марта 1876 года «…дано знать Преосвященному Герману, Епископу Кавказскому и Екатеринодарскому, что Священный Синод, на основании бывших рассуждений, удостоил благословения Святейшего Синода села Сотникова священника Агапия Затонского».

20 апреля 1880 года Государь Император Александр II, - на которого 2 апреля было совершено злодейское нападение, - по представлению Священного Синода наградил священника Агапия Затонского камилавкой за большой вклад в строительство храма в селе Сотниковском.

Во второй половине XIX века при Михайло-Архангельской церкви под бдением священника Агапия Затонского находились многие служители культа, как местные, так и иногородние. О некоторых мы приводим краткие биографические сведения.

Альтов Пётр Васильевич, 1836 г. р., служил пономарем в отселке Новомитрофановском (Бурлацком), затем дьячком в селе Константиновском. В селении Сотниковском он с 1860 года служил дьячком, затем причетником. Его жена Альтова Евдокия Павловна, 1836 г. р., просфорня Михайло-Архангельской церкви с 1871 года по 1914 год. Их дочь Анна родилась в 1860 году.

Гремяченский Георгий Михайлович, 1851 г. р., сын священника, служил при Михайло-Архангельской церкви с 22 ноября 1868 года, сначала пономарем, затем и. д. псаломщика.
Его жена Гремяченская Мария Ивановна, 1851 г. р. В Кавказских Епархиальных ведомостях № 2 за 1885 год опубликован некролог: «…21 декабря 1884 года скончался исправляющий должность псаломщика при церкви села Сотникова Георгий Гремячинский, на 33-м году жизни от рождения. В семействе после него остались жена и 5 малолетних детей без всяких средств к содержанию».

Парадиев Михаил, учился в Ставропольской духовной семинарии, в 1884 году уволен из 3-го класса, 14 января 1885 года определен исполнять должность псаломщика Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского. 14 сентября 1886 года он перемещен к Митрофановской церкви села Бурлацкого Ставропольской губернии. С 18 сентября 1889 года Парадиев Михаил служил псаломщиком в Петропавловской церкви села Новопавловского, умер 18 декабря 1891 года в возрасте 28-ми лет от тяжелой болезни.

Носиков Степан Сильверстович, 1822 года рождения, в 1880-1888 годах староста Михайло-Архангельской церкви.

Гаранжа Семен Иванович, 1832 г. р., отставной унтер-офицер, в 1889 году избран старостой Михайло-Архангельской церкви. 6 декабря 1903 года он Всемилостивейше пожалован Медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте.

Федотов Терентий Егорович, 1855 г. р., 24 августа 1874 года окончил курс Ставропольского духовного училища, определен на псаломщическое место к церкви станицы Родниковской. С 27 мая 1877 года и до 7 августа 1917 года, 40 лет, служил псаломщиком Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского. Федотов Терентий Егорович и его жена Ксения Никитична воспитали семерых детей. Сын Федотов Андрей Терентьевич с 7 ноября 1902 года служил псаломщиком в селе Сотниковском. Сын Федотов Николай Терентьевич был на военной службе. Сын Федотов Иоанн Терентьевич служил псаломщиком в станице Челбасской Кубанской области. Дочь Федотова Анна Терентьевна, 1884 г. р., состояла учительницей в школе грамоты.

Куликов Иван (Иоанн) Александрович, родился 28 января 1868 года в селе Ореховском Ставропольской губернии в семье благочинного Куликова Александра Федоровича, уроженца села Игнатьево Темниковского уезда Тамбовской губернии. Иван окончил Ставропольскую духовную семинарию, с 1885 года служил в молитвенном доме села Новолакинского Кубанской области, затем в Митрофановской церкви села Бурлацкого Новогригорьевского уезда. 14 сентября 1886 года он перемещен к Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского, где с 1889 года по 1893 год состоял учителем школы грамоты. С 23 мая 1896 года Куликов Иван служил псаломщиком при Космодамиановской церкви села Благодарного. 24 декабря 1897 года он был принят на службу в Тифлисскую епархию, рукоположен в диакона, служил в церкви 1-й Тифлисской Великой Княгини Ольги Федоровны женской гимназии, а затем письмоводителем канцелярии гимназии.
Епископ Агафодор 16 июня 1899 года направил Куликова Ивана к Космодамиановской церкви села Благодарного на диаконское место и назначил законоучителем местной школы, а 2 ноября 1902 года переместил на должность законоучителя Благодарненской женской начальной школы. За труды и успехи по обучению детей Училищный Совет наградил его двумя грамотами.
7 июля 1904 года распоряжением Епархиального начальства Куликов Иван определен на священническое место к Космодамиановской церкви. Его семья в 1904 году: жена Евдокия Григорьевна, 34 года. Дети: Любовь, 12 лет; Василий, 6 лет; Григорий, 5 лет; Георгий, 3 года.
В апреле 1914 года временно Управляющий Ставропольской Епархией Епископ Александровский Михаил наградил священника села Благодарного Иоанна Куликова набедренником за отличную усердную и полезную пастырскую службу.
В 1893 году в состав причта Михайло-Архангельской церкви входили: первый священник Агапий Затонский; второй священник Иоанн Златорунский; диакон Викторин Покровский; псаломщик Терентий Федотов; псаломщик Иван Куликов.

