Ложь об истоках воровского движения в СССР
В последние годы на YouTube появилось много видеороликов, в которых авторы пытаются так или иначе разобраться с истоками воровского движения в СССР. Есть единичные случаи,когда и сами воры действующие или бывшие пытаются пролить свет на это явление. К сожалению, мы не встретили ни одного фильма, в котором бы авторы сумели честно и объективно подойти к этой теме. Мы имеем ввиду именно жанр журналистского расследования. Складывается впечатление, что и сами воры не знают, какие факты, какие реальные события лежали в истоке т.н. "воровского движения" в СССР.
В корне неверными мы считаем утверждения бывшего вора "Севера" о том, что в основе воровского движения якобы мораль белогвардейцев, т.е. офицерства Добрармии, всех этих "поручиков Голицыных" и "корнетов Оболенских". В интернет-полемике мы ранее высказывали мысль, что офицеры Добрармии, это - СЛУЖБИСТЫ В ПОГОНАХ. Эта категория граждан Царской России принимала присягу и подчинялась приказам, что идёт в разрез с воровскими "понятиями". В последовавших за этим видеороликами, авторы пытаются уже задним числом подкорректировать Севера собственными домыслами о том, что "воры были против советской армии, против ношения советских погон", т.е. именно они ими - советскими ворами- и отрицались. Всё это дезинформация. Воры были против любых погон, любой госслужбы, они руководствовались исключительно своими понятиями, а кто "советский" или "антисоветский" их мало интересовало. Этот вопрос для них - мелочи, при необходимости могут причалить к тем или другим, но присяга и погоны - одназначно выводит любого из касты воров, а сосуществовать могут с кем угодно.
Свои предпочтения того или иного политического течения у воров однако имелись, но они их не афишировали, держали при себе. Их предпочтения обычно были связаны с симпатиями к тем, кто может освободить воровскую масть из тюрем и концлагерей. Не более того.Напомним, что гитлеровцы освобождали из советских тюрем и лагерей всех абсолютно заключённых, включая и евреев.Отсюда и внутренняя неприязнь к тем "ворам", которые пошли защищать СССР. Воры считали, что у "воров нет родины, ничего защищать не нужно, а их самих - тем более". Кроме того, т.н. "военщина" пошла в разрез с воровскими правилами НЕ ДАВАТЬ ПРИСЯГИ, НЕ НОСИТЬ ПОГОН, НЕ СЛУЖИТЬ.Такие "перевёртыши" в их стане, по мнению воров, нарушали чистоту воровской идеи и подрывали авторитет воров среди других осужденных.
Одними из наиболее удачными и правдивыми зарисовками с натуры советских воров представляют на наш взгляд фильмы типа "Вор" (в зарубежном кинопрокате "Мальчик и вор"), ещё более точно этот типаж уловил писатель Бабель ("Так делалось в Одессе" Бабеля, наряду с "Граф Монте Кристо" Дюма являлось любимым чтивом сталинских сидельцев). Правдиво описал воров В. Шаламов в "Шоковой терапии". Отчасти менталитет советских воров, их специфический юмор и пр. хорошо переданы Ильфом и Петровым "В двенадцати стульях и Золотом телёнке".
Экскурсы в дореволюционное прошлое России и указание на то каких-то "иванов", то "босяков" Горького бессодержательны. В этих примерах нет реальных воров вообще, а есть скорее "шпана" и "каторжане". Очень ценный материал даёт "История Царской Тюрьмы" в 4 томах, хотя там почти полностью о политических преступниках. Криминал царской России однако с ними сталкивался, общался и они, естественно, оказали своё влияние на контингент известный впоследствии как "воры в законе".
РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ И ВОРЫ
Если заглянуть в прошлое и попытаться там обнаружить первых реальных воров, то окажется, что они пришли в Россию с Речи Посполитой, это как варшавяне, так и т.н. ПОЛЬСКИЕ ЕВРЕИ (Йиддиш Тайч).Так как варшавянам и этническим полякам было свойственно замыкаться на самих себе и не лезть в дела непольские, то евреи Речи Посполитой таких самоограничений не имели. Классическая "феня" советского криминала, т.н. "блатная музыка" (с удареним на "ы") - это преимущественно иддиш. Обратите внимание на манеру изъясняться персонажей Бабеля ("Так делалось в Одессе") и Остапа Бендера Ильфа и Петрова. Сходство близкое. Эти авторы являлись сами польскими евреями (ашкеназы) и весьма точно передали менталитет знакомого им окружения. На наш взгляд, истоки воровского движения СССР уходят в южные портовые города царской России, в первую очередь "черты оседлости".
