Превращение хрущевской оттепели в морозную

  ПРЕВРАЩЕНИЕ "ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ" В "МОРОЗНУЮ ОТТЕПЕЛЬ".

       "Секретный доклад" Н.С.Хрущева на закрытом заседании 20 съезда КПСС явился той искрой, от которой вспыхнуло пламя оппозиционного диссидентского движения по всей территории Советского Союза. Многие в тот период поверили, что настали новые времена, поверили в «хрущевскую оттепель», за которой последует «советская весна» и «советское лето».
      В октябре-ноябре 1956 г. в Венгрии и Польше вспыхнули народные восстания, а в СССР у людей развязались языки после долгих лет молчания. Друзья стали собираться вместе и обсуждать общественно-политические проблемы, которые раньше находились под запретом и были предметом разговоров на кухонных ассамблеях и то с оглядкой и полу-шёпотом.      
      Дальше смелее,- стали разрабатываться проекты улучшения и реформирования советского общества, пути улучшения жизни народа, обновления государства в целом. Договорились, наконец, до того, что стали обвинять руководителей партии и государства в отходе от учения К. Маркса и В.И.Ленина, что вместо ленинского социализма в СССР построен какой-то искаженный, куцый, антинародный социализм. Вместо свергнутых во время октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны прежних классов эксплуататоров - помещиков и капиталистов, возник новый класс господ-эксплуататоров. Это была партийно-государственная номенклатура или, попросту говоря, - советская буржуазия.

      Какой же это социализм, какое же это самое прогрессивное, самое справедливое и демократическое общество, о котором мечтало человечество еще столетия назад и боролось за него. Ведь снова вокруг с одной стороны - нищие и голодные, а с другой - зажиточные и лопающиеся от обжорства компартийные и комсомольские чиновники, когда вместо власти трудящихся и диктатуры пролетариата, т.е. большинства населения - власть и диктатура небольшой кучки партийной номенклатуры и даже одного мудрейшего из мудрых вождя. Короче - на место одних эксплуататоров и господ пришли другие эксплуататоры, но с ком - партийными билетами.

      Нет!  Что-то здесь не так! Чтобы улучшить положение в стране и жизнь трудящихся  нужны подлинные демократические реформы, необходимо очистить марксистско-ленинское учение от его искажения Сталиным со своими прихвостнями, необходимо полностью обновить социалистическое общество и построить в СССР подлинный, настоящий социализм, подлинно справедливое государство - мечту утопистов и человечества. И только наиболее радикальные молодые мыслители выдвигали среди друзей идею не о реформах, а о необходимости  новой революции! Революции, которая установит подлинное социально справедливое общество, основанное на принципах очищенного марксистско-ленинского учения. И это будет самое справедливое и демократическое государство - Союз Советских Социалистических Республик.
      Да иначе и быть не могло. Ведь поколение молодых революционных мыслителей- романтиков родилось и выросло при советской власти, а в школах и ВУЗах им внедряли в головы только марксистско-ленинское учение. Большинство молодых людей иных учений вообще не знали, а Маркса и Ленина  возводили в непогрешимых кумиров. Да почти все они прошли через пионерские организации и теперь были членами ВЛКСМ и даже некоторые - членами КПСС.  Однако, такие мысли были очень опасной крамолой для чиновников советского тоталитарного государства и его ком-партийных правителей.
             
      Так в конце 50-х годов в Советском Союзе создается оппозиция существующему режиму. Из круга друзей возникали группки, кружки, организации и даже стремления создать свою партию в противовес КПСС. Но в памяти многих революционных романтиков были живы многочисленные репрессии предыдущих лет. Поэтому их деятельность протекала в подполье и под большим секретом.
      Оппозиционеры 50-х годов не выходили на уличные демонстрации с плакатами, не устраивали митингов, не было тогда еще «самиздата», а тем более - «тамиздата». Тайком с помощью фотоаппарата кустарно размножали написанные от руки и расклеивали на заборах, напечатанные на пишущей машинке листовки, разбрасывали их по подъездам домов или тайком вручали хорошим знакомым и приятелям.
      Но в своем кругу страсти кипели очень бурно. Разрабатывались проекты и программы новых партий в противовес существующей программе КПСС и самой Коммунистической партии. Мечтали о  наилучшем устройстве советского государства, о соблюдении прав и свобод человека, обновлении основного закона страны - Конституции СССР. В братских советских республиках стремились к созданию своих национальных партий и независимых национальных государств. Ломали головы над тем, как устранить эксплуатацию и класс новых советских господ. Но так было много еще неясного, противоречивого, большое разнообразие мнений, обнаруживалась огромная нехватка знаний, информации, но зато в изобилии был революционный энтузиазм, идеализм и романтизм. Связь с зарубежными буржуазными организациями и деятелями считалась предательством. Ведь это были совсем молодые люди в возрасте 17-28 лет, подлинные советские патриоты, для которых судьба Родины - Союза Советских Социалистических Республик была далеко не безразлична.

