Эсминец Новик - шедевр российского кораблестроения

Вторая половина XIX века стала периодом появления и бурного развития торпедного вооружения, заменившего простейшие шестовые и буксируемые мины, служившие ранее для поражения подводной части кораблей.
В 1866 году англичанин Роберт Уайтхед запатентовал свое изобретение - самодвижущую мину (торпеду) и вскоре она была принята на вооружение ряда флотов, в том числе и российского (1874 г.). В 1876-1877 гг. заводы Лесснера и Обуховский в Петербурге освоили серийный выпуск торпед Уайтхеда по приобретенному патенту.
В ночь с 13 на 14 января 1878 года минные катера «Чесма» и «Синоп» под командованием лейтенанта Шешинского, доставленные к Батуму минным транспортом «Великий князь Константин», провели первую в истории успешную торпедную атаку, потопив двумя торпедами турецкую канонерскую лодку «Интибах».
Тактико-технические характеристики торпед постоянно совершенствовались. С 1866 по 1905 год их скорость увеличилась с 6,5 до 32 узлов, а дальность хода - со 180 до 2000 метров, калибр - с 356 до 457 миллиметров.
Торпедами стали вооружать специально оборудованные корабли. Сначала это были небольшие и маломореходные минные катера и миноноски. Позднее появились более крупные миноносцы, вооруженные не только торпедными аппаратами, но и артиллерией малых калибров. Такие корабли довольно широко применялись обеими сторонами во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
В конце XIX века появляется новый класс кораблей - эскадренные миноносцы. Более крупные и мореходные, с более мощным вооружением, они предназначались для обеспечения выхода в атаку миноносцев, самостоятельных торпедных атак, постановки минных заграждений, а также борьбы с миноносцами противника, отчего и получили английское название Destroyer («истребитель»), а также контрминоносец. В России эсминцы выделились в самостоятельный класс кораблей после Русско-японской войны 1904-1905 гг., а к началу Первой мировой войны в составе флота их было уже 75.
Эсминцы того времени были оснащены паровыми машинами, но рост водоизмещения и потребность в в увеличении скорости хода требовали применения главной энергетической установки более высокой мощности с меньшими габаритами и весом. Это дало толчок к применению на флоте паровых турбин и водотрубных котлов, обладавших также большей экономичностью.
В 1899 г. турбины были установлены на английских миноносцах «Вайпер» и «Кобра». При водоизмещении 370 т эти миноносцы развивали скорость более 30 уз. Первым кораблем с турбиной в русском флоте было учебное судно «Ласточка», построенное в 1903 г.
В июне 1912 г. была утверждена предложенная Морским генеральным штабом (МГШ) программа так называемого усиленного судостроения, или Большая судостроительная программа, на 1912-1916 гг. В частности, эта программа предусматривала постройку 36 эскадренных миноносцев нового типа.
МГШ выработал основные требования к такому эскадренному миноносцу и выслал их в Морской технический комитет (МТК). Новый корабль предназначался для нанесения торпедных ударов в составе дивизиона из четырех-пяти однотипных кораблей, а также постановки активных минных заграждений и одиночные действия в шхерах. Эсминец должен быть обладать 35-узловой скоростью, сильным минно-артиллерийским вооружением и способностью выполнять боевые задачи при ветре 8-9 баллов и волнении 6-7 баллов. Дальность плавания определялась 86 часами непрерывного хода со скоростью 21 узел, т.е. около 1800 миль. Вооружения состояло из двух двухтрубных торпедных аппарата с двумя запасными торпедами и двух 120-мм орудий с унитарными патронами. Водоизмещение ограничивалось 1000 т.
На основании этих требований МТК приступил к разработке технических условий на «эскадренный миноносец 35-узловой скорости». Работами руководил А.Н. Крылов, исполнявший обязанности начальника МТК в них приняли участие выдающиеся русские кораблестроители И.Г. Бубнов, А.П. Шершов, Г.Ф. Шлезингер.
Морское министерство также рассматривало вариант покупки в Англии эсминца типа «Трайбл» (на ходовых испытаниях 16 декабря 1907 г. достиг скорости 37,037 узл.) в качестве прототипа для проектирования российских паротурбинных кораблей, но от этой идеи отказались.
