Отцы и внуки Глава 22. Всё чудненько

               
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")


          Однокомнатная квартира, в которой Вере Павловне предстояло коротать дни с кошкой, находилась на другом конце города. Плита, микроволновка, холодильник были в хорошем состоянии. Унитаз с проблемами, ванна не отмываемая. Пришли родители Гали. Валентина Ивановна на новоселье преподнесла пластиковый тазик, а Леонид Андреевич, мастер на все руки, почистил канализацию. Вечером приехала хозяйка квартиры Катя. и вкратце рассказала историю своей жизни. В этой квартире жила её мать, недавно умерла. Через полгода они с братом поделят наследство. Катя ухаживала за матерью шесть лет и надеялась, что квартира достанется ей, но против выступила жена брата. У матери, кроме тяжёлой гипертонии,  был перелом шейки бедра, поэтому жилище была переоборудовано с учётом того, что матери надо было передвигаться на инвалидной коляске: широкие дверные проёмы на кухню и ванную без дверей.  Пластиковые окна поставили строители, но герметизацию не сделали. По этой причине от кухонного окна по всей квартире, в том числе и в ванной комнате, холодно. Катя понимала, что проживание в этой квартире не комфортно, да ещё надо за кошкой ухаживать, поэтому определили плату пять тысяч рублей месяц, достаточную для оплаты услуг ЖКХ.
         
     Кошке девятнадцать лет. Толстая малоподвижная старуха приучена к пище из пакетика и ничего другого не признает.  Катя искупала кошку в ванне, кошачья шерсть зацепилась за ржавчину и смыть её со стенок квартирантке удалось не полностью. Она придумала как ей принимать душ, не касаясь дна и стенок ванны: выручил пластиковый тазик.

        Вера Петровна знакомилась с районом своего проживания гуляя по улицам. К её радости магазин бытовой техники был рядом, она купила себе телевизор LG с диагональю 80 см  и принесла его домой. Вспомнила, что в семидесятые годы они с мужем свой первый чёрно-белый телевизор покупали в рассрочку, сейчас цветной с отличным изображением стоил почти вдвое меньше её пенсии. 

       Позвонил Павел, спросил как ей передать письма. Договорились встретиться на центральной площади  в кафе "Золотая птичка". Внук любил фас фуд и рад был встрече с бабушкой.

- Меня привезли родители, они походят по магазинам и потом мне позвонят. Наверное, через час.
- Часа нам хватит, чтобы новостями обменяться. Как поживаете?
- У нас всё чудненько. Мама варит борщ,  вообще, мы теперь правильно питаемся, - сказал Паша то, что ему заготовила мама.
- И у меня неплохо. Я от скуки учусь на гитаре играть. Олег посоветовал, свою гитару мне отдал. Вот ты играешь на слух, а надо учить аккорды, ноты. Я тебе самоучитель купила, по такому же сама занимаюсь. С аккордами у меня не получается: руки крюки. Ноты зубрю наизусть. Несколько народных песен уже играю. Приходи ко мне, покажу.
- Приду, когда потеплеет. К тебе папа меня не повезёт. Уйду без спроса.

        Короткие свидания были у бабушки со внуками и зимой, когда Павлик забирал Эдика из детсада. У Веры Петровны был абонемент на посещение бассейна, поэтому она часто ездила в этот  микрорайон. Однажды, проходя мимо дерева, на которое любил лазать Эдик она приостановилась, вспомнила мысли князя Андрея Болконского о дубе, и по аналогии поразмышляла о своём.

       Два вяза, сросшиеся в самом начале жизни, разошлись и прогнулись под ударами ветров. Так же разошлась она с мужем. Сначала прогнулся Максим Ильич, потом ей пришлось уйти из своего дома. Рядом стоит крепкое дерево, но, что оно выдержит испытание  временем, Вера Петровна сомневалась. У Андрея  покрывшийся к лету пышной листвой дуб пробудил радость жизни, она же такого оптимизма не испытывала, потому что очень хорошо знала своего зятя.

         Паша приехал к ней в апреле и рассказал откровенно как они живут.
- Зря ты ,бабушка, от нас ушла. Папа с мамой при тебе не ругались, а теперь кричат каждый день друг на друга.  Мне кажется, что мама с тобой скоро помирится.
 -Я же не по своей уехала, твои родители выгнали нас с Олегом.
- Мама не варит, Эдик в садике поест, а я голодный. Утром не ем, не привык, в обед дома ничего нет. Попросил, чтобы денег давали на обед, папа подошёл ко мне, взял за подбородок, покрутил мою голову из стороны в сторону и сказал:"Денег захотел? Иди заработай!" Я стал работать у китайки на рынке. Она иногда мне деньги даёт, а иногда фрукты. Я эти фрукты уже ненавижу.

