Основы нравственной жизни человечества

    СТЫДЛИВОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, БЛАГОГОВЕНИЕ –
               НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

   Проследим вместе с Владимиром Соловьёвым за проявлениями  тех основных истоков человеческой психики, тех «фундаментальных» чувств, на которых базируются нравственность и религиозность, точнее – религиозная нравственность. В первых главах своей работы «ОПРАВДАНИЕ ДОБРА» Владимир Соловьёв убедительно показывает, что чувства, о которых он говорит, не есть что-то преходящее, обусловленное исторической эпохой или народными местными обычаями, особенностями поведения или мировоззрения, религии или быта тех или иных племён, стран, народов.
  Они есть БАЗИСНЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ и принадлежат человеку как таковому, отличая его от других природных существ. Они отражают глубинную сущность человека, как особенного существа. Таких коренных для психики чувств он выделяет три:
 1) СТЫДЛИВОСТЬ (в более развитой форме – совесть);
 2) СОСТРАДАНИЕ (всякое сочувствие);
 3) БЛАГОГОВЕНИЕ.
    Процитируем Владимира Соловьёва: «…создавая нравственную философию, разум только РАЗВИВАЕТ на почве опыта, ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩУЮ ЕМУ ИДЕЮ ДОБРА (или, что то же, первоначальный факт нравственного сознания)» (Вл. Соловьёв, том 1, стр.105-106).

    Высказанная здесь идея о развитии уже ЗАЛОЖЕННОГО в человеке, как ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ, удивительно перекликается с идеями Шри Ауробиндо и с главной религиозной идеей иудео-христианства: ЧЕЛОВЕК СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ОБРАЗ И ПОДОБИЕ  БОЖИЕ, а значит всего мира, всей Вселенной как гармоничного целого. Таким образом, познавая себя, он может определённым образом познавать мир, обо самопознание и познание мира по сути неразделимы.  Самопознание в то же время не отделимо от саморазвития – развития «свитого» в человеке образа Бога, то есть единства всей Вселенной в её многообразии.

    Продолжим следовать за логикой Владимира Соловьёва. Вот первое базовое чувство человеческой психики, которое Соловьёв выделяет как безусловное (то есть не зависящее от внешних условий существования), которое выделяет человека из царства животных:
    «Есть одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе, совершенно отсутствует у самых высших животных и, однако же, ясно обнаруживается у самых низших человеческих рас. В силу этого чувства самый дикий и неразвитый человек СТЫДИТСЯ, то есть признаёт НЕДОЛЖНЫМ и скрывает такой физиологический акт, который не только удовлетворяет его собственному влечению и потребности, но сверх того полезен и необходим для поддержания рода.» (Вл. Соловьёв, том 1, стр. 121).

    Первым упоминается чувство стыда и в книге Бытия Библии: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Быт. Гл3 стр.7)

    Далее Соловьёв определённо указывает на чувство стыда, как одно из оснований религии:
  «На простом отсутствии стыда, так же как и жалости, нельзя основать никакой религии, хотя бы самой дикой. Если истинная религия предполагает нравственную природу человека, то и ложная религия, со своей стороны, предполагает её именно тем, что требует её извращения. Этим реальным извращением, этою безнравственностью  питались и жили те демонические силы, которые почитались в кровавых и развратных культах древнего язычества. Разве эти религии требовали только простого, натурального совершения известного физиологического акта?   
 О нет! Дело состояло здесь в потенциальном разврате, в нарушении всех пределов, полагаемых природою, обществом и совестью. Религиозный характер этих неистовств доказывает чрезвычайную важность данного пункта, а если бы всё ограничивалось натуральным бесстыдством, то откуда же взялась бы и эта напряжённость, и эта извращённость, и этот мистицизм?» ( Вл. Соловьёв, том 1, стр.122).

     «В момент грехопадения в глубине души человеческой раздаётся ВЫСШИЙ ГОЛОС, спрашивающий: Где ты? Где твоё нравственное достоинство? Человек, владыка природы и образ Божий, существуешь ли ты ещё? – И тут же даётся ответ: я услышал божественный голос, я убоялся возбуждения и обнаружения своей низшей природы: Я СТЫЖУСЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я СУЩЕСТВУЮ, и не физически только существую, но и нравственно, - я стыжусь своей животности, следовательно, я ещё существую как человек.» (Вл. Соловьёв, том 1, стр.124).

     Здесь у Соловьёва мы видим новый подход к определению самобытия человека вместо известного декартовского: "Я мыслю, следовательно, я существую."
     Безусловно, мышление выделяет человека из царства животных как существо разумное. Но само по себе мышление не способно спасти его от обратного падения в животное состояние. В нём нет тех тормозов, которые не позволили бы человеку потерять своё надживотное человеческое достоинство. А интеллектуально развитое, но бесстыдное животное куда хуже безинтеллектуальной животной бесстыдности, ибо в нём ум будет орудием худшей и низшей по сравнению с ним реальности.

     Далее Соловьёв показывает, что чувство стыда нельзя вывести ни из каких полезных инстинктов (чувства самосохранения, продолжения рода, стадного чувства…), более того, оно некоторым из них в корне противоречит. В силу этого ЧУВСТВО СТЫДА действительно можно считать ОДНОЙ ИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ, первичных и безусловных.

