Пушкин Гоголь Исповедь и голая правда

В  первой половине 30-х XIX тогда века, Н.В. Гоголь (малоросс Яновский, которому В.В Розанов  в сердцах кинул:

ты победил, ужасный хохол! (*)

написал оду кумиру А.С. Пушкину «Несколько слов о Пушкине» (1832), которую поместил затем в сборнике «Арабески» (1835):
«
При Имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
«
В  2032 мы начнем встречать это Второе Пришествие гения в толпе новых русских духом и ждать оного  до максимум 2036 (года издания Арабесок … в бесках бесов)

Но К. Мочульский в монографии «Духовный мир Гоголя» (париж, 1934)  специально проанализировав житейские и творческbе  отношения двух гениев, отметил следующую метаморфозу «заклинаний и показаний»  этого «ужасного хохла»:
«В Авторской Исповеди» Гоголь утверждает, что он обязан Пушкину:
1) сюжетами двух главных своих произведений — «Ревизора» и «Мертвых душ»;
2) изменением направления всего своего творчества (из праздного зубоскальства оно становится служением человечеству);
3) самым фактом своего писательства (без Пушкина «оно, может быть, исчезнуло бы»)

«А в письме к Жуковскому (29 декабря 1847 года), изображая тот же перелом и переписывая дословно целые фрагменты из «Исповеди», Гоголь о Пушкине не упоминает вовсе. Там он, казалось, был обязан ему всем, здесь — ничем»
Мы уже толковали на тему, как Гоголь в 1847, если явным образом и не отказался от своего пророчества относительно роди Пушкина, но скинул его с пьедестала, заявив:
 
Пушкин – поэт  И ничего больше

(см.  Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями Страница 36)

//См.: Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / Сост. и послесловие B. М. Толмачева; Примеч. К. А. Алекса ндровой. М.: Ре спу блика, 1995. С. 18. «Авторская исповедь» написана Гоголем летом 1847 г. Впервые опубликована в книге: Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти. М., 1855. Название дано C. П. Шевыревым
и  книгу «…сын Музы, Аполлонов избранник…». Статьи, эссе, заметки о личности и творчестве А. С. Пушкина//

Мы уже толковали на тему, как Гоголь в 1847, если явным образом и не отказался от своего пророчества относительно роди Пушкина, но скинул его с пьедестала, заявив:

Пушкин – поэт  И ничего больше

(см.  Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями Страница 36)
«
Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, - что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, нег в независимости от всего; чтобы если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине.
«
В какой то степени Гоголь первым скинул Пушкина с парохода …
Хотя справедливости ради, важно указать на завершающую фраза фрагмента текста из Выбранных мест:
«
Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемяй в воздухе.
«
То есть хоть Пушкин только поэт ( а не проповедник и моралист), на зато какой непревзойденный!

***
Итак, мы имеем три разных показания Гоголя о Пушкине:
- одическую
- морализаторскую
- исповедальную не для печати и публики

(*)
Розанов из письма П.Б.Струве 6 февраля 1918 года:

«Я всю жизнь и боролся и ненавидел Гоголя и в 62 года думаю: ты победил, ужасный хохол.
Он всю нашу «Государственную думушку» рассмотрел и сказал, что ничего, кроме хвастовства и самолюбия, чванства и тщеславия, русские никогда ни в какую политику не внесут… Это крысы, жрущие сыр в родных амбарах… Чувство собственности может возникнуть у родовитого человека, а не у омерзительной ватаги воров, пьяниц и гуляк.

И при всем этом люблю только один русский народ, исключительно вот русский народ.

У меня несчастная жалость к этому несчастному народу, к этому уродцу-народу, к этому котьке слепому и глупому».


Рецензии