Линия фронта

- Послушай, что в мире твориться?! Крутишься как белка в колесе и только дела пойдут на лад, как случается какой-нибудь облом. Как бизнесом заниматься, не понятно!

Мой двоюродный брат, молодой, но уже довольно успешный бизнесмен, владеющей инновационной компанией, был безусловно человеком мыслящим и порой удивительно продуктивно.

- А зачем вообще бизнес, тебе деньги нужны?

- Конечно! Нужно ведь платить за услуги и товары!

- А для чего они тебе?

- Как это, для чего?! Это и хлеб, и вода, и автомобиль, и билет на самолёт, и обучение в вузе. Без них не проживёшь!

- Погоди! Без чего именно - без хлеба или без товара?

- Без хлеба, конечно. Но хлеб давно стал товаром.

- А что же именно делает хлеб товаром? Какие-то особые качества?

- Ну это же очевидно. Хлеб для меня сделали люди, затратив силы и время. И раз их труд содержится теперь в булке хлеба, можно говорить о её стоимости для других людей. Причём это труд не только пекаря, но и того, кто вырастил зерно, кто смолол его в муку и других людей.

- И таких людей, конечно, много и потому хлеб достаточно дорогой. Ты это хотел сказать?

- Во всяком случае, дело обстоит именно так.

- И должна быть разница в цене между тем калачом, который готовится вручную, и изделием, сходящим с конвейера, где работают механизмы и живого человеческого труда уже поменьше?

- Да... в какой-то мере.

- Значит, автоматизация процессов, связанных с производством хлеба, приводит к сокращению содержания живого труда в продукте. Ты согласен?

- Конечно.

- А автоматизация в других сферах производства тоже ведь снижает потребность в живом труде, не так ли?

- Согласен. Но к чему ты это?

- Хочу спросить у тебя вот что. Когда процесс создания хлеба окажется полностью автоматизированным, то есть, когда булки будет выпекать робот, будет ли хлеб всё ещё товаром? Или он снова станет просто хлебом, без которого человек не может обойтись?

- Ну... Кто-то же создал самого робота! Он вложил в него множество сил человеческих, множество самых разных средств и ресурсов!

- Как зовут?

- Кого?

- Того, кто создал роботов, конечно. Ведь ты на их труд намекаешь!

- Ну да. Только я не готов сказать, кто именно создал того или иного робота.

- А тебе не кажется, что роботизация сферы производства это результат не случайного изобретения или даже открытия, а долгого исторического развития всего человечества, которое тысячелетиями совершенствовало средства производства, начав с каменного отщепа или рубила, облегчившего труд, и дойдя до робота, полностью освободившего человека от всевозможных утомительных рутинных операций?

Глеб задумался и некоторое время молча вертел в руке авторучку, пока та не выпала, звонко стукнувшись о паркет. Он вздрогнул и, тут же забыв про ручку, заговорил глуховатым почему-то голосом.

- Значит приход робота в наш мир, есть результат исторического развития всего человечества. А в таком случае следует признать, что с его помощью нельзя извлекать прибыль, поскольку продукт его деятельности принадлежит всем людям. Ты это хотел сказать?

- Честно говоря, не совсем. Хотя суть ты передал верно.

- А что не так?

- Ну, это просто. Представь, что ты обратился к миру, или хотя бы к жителям свой страны с разъяснением ситуации с роботом и призвал людей отказаться от торговли, как следствие, отменить рынок и поставить историческую точку в развитии современной экономики. Какой будет реакция?

- Вполне закономерной! - Усмехнулся Глеб и стал искать глазами упавшую на пол ручку. Подняв её, он глянул на меня с улыбкой и закончил мысль.

- Надеюсь, меня примут просто за недоумка и фантазёра, потому что в противном случае могут и в психушку свезти.

- Тут ты совершенно прав, поскольку качественное изменение способа производства, которое уже началось, не означает немедленного изменения формы организации жизни общества, многочисленных жизненных традиций. Сегодня люди во всем мире ходят на работу, чтобы обеспечить себе хотя бы минимальные условия жизни. И наши родители, и далёкие предки делали по существу то же самое. О "царстве свободы", упомянутом Марксом, люди редко вспоминали и могли только мечтать.

- Ты хочешь сказать, что потрясение, переживаемое мировой финансовой системой, это уже признак окончательного распада капиталистической экономики? Так сегодня уже многие специалисты говорят...

- Почему же капиталистической? Давно уже прошло время, когда деньги были нужны для хлеба. Сегодня хлеб нужен для денег и не только в западном мире! А потому всё и всяческое производство, за редчайшими исключениями, которыми можно сейчас пренебречь, это товарное производство, нацеленное на получение прибыли. А создание людям жизненно необходимых условий, это лишь красивый повод и путь её получения. Таким стало даже производство самого человека, включая образование, пытающее выглядеть бесплатным, и медицину, делающую зачастую деньги на здоровье, а нередко и на жизни страдающих людей.

Здесь Глеб вновь прервал меня.

- Но тогда выходит, что весь мира стоит перед одной и той же проблемой! Ведь даже страны, якобы идущие по социалистическому пути развития, живут по законам современной экономики! А все международные конфликты это просто попытки за чей-то счет поправить собственные дела?

- Тут ты снова прав. Но чтобы придти к исчерпывающему ответу  на твой вопрос о том, что твориться в мире, осталось лишь широко открыть глаза и внимательно посмотреть... внутрь самого себя.

Глеб смотрел на меня, снова нахмурившись.

- Ты хочешь спросить...

- Да! Хочу спросить, нужны ли тебе деньги? Хочешь ли ты, чтобы вот сейчас у тебя образовался капитал из нескольких миллионов долларов? Или ты с негодованием гонишь прочь подобную мысль, а сама идея кажется тебе неприличной и... неприятной?
Впрочем, можешь не отвечать, поскольку я и так всё понимаю. Людей, готовых изменить собственный способ жизни, отказавшись от участия в любых экономических процессах, сегодня совсем не много. Да и отказ подобный - в значительной степени просто иллюзия.

- Но есть люди, которые участвуют по мере необходимости в современной жизни общества и государства, но при этом сохраняют способность правильно оценивать и окружающий мир и собственное состояние.

- Ну вот, ты опять прав. Действительно, такие люди всегда есть и только благодаря этому у человечества всегда есть завтра. Но давай подведём итог рассуждениям.

Проблема, лежащая в основе современного кризиса, это проблема самого способа жизни. Его нынешняя форма, основанная на экономическом сознании экономических людей исторически исчерпала себя, а новая не может сложится, пока не сформируется новая система ценностей. Здесь у человечества уже нет вариантов. Средневековая "душа" и капиталистическое "тело" выполнили свою историческую миссию. Пришло время настоящего возрождения человека целостного, человека творческого.
Важно понять, что бесполезно искать виноватого или врага. Проблема сотрясающая мир, укоренилась в каждом из нас и её решение - дело каждого современного человека, обязанного определить свои жизненные ориентиры, цель, к которой он идет, к которой пойдут вслед за ним его потомки.

- Ты хочешь сказать, что главная линия фронта сегодня проходит, как сказал бы поэт, через сердце каждого человека; что все главные проблемы культурного кризиса нужно решать в сфере воспитания и образования.

- Да. Если же не понимать этого и не делать - на питательной основе, созданной повсеместно загнивающим капитализмом будут всё больше плодиться несостоявшиеся люди-животные, с удовольствием убивающие и истязающие себе подобных, способные лишь потреблять друг друга и не ведающие что такое человеческая любовь. А это и есть конец света. Настоящий.
 
Май 2023 г.


Рецензии