     В конце 1956 - начале 1957 годов при Московском университете возникает подпольная группа "Союз (Лига) патриотов" из молодых историков, кандидатов наук под руководством Льва Краснопевцева, Николая Обушенкова, Леонида Ренделя, в Ленинграде - группа под руководством молодого философа Михаила Молоствова, в том же Ленинграде "Союз коммунистов-ленинцев", куда входили Виктор Трофимов, Борис Пустынцев со своими друзьями и группа "Союз революционных ленинистов" в составе Владимира Тельникова и Бориса Хайбулина, в Харькове при политехническом институте - группа Ивана Леонтьева, здесь же в Харькове при госуниверситете - на историческом факультете "кустарь-одиночка", как его называли друзья в ГУЛАГе - Вячеслав Биркин, на физико-математическом факультете - Василий Мишутин и Анатолий Простаков, в Архангельске - Сергей Пирогов и многие другие в различных городах, районах и республиках Советского Союза. В основном участниками этих групп была студенческая молодежь и просто молодые люди.
     Кроме студенческих организаций и групп по всей стране среди рабочих, колхозников и даже среди старшеклассников появляются вольнодумцы, которых власти обвиняют в антисоветской агитации и пропаганде, в клевете на советскую действительность, Коммунистическую партию и ее руководителей, их внутреннюю и внешнюю политику и т.д. и т.п. Все они подлежали осуждению на пребывание в лагерях ГУЛАГа за антисоветские мысли, идеи и даже (страшно сказать)- антисоветскую деятельность.
     "Антисоветчики" приговаривались самым "гуманным в мире" советским судом по пресловутой статье 58-10 Уголовного кодекса РСФСР или статье 54-10 Уголовного кодекса УССР и по соответствующим статьям УК других союзных республик на срок от 6 месяцев до 10 лет. Но наши суды на месяцы не разменивались, а начинали приговаривать с 1 года лишения свободы и свыше - вплоть до 10 лет. Но это только по пункту 10. По остальным пунктам той же 58 статьи приговаривали к лишению свободы сроком на 25 лет или к высшей мере наказания - расстрелу.
     Так чем же "Хрущевская оттепель" отличалась от Сталинского террора?

    Всех, осужденных за антисоветские настроения, за клевету на советскую действительность и руководителей КПСС и Советского государства при Хрущеве, по праву можно назвать «детьми хрущевской оттепели». Политическим заключенным довоенного "гулаговского призыва" 1937-1938 годов официально государство приклеило ярлык "контрреволюционеров" и "врагов народа". Спустя ровно 20 лет в 1957-1958 годах начался новый массовый "гулаговский призыв" в советские концлагеря.  Они были первенцами в оппозиции к тоталитарному режиму в послевоенный период. Прежний ярлык для них уже не годился. Поэтому на официальном уровне их просто называли "антисоветчиками", а неофициально служащие концлагерей и уголовные преступники (бытовики), стали называть политических заключенных "фашистами". Особенно это оскорбительное прозвище закрепилось за ними, когда Н.С.Хрущев заявил во время какого-то выступления, что в СССР нет политических заключенных, а есть только государственные преступники.
    Сыск и доносы, а также "самые гуманные в мире" суды  Советского Союза действовали исправно. В КГБ даром хлеб не ели. В результате большинство "антисоветчиков" оказались в "местах не столь отдаленных" - в Мордовии, Воркуте, Караганде, Тайшете и других лагерных комплексах ГУЛАГовской системы или в тюрьмах типа Владимирского централа. Так "Хрущевская оттепель" превратилась в "Морозную оттепель", когда одной рукой людей освобождали из тюрем и концлагерей, а другой - отправляли туда же. "Святое место" не должно было пустовать.


Рецензии