4 ноября 1908 г. разработанные технические условия на эсминец нового типа были разосланы в МГШ и отделы МТК для окончательного согласования и после утверждения в феврале 1909 г. направлены шести российским заводам, пожелавшим участвовать в конкурсе эскизных проектов. При этом право выбора типов турбинных установок и главных водотрубных котлов предоставлялось заводу-строителю. В качестве вооружения рекомендовалось установить поворотные двухтрубные торпедные аппараты и 102-мм пушки, предложенные Минным и Артиллерийским отделами соответственно.
После двух туров конкурсов проект Металлического завода был признан наилучшим и 2 апреля 1910 г. утвержден морским министром С.А. Воеводским. Однако, МГШ решил, что проект Металлического завода не вполне пригоден для Черного моря, для которого планировалось построить девять эсминцев. Предлагалось изменить состав вооружения путем установки трех 102-миллиметровых пушек и пяти двойных торпедных аппаратов. Кроме того МТК предложил использовать паротурбинные установки другого типа.
Исходя из этого, МТК объявил новый конкурс на проектирование эскадренного миноносца для Черного моря, к которому, кроме отечественных, привлекались также немецкие, английские и французские заводы. По его результатам 19 декабря 1911 г. были отобраны проекты Николаевского и Путиловского заводов.
Дальнейшая судьба проекта упиралась теперь в источники финансирования и выбор заводов-строителей. Кроме Морского министерства, финансовые возможности которого зависели от результатов голосования в Государственной думе, существовал еще созданный перед русско-японской войной Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования.
Комитет располагал своими денежными средствами и имел право заказа кораблей промышленности. В его состав входил морской технической отдел на который возлагалась разработка и рассмотрение проектов судов, а также выработка технических условий, спецификаций и проектов договоров на строительство, организация наблюдения за сооружением кораблей и сдачей их в казну.
В 1905-1907 гг. Комитет построил на собранные народом средства 22 военных корабля, включая четыре подводные лодки. В большинстве случаев названия этих кораблей указывали, в какой части России собраны средства на их постройку («Казанец», «Москвитянин», «Украина», «Финн» и т.п.).
В феврале 1909 года Комитет самостоятельно объявил конкурс на разработку эскизного проекта быстроходного эсминца. По результатам проведенного конкурса лучшим был признан проект Путиловского завода, выполненный при содействии немецкой фирмы «Шихау». 4 июля 1909 г. общее собрание членов Комитета постановило на оставшиеся от добровольных пожертвований средства заказать Путиловскому заводу турбинный эскадренный миноносец со скоростью 36 уз., стоимость которого была определена в 2 млн. 190 тыс. руб. 29 июля 1909 г. был подписан договор между уполномоченным Комитета и представителем Путиловского завода.
19 июля 1910 г. на стапеле Путиловского завода состоялась закладка эсминца - последнего корабля, строившегося на добровольные пожертвования, поэтому церемония проводилась чрезвычайно торжественно, в присутствии множества участников.
Завод для строящегося корабля выбрал трехвальную паротурбинную установку с шестью водотрубными котлами с нефтяным отоплением. Заказ на изготовление котлов и турбин был выдан немецкой фирме «Вулкан» в Штеттине.
Новому кораблю было присвоено имя «Новик» в честь одноименного крейсера, прославившегося в русско-японской войне и погибшего в августе 1904 года у острова Сахалин. 4 апреля 1911 г. «Новик» был включен в список судов русского флота и зачислен в класс эскадренных миноносцев, а 21 июня спущен на воду.
В конце апреля 1912 года начались швартовные испытания первого турбинного эсминца российского флота. Таким образом, Комитету удалось опередить Морское министерство, которое все еще ожидало решения Государственной думы.
В ходе ходовых испытаний выяснилось, что «Новик» не может достичь контрактной скорости даже при форсировке котлов. А ведь согласно договору на постройку корабля предусматривалась система штрафов. Например, за недобор скорости в 1 узел завод выплачивал неустойку в размере 150 тыс. руб., а за превышение осадки на 1 дюйм - 10 тыс. руб.
Двухкратная замена гребных винтов «Вулканом» эффекта не дала, потому пришли к выводу, что этот завод допустил ошибку в расчете паропроизводительности котельной установки. Исходя из этого, «Вулкан» бесплатно заменил котлы на новые с большей паропроизводительностью.
Однако, существует и другая версия причины недобора скорости - при постройке корабля Путиловский завод допустил его перегрузку более, чем на 100 тонн по сравнению с договорной. При этом завод, пытаясь избежать штрафных санкций, пошел на явное мошенничество - марки осадки были нанесены согласно спецификационному водоизмещению 1260 т, хотя фактически его нормальное водоизмещение составляло около 1400 т. Подлог обнаружили только в 1926 году во время докования корабля.