Есть мнение, что знаменитый одессит Мишка Япончик восхищался японскими "якудза" и перенял от них какие-то их реалии. Мы не специалисты в этом вопросе, единственное что мы знаем,так это то, что польские евреи презирали и отвергали царскую Россию, радуясь каждый раз какому-нибудь её поражению. Войны царизма на Сев. Кавказе у них, например, отразились причудливым образом в "нигуне Шамиля", известного всем хасидам. Противники царизма, не говоря уже о тех, кто сумел разбить царские войска,их привлекали. Так как императорская Япония сумела сокрушить царский флот и взять Порт-Артур, то не исключена и симпатия Мишки Япончика к японской организованной преступности. Но это всё из области догадок. Питательной почвой криминалитета в царской черте оседлости явл. Речь Посполитая с её Варшавой,-кузницей карманных воров, мошенников, блистательных шулеров. Если и имелось в воровском движении влияние "дворянства", то это,конечно же, польская шляхта, которую царизм особо ненавидел. Святость "карточный долга" для воров мы не считаем наследием русского офицерства- он у криминалитета царской черты оседлости скорее от польской шляхты и варшавского криминалитета, он то как раз особо отличался карточной игрой, своими незаурядными "каталами".
ВОРЫ. СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЛАСТЯМ
Евреи юга Украины жили своей обособленной жизнью и ровным счётом ничего их в царской России не привлекали. Это типаж левантийцев, т.е. жителей Средиземноморья по мироощущению и немецкая окраина по языку. Польские евреи (т.е. все евреи с иддишем)считали себя в царской России ущемлёнными и дискриминируемыми, любые представители власти тогда были для них не евреи и не поляки. Этот же ашкеназский резервуар Вост. Европы дал миру огромное количество политически ангажированного контингента: эсэров, бундесцев, сионистов, анархистов, большевиков. В их глазах власть прочно ассоциировалась с врагами еврейского народа, погромами и антисемитизмом. Поляки до обретения независимости также ненавидели тот слой чиновников и представителей силовых структур, который держал Польшу в составе Российской империи. Знаменитый гимн "Варшавянка" был сочинён вовсе не большевиками, а борцами за польскую независимость.Большевики изменили содержание "гимна Варшавского Централа" так как их устраивало.
Криминалитет и политические в царской России не отбывали сроки в одних камерах, но тем не менее и те и другие знали друг о друге. НЕПРИЯТИЕ ЛЮБЫХ ВЛАСТЕЙ ВОРАМИ- ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ЦАРСКОЙ РОССИИ. Если окунуться в фундаментальное исследование "История Царской Тюрьмы", то можно лишь удивляться тому насколько яростное сопротивление царизму оказывали народовольцы, эсэры и анархисты. Особо непреклонными и мстительными явл. эсэры. Любые телесные наказания эсэров влекли за собой череду ударов заточками жандармов, нападениями на конвоиров, поджогами и коллективными самоубийствами в местах лищения свободы. Этот контингент держался в царских тюрьмах отчаянно. Эсэры шаг за шагом создали мощную структуру типа "общака", "грева", выискивали и казнили особо им ненавистных царских жандармов. Если царский жандарм позволил себе оскорбить народовольца/эсэра, то его дни как правило, были сочтены. Такого жандарма могла пырнуть спряанным шилом какая-нибудь осужденная революционерка прямо в тюрьме. Ну, а если не заколоть в тюрьме, то пристрелить на воле. Эсэры передавали своим соратникам ориентировку и жандармов убивали где угодно и когда угодно. Могли убить даже с предварительным оглашением жертве "приговора партии социалистов-революционеров". Всё это, естественно, оказало своё влияние на будущее воровское движение СССР.
Революционеры собирали свою "казну", распределяли среди своих по тюрьмам, выделяли средства на подкупы жандармов и организацию побегов. Они имели в том числе собственных исполнителей внесудебных казней. Вся их жизнь нередко была посвящена борьбе против режима. Они сходили с ума, гибли от болезней, проводя лучшие годы в казематах.
Большевистский переворот и дальнейшее укрепление советской власти осуществляли в первую очередь террористические группы Якова Свердлова. Ни Ленин, ни Сталин реально не играли столь выдающейся роли в революционном движении как Свердлов и его земляки в партии большевиков.Основный же вклад в победу в гражданской войне внёс Троцкий- "Бонапарт большевизма".