Златорунский Иоанн Алексеевич, 1851 г. р., сын диакона, служил диаконом в селе Прасковее Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии, 10 июля 1893 года определен на второе священническое место к Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского. В 1900 году встречался с Епископом Агафодором. 28 октября 1902 года Иоанн Златорунский перемещен к церкви станицы Владимирской, 8 сентября 1903 года по состоянию здоровья уволен за штат, 16 октября 1903 года умер.

Фиалкин Николай, окончил курсы при Казанской духовной семинарии, с 12 августа 1892 года служил учителем при миссионерском стане, 6 января 1894 года назначен на диаконо-учительское место к Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского.

Затонский Агапий Иванович служил священником в Михайло-Архангельской церкви 46 лет. За заслуги по духовному ведомству он награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьей, камилавкой и крестом на Владимирской ленте. В 1897 году Священный Синод за заслуги по Духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества наградил наперсным крестом священника села Сотниковского Затонского Агапия. В этом же году было заведено «Следственное дело о священнике села Сотникова Агапии Затонском, обвиняемом в преступлениях по должности». На период ведения следствия его вывели за штат. Следствие вели священник Кирилло-Мефодиевской церкви села Овощи Новогригорьевского уезда Николай Яковлев, назначенный по делу следователем, а так же, волостной старшина Правоторов и его помощник, депутат Юрченко.

***

Следствие по Рапорту старосты села Довсунского.

 29 января 1897 года Довсунский сельский староста Фрейндт направил начальству Рапорт за № 101 об отказе священника Агапия Затонского прибыть в селение Довсунское для совершения исповеди, приобщения и погребения умершего православного крестьянина Ивана Дырина, последствием чего было предание тела умершего земле без совершения православного обряда погребения.
Земский начальник 6-го участка Новогригорьевского уезда титулярный советник Рейн Михаил Федорович в феврале 1897 года представил Рапорт Довсунского сельского старосты Губернатору генерал-лейтенанту артиллерии Никифораки Николаю Егоровичу. В ходе следствия выяснилось, что несколько лет назад в шести-семи верстах от села Сотниковского поселились 12 семей переселенцев одной из губерний России. Устроить рядом с хутором кладбище они отказались, мотивируя тем, что проживают в Сотниковской волости временно. Они согласились привозить покойников в село Сотниково для погребения на кладбище. Когда к Агапию Затонскому обратились с просьбой выполнить нужные обряды, то он направил просителей ко второму священнику Иоанну Златорунскому, за которым был закреплен хутор поселенцев. Там же проживал и Иван Дырин. Агапий Затонский в объяснении следствию писал: «…Когда проситель обратился ко мне провести погребение покойного на немецком протестантском кладбище в селе Довсунском, то я отказался выполнить их просьбу и попросил привезти тело Дырина в село Сотниковское. Проситель заявил, что у любовницы Дырина нет средств на доставку покойного, и ушел. На третий день я отпел погребение в церкви. Акт о смерти и погребении занес в Метрическую книгу».

Следствие по телеграмме подполковника Козлова о ходе переписи населения 1897 года. В 1897 году проводилась Всероссийская перепись населения. В Ставропольской губернии в ряде селений перепись прошла не совсем гладко, с различными эксцессами и недоразумениями, противостоянием со стороны жителей. Подполковник Козлов, председатель Новогригорьевского уездного Съезда земских начальников, он же Председатель уездной переписной комиссии, телеграммой сообщил Губернатору: «…Отец Агапий Затонский заблаговременно не разъяснил народу значение этой переписи, как предписывалось высшим начальством. Лица, участвующие в переписи, вследствие ходивших в народе по сему делу различных толков, были поставлены в затруднительное положение».