      Вера Петровна сводила внука в "Золотую птичку" дала денег и отправила домой. Паше всё понравилось.
- Круто у вас здесь, "Золотая птичка" есть, а у нас на рынке только хот-дог можно купить, да беляш.

      Огорчённая Вера Петровна позвонила сыну, рассказала о встрече с Пашей:
- Олег, не знаю что делать.
- Ничего ты не сделаешь. Вспомни, что тебе отец говорил: "От дурных родителей детей не спасёшь". Я в Москве, потом тебе перезвоню.

      Олег перезвонил, рассказал, что они сидели в кафе с Владом и тот слышал весь наш разговор.
- Влад, добрая душа, разволновался, думал как бы помочь. Но нет у нас работы, которую временно мог бы выполнять подросток. Учится в школе, нянчит Эдика и ещё надо зарабатывать! А Ирина куда смотрит?!
- Ирина смотрит Алику в рот. Я как смогу буду поддерживать Пашу.
    
     Утром опять позвонил Олег:
- Мама, я уже дома. Галя вчера родила Диму.
- Поздравляю, Олежка! Я вчера ей звонила с днём рождения поздравить хотела, она не откликнулась. Понимаю, не до того было.         
   
      Ремонт в квартире Олега ещё был не закончен, он привёз сына с женой на временно пустую квартиру друга. Вера Петровна кормила кошку и ходила по магазинам в поисках одежды и обуви на весенне-летний сезон.   
      
      Катя первое время навещала кошку, привозила корм. Потом её интерес к кошке ослаб, Вера Петровна стала сама кормить подопечную и без всякой договорённости  плата за квартиру выросла до восьми тысяч. В сентябре кошка очень похудела, Вера Петровна позвонила Кате. Она завернула кошку в одеяло и бегом в больницу. Вернулась с бутылкой вина, посидели помянули усопшую. Доктор Кате объяснил, что она продлила своей любимице жизнь лет на пять исключительно кормами из пакетиков. Кошки не стало, Катя назвала Вере Петровне новую цену: десять тысяч в месяц.

     Через месяц Олег перевёз семью в квартиру. Бабушка навещала малютку и готовилась к поездке на родину. На встречу с ней опять съехалась вся родня. Вера Петровна откровенно рассказала, как её выгнала собственная дочь. Сёстры ахали, а Марина, дочь Нины, не могла поверить. Она убегала в другую комнату, когда начинали осуждать поступок её любимой сестры.

       Пока Вера Петровна гостила, Олег вывез свои вещи в свою новую квартиру, сваты помогли выбросить мусор, старый линолеум, шкафы и новая хозяйка приступила к ремонту. Валентина Ивановна, мама невестки, работала бухгалтером в строительной фирме. Она посоветовала заключить договор на ремонт с её фирмой, заверяя, что они делают качественно и недорого. Вера Петровна последовала её совету. Пока строители ровняли стены она ходила по магазинам, подбирала керамическую плитку, обои, продумывала, где какие розетки поставить и как в малюсенький санузел втиснут душевую кабину, стиральную машину, раковину и бойлер. Ей приходилось внимательно следить за работой исполнителей. Они были недовольны её придирчивостью, но приходилось с её замечаниями соглашаться. Кухню Вера Петровна отправила на переделку, писала претензию, пришлось угрожать исполнителям  судом.

    Паша оценил её старания:
- Бабушка, сразу видно, что ремонт делали профессионалы.  Папа     начал ремонт в январе, но до сих у меня в комнате лежит куча стружки, инструмент и еще нет дверей.
- Маме твоей не нравился шкаф-купе, который я у себя в комнате сделала. В той тесноте он был необходим. Теперь поди выбросили?
- Папа разобрал его и унёс к себе в гараж. А стенку оставили, мама сказала, что она  дорогая, из настоящего дерева.
- И нишу для холодильника разобрали?
- Нет, там холодильник наш так и стоит. Твой мама подруге отдала. На кухню родители купили уголок. Вместо твоей кровати в зале теперь диван стоит. Обои не меняли.

