Епископ Агафодор в Сотниковском

26 сентября 1898 года священником церкви села Сотниковского Епархия назначила Денисова Николая Алексеевича. Родился он в 1869 году в семье священника станицы Ширванской Алексея Денисова. Отец рано ушел их жизни. Мать воспитывала троих детей: Пантелеймона, Николая и Варвару. Кавказская Епархия заботилась о вдовах и детях сиротах. Например, за 2-ю половину 1881 года вдове Александре Денисовой с детьми Кавказским Епархиальным Попечительством было выплачено пособие в 15 рублей. Пантелеймон и Николай Денисовы учились в духовной семинарии, окончили ее 30 июня 1891 года. Денисова Пантелеймона назначили псаломщиком Вознесенской церкви Станицы Старолеушковской. Денисова Николая определили псаломщиком на диаконо-учительскую вакансию в школу при Казанской церкви села Донская Балка Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии. 13 апреля 1894 года диакон Денисов Николай был перемещен на священническую должность к церкви села Саблинского, 5 августа 1897 года назначен священником Александро-Невской церкви села Благодарного.

В 1898 году в Михайло-Архангельской церкви служили: первый священник Николай Денисов, второй священник Иоанн Златорунский, диакон-учитель Петр Алейников, псаломщик Иван Орлов и псаломщик Николай Федотов. В церкви имелись Метрические книги и исповедальные росписи в 7-ми томах. [25]

Орлов Иван Петрович, 1872 г. р., сын псаломщика, холост, 30 октября 1892 года назначен на место псаломщика к церкви станицы Ильинской. 6 июня 1898 года его переместили на должность псаломщика к Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского. 2 июня 1899 года он убыл к церкви станицы Баракаевской, поменявшись местами с Николаем Федотовым.

Федотов Николай Терентьевич, сын псаломщика Федотова Терентия Егоровича, 22 апреля 1898 года определен и. д. псаломщика церкви станицы Васюринской. Затем он служил в станице Баракаевской; с 2 июня 1899 года, поменявшись местами с Орловым Иваном, служил в Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского. 7 ноября 1902 года Федотов Николай перемещен на должность псаломщика Иоанно-Богословской церкви села Шишкино, 22 января 1908 года назначен псаломщиком Вознесенской церкви села Прасковеи. 1 февраля 1908 года он переназначен в село Покойное к Михайло-Архангельской церкви, вместо уволенного за штат Михайлова Константина. 17 января 1910 года Федотов Николай уволен от должности по болезни.

Тучин Максим Стефанович, 1849 года рождения, крестьянин села Сотниковского, 13 декабря 1899 года избран на должность церковного старосты Михайло-Архангельской церкви.


***

Посещение Епископом Агафодором села Сотниковского.

…21 апреля 1900 года. Утро. Незаметно прошел не длинный путь от села Спасского. Началось село Сотниковское, широко разбросанное на низменной, гладкой как поле равнине. Несколько крайних изб, когда-то жилых, теперь стоят без верхов и крыш, полуразваленные, с подмытыми и осыпающимися саманными фундаментами. Результат того, что река Буйвола ежегодно затопляла здесь не только дворы, но и избы, что и вынудило домохозяев переселиться на другие места.

Вот и Михайло-Архангельская церковь, отовсюду залитая народом в ярких при солнечном свете одеждах. От врат церковной ограды до алтаря путь Владыки усыпан зеленью и цветами.

Храм в селе Сотниковском сравнительно недавней постройки, 1878 года, довольно большой, каменный. Но для семитысячного и разбросанного населения прихода одного храма мало. А потому прихожане собирают средства на устройство второго храма. К сожалению, собрано пока не много, около 20 тысяч рублей, а потому нельзя надеяться, что желание их осуществится скоро. Мы со своей стороны посоветовали бы пока устроить при настоящем храме придельный алтарь и освятить другой престол, чтобы в воскресенье и праздничные дни можно было совершать две литургии. Внутри Михайло-Архангельский храм вполне благолепен. Прекрасный иконостас, хорошая стенная живопись, дорогая утварь и ризница, удовлетворительная библиотека. Благолепие храма, стройное пение детей и многолюдство прихода расположили Владыку и здесь совершить всенощное бдение, о чем он и объявил после слова назидания. [1]

Епископ Агафодор побывал в церковной школе и школе грамоты, в первом Министерском училище. В нем училось много детей, но только мальчики. Владыка испытал учеников по некоторым школьным предметам, а затем одарил их крестиками. После чего приняла благословение учительница второй женской школы и просила Владыку посетить и ее училище.

В виду предстоящих трудов служения и по отдаленности от храма училища, Владыка сначала отказал, заявив, что «…уже составил себе понятие о постановке министерских училищ в приходе. Но юная, живая учительница так была этим отказом опечалена, так убедительно и по-детски, чистосердечно просила не забыть и ее с ожидавшими детьми, что Владыка вынужден был обещать посетить и эту школу, но только на второй день, при выезде из прихода».

В 2 часа дня Архипастырь со свитой прибыли на квартиру священника Денисова Николая, где был устроен радушный прием для гостей, обед и отдых. Ближе к 5 часам полудни звон колоколов Михайло-Архангельского храма позвал прихожан на всенощное бдение, которое кратко описал автор очерка в Ставропольских епархиальных ведомостях: «…Полились рекой, от начала и до конца служения, пасхальные песнопения, хорошо исполняемые местным стройным хором певцов. Опять восторженно забились сердца, умиленные невиданным архиерейским служением, чудными песнопениями. Для полной торжественности недоставало только пения всей церковью. Если не всех, то хоть некоторых песнопений, всем известных: «Воскресенье Христово видевшие», ирмосы, «Плотию уснув», стихири стиховны «Да воскреснет Бог».

Как жаль, что не все священники проникнуты сознанием всей важности общего пения и не везде приучают к тому прихожан. Хоры, как бы они не были хороши, лишают присутствующих в храме самого важного для возбуждения молитвенного настроения – активного участия в совершении богослужения».

Всенощное бдение окончилось засветло. Владыка посетил скромный собственный дом священника о. Иоанна Златорунского. Иоанн за чаем в ходе непринужденной беседы рассказал гостю историю о сопротивлении жителей села Сотниковского властям из-за нежелания выполнять противочумные мероприятия. Владыка отметил, что история действительно скорбная, наводящая на грустные размышления, и в сумерках отбыл на ночлег в дом священника Денисова.

Рано утром 22 апреля 1900 года село Сотниковское пришло в движение. С узлами и сумками на восток, в сторону Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря, возведенного на развалинах города Маджары, на церковные торжества шли пешеходы. В том же направлении двигались подводы, одноконки и парные. Они были нагружены людьми всех возрастов и полов, их вещами и продуктами. Владыка выехал со двора о. Денисова около 9 часов утра, посетил женскую министерскую школу, а потом он и свита отправились в монастырь… [1]


Рецензии