Священник Агапий Затонский дал письменное объяснение следователю: «…Касательно Всеобщей переписи мною было все сделано. Я заблаговременно разъяснил народу значение переписи, зачитал Указ, объяснил его содержание. Я делал все, чтобы переписчики не встретили каких-либо затруднений. Перепись в селе учинилась мирным путем, за исключением некоторых курьезов, нисколько не зависящих от меня. Для подтверждения того, что я исполнил свой долг в полном объеме, прошу допросить: псаломщика Терентия Федотова, Мирона Автомеенко, Семена Терещенко, Сергея Сауренко, Демьяна Кущ, Костю Гладких».
Следователь Яковлев разобрался в обвинениях священника и в заключительном отзыве написал о его невиновности.

Семья священника Агапия Затонского. Его жена Анна Мироновна родилась в 1830 году. Они воспитали пятерых сыновей и трех дочерей. Надежда родилась в 1853 году. Антонина, 1864 г. р., в 1888 году была в замужестве. Александра, 1874 г. р., в 1888 году училась в Ставропольской женской гимназии.
Сын Затонский Василий Агапиевич, 1856 г. р., почетный гражданин, в 1888 году жил при отце. Его сын Затонский Семен Васильевич в 1925 году занимался хлебопашеством. Внук Затонский Семен Семенович, 1920 г. р., участник войны, гвардии младший лейтенант, демобилизовался 6 мая 1948 года, в 1956 году работал трактористом в Сотниковской МТС.
Сын Затонский Григорий Агапиевич, 1860 г. р., отбыл воинскую повинность, в 1898 году служил псаломщиком в станице Горячеводской.
Сын Затонский Иван Агапиевич, 1862 г. р., имел звание почетного гражданина, после службы в армии возвратился в село Сотниковское, жил в семье отца.
Сын Затонский Михаил Агапиевич, 1876 г. р., псаломщик, служил в Николаевской церкви села Новомосковского, 20 марта 1889 года перемещен в село Александрию к Дмитриевской церкви. С 1893 года служил псаломщиком в Вознесенской церкви села Александрии, а с 17 ноября 1897 года в Казанской церкви села Спасского. С 14 июля 1911 года Михаил Затонский служил в церкви станицы Преградной, 13 апреля 1917 года возвратился в Благодарненский уезд и служил в церкви села Елизаветинского.
Сын Затонский Константин Агапиевич, 1859 г. р., окончил курс Кавказской духовной семинарии, 17 августа 1883 года определен на вакансию настоятеля церкви Станицы Старогладовской. В 1888 году он служил в станице Калиновской Терской области, 21 июля 1891 года принят в Ставропольскую Епархию и определен к Космодамиановской церкви пос. Просянского Новогригорьевского уезда. С 4 апреля 1892 года Константин Затонский служил священником Казанской церкви села Спасского, 30 апреля 1896 года награжден бархатной фиолетовой скуфьею.
21 июня 1901 года резолюцией Его Преосвященства Агафодора по представлению Епархиального церковного археологического общества Константину Затонскому объявлена Благодарность за пожертвование в Музей общества некоторых древних предметов.
С 9 ноября 1901 года священник К. Затонский служил в станице Стародеревянковской, 9 ноября 1907 года его утвердили окружным противосектантским миссионером 4-го благочиния Кубанской области. В селе Сотниковском, после смерти его отца Агапия Затонского, пустовали два дома, принадлежащих его наследникам. Но эти дома для жилья были «…неудобны и холодны». По этой причине земский начальник 6-го участка Олехнович Сигизмунд Юстинович отказался поселиться в одном из них, проживал в селе Благодарном, вдалеке от места службы. В 1912 году сельское общество с. Сотниковского предъявило священнику К. Затонскому иск о признании прав собственности на участок земли по сносу построек. С 6 марта 1913 года он служил в церкви села Яшалта, 1 мая 1913 года уволился за штат. В 1919 году во время оккупации Благодарненского уезда Добровольческой армией К. Затонский служил священником в селе Лиманском, в 1920 году советскими органами обвинялся в сокрытии излишков зерна. [21, 53, 54]


Рецензии