     Отец устроил Павла в техникум. Учится платно. Свою будущую профессию он назвать бабушке не смог.
- Что-то связано с телевизорами. Не понимаю, что это за специальность. Я хотел в  железнодорожный техникум, но папа был против.
      За суетой Вера Петровна долго не навещала Эдика. Она, как обычно, купила килограмма два шоколадных конфет и пришла в садик. Воспитательница Эдика к ней не пустила и объяснила, что мама ребёнка написала заявление, чтобы его никому кроме неё, отца и брата его не отдавали. Вера Петровна заверила её, что за пределы игровой площадки она с внуком не выйдет. Дети окружили бабушку, наперебой что-то рассказывали, Эдик угощал их конфетами,  потом возмутился:
- У нас в доме ничего сладкого, а вы налетели! Хватит! Бабушка, можно я воспитателей угощу?
- Конечно угости.

       Вера Петровна издалека видела, как одна женщина наклонилась к внуку и что-то говорила. Когда мальчик вернулся, она поинтересовалась:
- Эдик, что у тебя воспитательница спрашивала?
- Это не воспитательница была, а заведующая. Она спросила:"У тебя бабушка хорошая?". Я сказал, что хорошая и она меня к тебе отпустила. Смотри! Пашка идёт!
- Паша, что это за дела? Почему мама написала заявление? Мне едва разрешили встретиться с Эдиком.
- Ты в прошлый раз забрала Эда, он в войнушку с ребятами играл, ты сидела меня ждала. Нашу группу на экскурсию водили в телецентр, я немного задержался.
- Я потому забрала, что Эдик один остался. Воспитательница бурчала, хотела скорее уйти, хоть её рабочий день и не кончился.
- Так вот, Эдька с тех пор как ты уехала, на улице не гуляет ни вечером, ни днём. Только в садике. А тут дорвался, набегался и маме рассказал, что с тобой гулял во дворе. Мама разозлилась. Досталось мне и воспитательнице.
- Дааа, долго будут женщины обсуждать мамину проблему. Хорошо, что тебе мама разрешает со мной общаться.
- А я у неё разрешения не спрашиваю.

       Общалась Вера Петровна со старшим внуком в Контакте и по телефону. Павел часто приезжал к ней на автобусах, один раз с другом приехал на велосипеде,  чем напугал бабушку. Дети ехали  больше десяти километров по улицам с очень оживленным движением! Велосипед, который подарил ему Олег, Паша изучил досконально. Ему совсем было не скучно читать устройство разных велосипедов, марки, назначение. На своем он прыгал на трамплине и смеялся, что бабушка за него переживает, уверял её:
- Прыгать не страшно и не опасно, а весело.

         После второго курса в летние каникулы студент работал продавцом-консультантом в палатке про продаже велосипедов и так хорошо консультировал покупателей, что владелец магазина выписал ему премию. Паша, которого дома считали за дурачка, очень был рад похвале. Потом уже взрослым он признался бабушке, что в это лето родители впервые выгнали его из дома. Им не понравилось как он помыл посуду.

        Жил Павел весело, что не всегда радовало бабушку. Ей позвонила Лидия Александровна:
- Вера, часто вижу Пашу на балконе с друзьями. Курят, пиво пьют. При тебе такого не было бы. Ты поговори с ним, как бы парень по наклонной не покатился.

        Вера Петровна поговорила. Она не поверила уверениям подростка, что всё это неправда, но понимала, что за время коротких встреч переубедить внука не сможет.

      Павел учился плохо. За первый курс все экзамены сдал, второй курс закончил с несколькими неудами. Не смог пересдать экзамены на третье курсе и написал бабушке:
- Я бросил учёбу. Ничего в этих схемах не понимаю, не могу заставить себя учить их. Я решил выучиться на шофёра. В школе ДОСААФ дешевле всего. Дают права категории В, С и водителя бронетранспортёра. У родителей, как всегда, нет денег. Поможешь?

      Бабушка оплатила учёбу, Павел получил права и осенью его забрали в армию. Он устроил себе проводы в армию на деньги, вырученные от продажи гитары и велосипеда. Поддержки от родителей нет, а друзей, с которыми ходил на вписки, предостаточно.

      Что у родителей внуков плохо с деньгами Вера Петровна верила. Она тёплым майским днём пришла в школу навестить Эдика. Мальчик выбежал к ней в резиновых сапогах. Пошли на детскую площадку, внук в этих сапогах кувыркался на турнике. Не очень удобно.
- Эдик, пойдём в магазин, купим тебе туфли.
- Пойдём, только я хочу кроссовки.
Домой счастливый Эдик возвращался в обновке.

