Железная дорога
Отрывок из романа «Вишни в соседнем саду»
***
Молодой человек неподвижно стоял перед витриной, любуясь глянцевой упаковкой, и не мог произнести ни слова. От восторга и от грусти одновременно. С восторгом всё понятно: как тут не восторгаться, попав в такой красивый, яркий и вкусно пахнущий игрушками магазин! А вот грусть, мерзавка, до сих пор где-то тихо дремавшая в гамаке, внезапно окатила молодого учёного собой любимой. Как же сложно побороть желание повторения пройденного при ясном понимании безвозвратности ушедшего… даже при кажущейся цикличности времён.
Жаль, что нельзя было вернуться на двадцать лет назад и вручить эту коробку тому девятилетнему босоногому пацану, который с завистью смотрел на обладателей знаменитой железной дороги «Пионерская». В родном Ванином селе счастливчиками стали парочка ребят, которым родители презентовали практически мечту за отличную учёбу. Ванька тоже был отличником, но денег на такой роскошный подарок в его семье не было.
Игрушечная железная дорога стала желанным атрибутом для каждого настоящего будущего мужчины. Роль самой железной дороги в то время была весьма значительной, сродни космическим ракетам и интернету в ХХ-ХХI веках. «Играть в паровозики» мечтали не только дети, но и взрослые. Это не считалось зазорным. Правда, позволить себе покупку данной игрушки могли очень немногие сельские жители. Кому-то мешало отсутствие денег, кому-то — недостаточное количество связей в «Детском мире».
В начале ноября 1989 года, когда Берлинская стена доживала свои последние дни, молодой учёный Иван Смирнов стоял в одном из лучших магазинов «детских радостей» Восточного Берлина. И не случайно: Иван Петрович, подающий надежды молодой радиофизик, получил приглашение на международную конференцию, проходившую в Берлинском университете имени Гумбольдта. Упомянутый университет являлся самым крупным в ГДР и поддерживал партнёрские отношения с более чем ста пятьюдесятью научными заведениями по всему миру. В это же число входил и университет, в котором трудился молодой учёный.
***
Через пару дней Иван должен будет вернуться на родину, где его с нетерпением заждались супруга Нелли, трёхлетний сынишка Эдик и двухлетняя дочь Оленька. Ради детских игрушек Иван и забрёл в данный специализированный магазин. И вот она — несбывшаяся мечта! Прямо перед его глазами! И не какая-то там железная дорога «Пионерская», выпущенная на подмосковном заводе «Прожектор», а та, которая появилась благодаря фирме PIKO.
Ширпотребовскую нишу ж/д игрушек в СССР и других соцстранах закрывала Германская Демократическая Республика. Фирма PIKO выпускала компактные и доступные наборы. И самым привлекательным в этих наборах было то, что немцы делали копии, прежде всего, своих дорог. Советских моделей практически не было.
Приобретя коробку для Эдика с «несбывшейся собственной мечтой» и невероятных размеров куклу для маленькой Оли, Иван Петрович отправился на поиски подарков для жены и других родственников.
Уже в номере отеля, раскрыв упаковку с «железкой», Иван с замиранием сердца наблюдал, как по кругу двигался паровоз с вагонами.
— Только подумать: масштаб — один к восьмидесяти семи! — по-детски вслух размышлял мужчина.
Пару десятков лет тому назад все деревенские пацаны обзавидовались бы, имейся на тот момент у Вани Смирнова сия «железка»! Маленькая, но такая настоящая железная дорога с рельсами, со сторожевыми будками, с тремя классами вагонов! Почти как на картинках в описании любимой «железки» последнего российского императора Николая II, которого и считали законодателем моды на миниатюрную железную дорогу. Только в царском комплекте была ещё сторожиха, выходившая из будки и машущая флажком, а также пузатый начальник на платформе.
Когда господин Смирнов вернулся домой после конференции, супруги на семейном совете решили игрушку сыну дать, как только тот научится правильно играть с мелкими деталями. Подарок лежал и ждал своего часа. Время от времени Иван Петрович открывал коробку с «мечтой» и позволял себе застревать в детстве, сколько душе было угодно, под конец аккуратненько всё складывая обратно. Когда Эдику исполнилось пять лет, и мальчик себя показал смышленым и аккуратным в обращении с игрушками, родители торжественно вручили сыну «папину мечту».
Отец Смирнов никак не мог понять всей своей учёной головой, почему сынишка остался равнодушным к паровозу с вагонами. Как это чудо могло кого-то оставить безразличным, а тем более его собственного сына? Эдик пару раз запустил паровоз и с полнейшим отсутствием интереса отставил «чудо техники» в сторону. Мальчик с радостью переключился на мультики «Том и Джерри», которые появлялись на экране, как только в видеомагнитофон вставлялась кассета.
У детей Ивана Смирнова было всё, о чём мечтали дети 90-х. На фоне этого изобилия маленькая железная дорога казалась нищим с протянутой рукой, мимо которого Эдик равнодушно прошёл.
Уже какое-то время спустя, когда господин Смирнов учредит свой частный ВУЗ, его «мечта» за хозяином перекочует в рабочий кабинет. Там «железка» будет в собранном виде стоять на самом видном месте и исполнять роль «шаров Ньютона» в самые сложные и стрессовые моменты его трудовой деятельности и личной жизни.
Свидетельство о публикации №223050600333