Мы источник веселья и скорби рудник. Хайям
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Кем же является человек в творении Бога? Для чего Господь создал человеческую форму жизни? Чем отличается человек от животных и других видов живых существ?
В человеческой жизни мы можем быть на вершине рая и в самом аду. Мы можем пойти по пути праведности, чистоты и можем опуститься на самое дно, в самую скверну греховной жизни. Подобно зеркалу, в котором отражается весь многообразный мир, мы можем вмещать в себя самые разнообразные качества — от самых чистых духовных до самых низменных, греховных качеств. Перед человеком встаёт выбор — то ли опуститься в греховную, низменную жизнь, то ли достичь истинного величия, став великим слугой Бога.
Кем нам быть — это наш выбор, Господь дал нам свободную волю, которая проявляется в том, что мы делаем выбор: жить ли нам по воле Бога или по своей собственной, служить ли Богу или своему ложному эго, своим страстям, вожделению.
Человек отличается от животных тем, что Бог наделил человека развитым разумом, с помощью которого человек может понять Бога. Но человек может злоупотребить своей свободой выбора и использовать свой разум не по назначению, не для осознания Бога, а для ещё более изощрённого удовлетворения своих чувств.
Человеческая форма жизни специально создана для осознания Бога. В Гарге Упанишад говорится: «Тот, кто не решил проблем жизни, как человек, и кто покидает этот мир, как кошка или собака, без понимания науки самореализации, подобен скупцу, который не может воспользоваться своим богатством.» Человеческую форму жизни называют бесценным даром, который душа, живое существо, получила от Бога, и мы должны правильно воспользоваться этим даром. В Шримад Бхагаватам описывается: когда Брахма создал человеческую форму жизни, все полубоги захлопали в ладоши. Потому что человеческая форма жизни имеет преимущество перед формой жизни полубогов на райских планетах. На райских планетах много наслаждений, а страдания практически отсутствуют (за исключением рождения, старости, болезней и смерти), и душа привязывается к этим наслаждениям, тем самым привязывая себя опять к рождению в этом материальном мире. На адских планетах много страданий, и под действием страданий душа погружается в невежество, чтобы потом родиться в низших формах жизни и постепенно эволюционировать в человеческую форму жизни.
В человеческой же форме жизни душа может одновременно побывать в раю и в аду, понаслаждаться и в этой же жизни пострадать за эти наслаждения. И разочароваться в мирских наслаждениях, и начать искать истинного духовного счастья. На Земле, в человеческой форме жизни легче, чем на других планетах, разочароваться в мирском счастье, в чувственных наслаждениях, и начать искать истинное, непреходящее счастье.
В Веданта сутре говорится: «Атхато брахма джигьяса» — Теперь, когда вы получили человеческую форму жизни, настало время задавать вопросы о Брахмане, о духе, о душе, о Боге и наших взаимоотношениях с Ним. Если же мы не используем человеческую жизнь по назначению, мы теряем этот бесценный дар, и Бог может в следующей жизни дать уже другое, не человеческое, а более низших форм жизни, тело.
Безмерное величие человеческой формы жизни заключается в том, что в человеческой жизни мы можем вернуться домой, обратно к Богу, в духовный мир, место, где нет тревог, где вечное счастье, полное знание, блаженство. Ничтожество же заключается в том, что можем уподобиться животным и скатиться в низшие формы жизни.
Бог специально приходит на Землю и даёт духовное знание, чтобы указать нам путь, как выбраться из этого материального плена, как достичь истинно счастливой жизни. И нам нужно только сделать правильный выбор: То ли быть чистым родником духовного знания, то ли вместилищем скверны, то ли жить полной радости и веселья, чистой духовной жизнью, то ли быть рудником скорби, мучиться в страданиях, причиной которых мы являемся сами из-за своего непослушания Богу. То ли достичь чистой преданности Богу, это и есть истинное величие, то ли вести ничтожную, эгоистичную, греховную жизнь.
Кем нам быть — это наш выбор. Но лучше послушаться совета Кришны в Бхагавад Гите (9.33.):
«Поэтому, попав в этот временный, полный страданий мир, посвяти себя преданному служению Мне.»
Мы источник веселья — и скорби рудник,
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Свидетельство о публикации №223050600692