После замены котлов и гребных винтов (в третий раз) во время испытаний на мерной миле в августе 1913 года при водоизмещении 1437 т и мощности машин 41 910 л. с. средняя скорость полного хода «Новика» составила 37,01 узла, что превысило контрактную скорость 36 узлов. 29 августа (11 сентября по новому стилю) 1913 года корабль был признан годным к приёму в казну.
Это было достигнуто рядом компромиссов. «Новик» имел весьма «хлипкий» корпус, что могло в штормовую погоду привести к очень печальным последствиям, а наведение артустановок и торпедных аппаратов в этих условиях были крайне затруднены из-за резкой и стремительной качки. Из-за отсутствия денежных средств от установки каких-либо средств умерения качки пришлось отказаться. Много нареканий вызывали и торпедные аппараты, которые впоследствии были заменены на более совершенные.

Основные ТТХ эсминца «Новик» во время вступления в строй

Длина наибольшая, м - 102,43
Ширина наибольшая, м - 9,53
Осадка, м - 3,53
Мощность главных двигателей, л.с. - 42 000
Водоизмещение наибольшее, т - 1360
Дальность плавания, миль:
740 (34 узла)
1760 (21 узел)
Вооружение:
4 ; 102-мм  орудия (боезапас 640 патронов)
1 х 76,2-мм зенитное орудие (с 1915 года)
4 х 2 торпедных аппарата калибра 457-мм
50 якорных мин
Численность экипажа, чел. - 117

Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа 1914 года, но уже 31 июля минные заградители Балтийского флота начали постановку оборонительных заграждений в районе главной минно-артиллерийской позиции в Финском заливе. В прикрытии заградителей участвовал и «Новик».
С осени 1914 году российский флот также вел постановку активных минных заграждений на балтийских коммуникациях противника. На минах, поставленных «Новиком» и другими эсминцами, погибли или получили повреждения несколько немецких судов и кораблей.
В ночь на 4 (17) августа 1915 года «Новик» в районе острова Эзель (Сааремаа) вступил в бой с новейшими немецкими эсминцами “V-99” и “V-100”, каждый из которых был вооружен четырьмя 88-мм орудиям и шестью 500-мм торпедными аппаратами. Интересно отметить, что эти корабли были построены с использованием паровых турбин и котлов, заказанных для российских «Новиков», но не поставленных заказчику в связи с начавшейся войной.
В бою, длившимся всего лишь 17 минут, «Новик», используя преимущества своих более мощных и дальнобойных орудий, нанес кораблям противника ряд повреждений, выпустив 23 снаряда. Поврежденный “V-99” вдобавок подорвался на двух минах и был вынужден выброситься на берег, после чего взорван экипажем. «Новик» отделался легкими осколочными повреждениями и ранениями двух матросов. Германские корабли получили 11 снарядных попаданий, потеряли 17 моряков убитыми, 39 - ранеными, еще 6 человек пропали без вести.
31 мая 1916 года в ходе набега на германский конвой в Норчепингской бухте, перевозившего железную руду из Швеции, «Новик» торпедами потопил транспорт (по другим данным - вспомогательный крейсер) «Герман».
Последней операцией «Новика» стало участие в Моонзундском сражении (сентябрь-октябрь 1917 г.) с германским флотом. В ноябре 1917 года корабль перешел в Петроград для капитального ремонта, а в сентябре следующего года был выведен из боевого состава флота и сдан на долговременное хранение.
В начале 20-х годов началось восстановление отечественного флота и после ремонта и модернизации в 1926-1929 годах «Новик», переименованный в «Яков Свердлов», вернулся в состав Балтийского флота в качестве штабного корабля дивизиона эсминцев., что потребовало значительного увеличения жилых и служебных помещений. Старые торпедные аппараты были заменены на три трехтрубные. Из-за этого полное водоизмещение возросло до 1951 т.
В 1940 году корабль прошел очередную модернизацию, в ходе которой было значительно усилено зенитное и противолодочное вооружение. Затем «Яков Свердлов» входил в состав отряда учебных кораблей Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, а с началом войны - в 3-й дивизион эсминцев эскадры Балтийского флота.