    Другое выделяемое Владимиром Соловьёвым базовое составляющее чувственности в человеческой психике – это ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ, ЖАЛОСТИ.

  «Рядом с этим основным нравственным чувством (стыдливостью) находится в природе человеческой другое, составляющее корень этического отношения уже не к низшему, материальному началу жизни в каждом человеке, а к другим человеческим и вообще живым существам, ему подобным – именно ЧУВСТВО ЖАЛОСТИ. Оно состоит вообще в том, что данный субъект соответственным образом чувствует чужое страдание или потребность, то есть отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими.» (Владимир Соловьёв, том 1, стр.127).

 Он отмечает, что это чувство есть и у животных, однако только на счёт инстинктов его проявление ни у человека, ни у животного отнести нельзя.

    Глубокие философско-мистические эксперименты и исследования древности и наших дней (взять того же Шри Ауробиндо) показывают, что несмотря на казалось бы очевидную независимость чувствований, переживаний и мыслей разных людей, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ГЛУБОКО СВЯЗАНО МЕТАФИЗИЧЕСКИ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, особенно в чувственном аспекте. Никакое удаление в пустыню, скит, келью не даст полной изоляции от вибраций, излучений психических состояний других людей. Если даже вы не наблюдаете осязательно, зрительно  источника ваших раздражений, беспокойств и другого, то это не значит, что самих этих беспокойств не будет. Вы даже можете не подозревать, что оно приходит извне, т.к. воспринимается оно не панорамно, на уровне – есть "Я" и есть нечто внешнее, дистанцированное от меня, а лишь когда оно войдёт в меня. Это создаёт иллюзию, что оно само возникло во мне.
    В русском языке даже есть точные языковые отражения этих метафизических процессов: «ко мне пришла мысль», «пришло чувство, ощущение». По аналогии: радиоприёмник в любой части планеты «чувствует» волны радиостанции, если настроен на них. То есть дело здесь вовсе не в удалённости, а в НАСТРОЕ. Поэтому можно сказать, что до грехопадения настрой был настолько точным и не разрушаемым, что человечество было вполне определённо единым  Адамом.
 
    То, что «излучал» один, чувствовали очень отчётливо и все остальные, как настроенные струны рояля могут возбуждаться от колебаний одной струны, если настроены определённым образом, но каждая имеет свой "оттенок"колебаний, свой тембр. Так и в человечестве чувства разных людей были едины, хотя уже слегка окрашены индивидуальностью.
    Но развитие индивидуальности и есть главный пафос процесса воплощения, главная цель развития Вселенной, главный смысл Божественного Замысла и Промысла.
    Идеал Замысла, Его высшую Истину невозможно представить без развитого до высочайшей степени СОЧУВСТВИЯ. Причём, начинающееся в любом человеке преимущественно как жалость, оно может и должно подниматься и до вершин со-радования, со-благоговения, со-верчества (да простит читатель эти несколько неуклюжие неологизмы).

    БЛАГОГОВЕНИЕ можно ещё произносить как СТЯЖАНИЕ БЛАГА, благоприобретение (но не в материально узком понимании), ощущение блага, гармонии, трепетного и соразмерного сочетания всех чувств через порождение чувства приобщения к чему-то высшему и более совершенному, чем сам ощущающий, чувствующий это человек.

      Владимир Соловьёв пишет о нём так:
   «В присущих нам чувствах стыда и жалости основным образом определяется наше нравственное отношение, во-первых, к собственной нашей материальной природе, во-вторых, ко всем другим живым существам… Кроме этих двух основных чувств есть в нас ещё и третье, столь же первичное как они, и определяющее нравственное отношение человека не к низшей стороне его собственной природы, а так же не к миру подобных ему существ, а к чему-то особому, что признаётся им как высшее, чего он ни стыдиться, ни жалеть не может, а перед чем он должен преклоняться. Это чувство БЛАГОГОВЕНИЯ (благочестия) или ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ВЫСШИМ составляет у человека нравственную основу религии и религиозного порядка жизни. Будучи отвлечённо философским мышлением от своих исторических проявлений, оно образует так называемую естественную религию...» (Вл. Соловьёв, том 2, стр. 128-129).

    Итак, у безусловного человеческого чувства, не связанного с инстинктами и другими внешними условиями бытия, есть три ипостаси, три стороны, не сводимые друг к другу, но и не существующие независимо, а существование друг друга взаимнообуславливающие.  Они служат основой нравственности, основой всякого культа и культуры:
   «ОСНОВНЫЕ ЧУВСТВА - СТЫДА, ЖАЛОСТИ И БЛАГОГОВЕНИЯ ИСЧЕРПЫВАЮТ ОБЛАСТЬ  ВОЗМОЖНЫХ  НРАВСТВЕННЫХ  ОТНОШЕНИЙ  ЧЕЛОВЕКА К ТОМУ, ЧТО  НИЖЕ  ЕГО, ЧТО  РАВНО  ЕМУ  И  ЧТО  ВЫШЕ  ЕГО.  Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу – вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества.» (Вл. Соловьёв, том 1, стр. 130).


Рецензии