ОТМЕНА ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ
С отменой черты оседлости, воровское движение пошло ускоренным маршом на востк. Ближайшей точкой этнической России оказался Ростов-на-Дону, потому что Область Войска Донского граничила с территорией современной Украины. Далее оно устремилось далеко от свой отправной точки. Если мы попытаемся выяснить что собой представлял российский криминалитет в Москве и Питере на заре Советской власти, то окажется, что это сплошь бандитыи беспредельшики, трудно кого-нибудь из них выделить как "вора" - самые знаменитые Лёнька Пантелеев (Питер) и Янька Кошелёк (Москва) вообще никакие не воры.
Потребовалось время для проникновения криминалитета из царской черты оседлости в массы и самое главное - создание советской концлагерной системы. При всём этом первопроходцы советского воровского движения быстро поняли как себя следует вести и каких неписанных правил придерживаться. Так создавалась советская профессиональная преступность. Сталинская система смотрела на воров вроде-бы с осуждением, на самом деле - ничего подобного. Вы не найдёте ни одного сидельца по уголовным статьям в эпоху "культа личности", который бы не восхвалял тюремно-лагерную систему сталинизма. СОВЕТСКИЕ ВОРЫ В ЗАКОНЕ - НАСЛЕДИЕ СТАЛИНСКОГО ГУЛАГА.
Напомним как происходила фильтрация по масти среди заключённых, идущих по этапу:
Открывались двери вагона и какой-нибудь "командир" в засыпанной снегом меховой шапке, держа в руках сопроводительные документы, первым делом спрашивал осужденных: "Воры есть?" Их выводили в первую очередь, затем всех остальных. Сталинскую систему власть воров в лагерях очень даже устраивала.
А вот как,напр., воры при Сталине наводили "порядок" в вагонах с осужденными, идущими по этапу:
Среди осужденных вошедших в вагон, отделалась сравнительно малочисленная группа, которая сразу занимала половину вагона. С осужденных срывались бушлаты и ими очерчивалась условная "граница" между ворами и всеми остальными. Подручные воров подстилали ворами чужие ватники наподобие ковра. Воры ни на кого не обращая внимание, сбивались в кружок, играли в карты, им заваривали "чифир". За короткое время вся "воровская" половина вагона, оказывалась сплошь устланной ватниками. Далее начинался второй этап - "дерьбалово". Те, кто был в команде воров, обходили всех заключённых и требовали вытряхнуть "сидор"- всё мало-мальское ценное из вещмешков забирали ворам и себе. Последнего при этом не брали. Никто тогда не считал это "беспределом" - "сами же отдали".
Сталинская система способствова созданию намного более комфортных условий в местах лишения свободы для воров в законе по сравнению с другими заключенными. Сталинизм закрывал на всё глаза, предоставляя профессиональным преступникам самим устанавливать порядки.
В пику категории воров, политических в сталинских лагерях "приветствовали" следующим образом: "А-а-а троцкисты-фашисты, враги народа!" Эта система стала трещать по швам, когда в лагеря начали возвращаться "сученные воры", "автоматчики", "военщина". Воры старой закалки понимали, что приняв в свою семью лиц, нарушивших воровскую этику, они сами обесценятся в глазах других заключённых.
После войны в советском Гулаге существовали три типа "зон": "сучьи", "воровские", "махновские (они же - "зелёные"). Всё это подробно описано в литературе. Сучьи воры проиграли войну не на жизнь, а насмерть с ворами истинными,но в конечном счёте советский режим решил отказаться от тех и других. С приходом к власти Хрущёва комплиментарное отношение к воровской масти в целом закончилось,они перестали быть ей нужны. Эшелоннов с политическими "фашистами-троцкистами" больше не было. Справедливости ради следует сказать, что вовсе не всегда и не везде ворам удавалось наводить свои порядки. Всё зависело от качества и количества контингента заключённых. В "махновских" зонах и в лагерях с преобладанием,например, украинских националистов, всяких бывших прогитлеровских старост, легионеров и пр. воров могли избить сразу по прибытию для профилактики - "чтобы знали своё место".
Каста воров и традиции русского офицерства, дворянства - совсем разные понятия, это абсолютно противоположные по сути явления. Дворян было реально полно среди политических заключённых царской России. Воры же - это плоть от плоти царского криминалитета Варшавы, Вильно, Лемберга, Одессы. Именно в этих и им подобных местах дала свои первые всходы воровская масть.
Свидетельство о публикации №223050600993