Затонул корабль 28 августа 1941 года во время эвакуации Таллина, подорвавшись на минах. Погибло более 300 человек - членов экипажа и взятых на борт защитников столицы Эстонии. Останки корабля обнаружила российко-финская экспедиция 16 июня 2018 года в районе мыса Юминда.
В феврале 1912 года Морское министерство заключило контракты на постройку первой серии турбинных эсминцев с четырьмя частными заводами: Николаевским («Наваль»), Металлическим, Путиловским и Невским. Стоимость каждого корабля составляла 2 млн. руб., срок сдачи серии - весна 1914 года.
По своей конструкции заказанные корабли значительно отличались от «Новика». Вместо трехвальной использовалась двухвальная турбинная установка, количество котлов уменьшилось с шести до пяти, что привело к снижению мощности главной силовой установки и скорости соответственно. Изменился внешний вид кораблей - если «Новик» был четырехтрубным, то остальные эсминцы - трехтрубными.
Изменилось и вооружение, теперь оно состояло из трех 102-мм артустановок с боезапасом 450 унитарных патронов, пяти сдвоенных торпедных аппаратов и 13 торпед. Количество принимаемых мин увеличилось до 80.
На кораблях рекомендовалась установка однотипных турбин: для балтийских кораблей - «Кертис-АЭГ-Вулкан», для эсминцев Николаевского завода - турбины Парсонса. При этом проектную скорость по требованию заводов-строителей снизили до 34 узлов. Фактически, у построенных кораблей она составляла 28-35 узлов, а мощность турбин варьировала от 21 357 до 34 900 л.с.
В связи с отсутствием опыта у отечественных верфей в строительстве таких кораблей им пришлось прибегать к помощи зарубежных фирм, таких, как «Шихау», «Вулкан», «Норман». Например, это позволило заводу «Наваль» быстро освоить производство котлов системы «Торникрофт» и турбин «Браун-Бовери-Парсонс».
Всего в 1913-1917 гг. было построено 29 эсминцев типа «Новик» трех серий и шести типов, еще 24 кораблей находились в постройке и шесть из них были достроены в 20-х годах. Вооружение кораблей варьировало в широких пределах: количество 102-мм орудий составляло от двух до пяти, различным было и число торпедных аппаратов. В связи с ростом воздушной угрозы «Новики» стали вооружать довольно разношерстным зенитным вооружением - одним или двумя орудиями калибра 40-мм, 47-мм, 76,2-мм или 63-мм.
Наиболее удачными, мощными по вооружению и крупными среди эсминцев русского флота считаются «Новики» типа «Изяслав» (1916-1917 гг., три единицы), построенные по проекту французской фирмы «А. Норман» ревельским заводом фирмы «Беккеръ и К°».
При стандартном водоизмещении 1 390 т и мощности главной силовой установки 32 700 л.с. их скорость составляла 35 узлов. Удлиненный полубак обеспечивал повышенную мореходность. Вооружение состояло из пяти 102-мм орудий с самой современной на то время системой управления стрельбой и 76,2-мм зенитки Лендера, трех трехтрубных 457-мм торпедных аппаратов и до 80 мин заграждения. Это были единственные «Новики», оснащенные системой успокоения качки (цистерны Фрама).
«Новики» участвовали в боевых действиях Первой мировой войны на Балтийском и Черноморских театрах, при этом был потерян только один корабль, Гражданской войне на стороне обеих противоборствующих сторон. Некоторые эсминцы успели сменить несколько флагов - андреевский, советский, эстонский и даже перуанский. Но это уже тема для другой статьи.
В конечном итоге в составе советского флота оказалось только 11 «новиков», еще шесть были достроены. До начала Великой Великой Отечественной войны они дважды проходили модернизацию, несколько повысивших и боевые возможности, хотя уже к концу Первой мировой войны они уже безнадежно устарели по сравнению с британскими и немецкими эсминцами того времени.
Советские «Новики» существенно расширили свои морские горизонты. По недавно вступившему в строй Беломорско-Балтийскому каналу три из них перешли на Север, а некоторые из отправились и дальше по Северному морскому пути на Дальний Восток (две единицы). Модернизированные эсминцы приняли участие в советско-финляндской, Великой Отечественной и советско-японских войнах. Вторую мировую войну пережили только семь «Новиков». Погибли все балтийские, из пяти черноморских уцелели только два.
Последним боевым заданием советских «Новиков» стало участие в первом подводном испытании ядерного оружия на Новой Земле 21 сентября 1955 года.


Рецензии