        Когда Эдик подрос, он стал водить свою бабушку в беседку в дальнем дворе. Там она угощала его и его друзей, ей было интересно общение с ребятами.

        Однажды он не пошёл с друзьями, а захотел поговорить с Верой Петровной наедине. Они сидели на площадке, где веселились малыши. Эдик заплакал. Вернулся его друг, спросил:
- Ты плачешь:
- Нет, смеюсь. Иди своей дорогой.
- Иди , Денис, нам надо поговорить, - попросила Вера Петровна.

       Внук, глотая слёзы выговаривал бабушке:
- Зачем ты ушла от нас? Для меня было самое счастливое время, когда ты жила с нами. Родители меня не любят, всё время ругаются. Денег нет, папа говорит, что ты посадила нас на кредит. Мама болеет, папа тоже разваливается. Скорей бы Пашка из армии пришёл. Пойдёт на работу, нам легче станет.
- Эдик, я ушла, потому что тесно стало у вас жить. Квартиру твои родители купили за один миллион, это очень дёшево. Она стоит два миллиона шестьсот тысяч. Мы с Олегом подарили вам девятьсот пятьдесят тысяч, потому что доля твоей мамы в стоимости квартиры всего шестьсот пятьдесят  тысяч. Не выдумывай, что тебя родители не любят. Посмотри, какую нарядную курточку тебе мама купила. А вкусняшки, которые они привозят из супермаркета разве не для тебя. Просто у тебя сейчас плохое настроение. Оно пройдёт и ты увидишь, что зря волновался.

      Эдик её выслушал, взял гостинцы и, не простившись, пошёл домой.
Расстроенная бабушка крикнула:
- Эдик, к тебе больше не приходить?!

      Не дождавшись ответа, она тихо пошла к автобусной остановке. Эдик догнал её:
- Приходи.

        Вера Петровна отправила дочери СМС:
- Ирина, я знаю, что тебе на меня наплевать.  Я это выдержу. Но ты подумай об Эдике. У него переходный возраст, нервная система хрупкая, мало ли что он надумает и с собой сделает. Будешь виновата.
       
     Ирина на письмо не ответила и, как показало время, к советам матери не прислушалась.

       Павел вернулся домой в конце ноября. Приехал к бабушке, рассказал о службе, поделился планами на будущее. Солдат дослужился до младшего сержанта, дедовщина была, но вспоминать об этом не хочется. Трудно привыкал к солдатской еде, не хватало сладкого. Папа с мамой навещали часто, потому что часть его стоит в недалеко от города. Отдохнёт месяц, и будет устраиваться на работу.

      Отдыхать пришлось долго. Декабрь, январь не самые благоприятные месяцы для поиска работы. В феврале появились вакансии шоферов, но Пашу не принимали по разным причинам: молод, нет стажа, нет средне-технического образования. Поработал на мойке, приобрёл некоторый опыт, но с деньгами обманули. Просил у  отца денег на небольшой грузовик, чтобы зарабатывать как ИП, но отец пожадничал.
      
     Звонок от Паши:
- Бабушка, ты дома. Я рядом, хочу зайти.
- Заходи.
        За чаем внук рассказал Вере Петровне о семейных новостях.
- Баба, ты знаешь, что родители взяли дальневосточный гектар?
- Мне Таня Хомченко говорила. Пустая затея.
- Они сказали, что для меня коттедж там построят. А меня они спросили? Мне за тридцать километров от города он не нужен. Тогда решили, что разработают и продадут. За пять миллионов.  Мы вчера с папой еле как две грядки вскопали. Мама из машины, не поверишь, даже не вышла.
- Очень даже верю. Когда дед лежал в больнице, твои родители предложили сначала ездить на их огород, поработать, а потом на наш. Я с твоим папой работали, а Ирина сидела в машине. Потом они везли меня на дачу, ты бегал, папа с мамой отдыхали в машине, а я, уже уставшая, пахала на своих грядках. Пришлось отказаться от помощи твоих родителей.
- Слушай дальше. Поработали мы с лопатами и нас скрутило. Спина болит до сих пор. Папа в интернете нашёл подходящий мотоблок и отправил меня покупать. Магазин через две автобусных остановки от тебя. Мотоблок стоит около тридцати тысяч. Лучше бы они мне грузовичок купили.
- Ты прав. Судьба мотоблока - ржаветь у папы в гараже.

      В это лето Максим Ильич звонил особенно часто. Как всегда спрашивал:"Ну, как вы там?", потом рассказывал о себе, о родне и много говорил про политику. Один из таких разговоров прервал звонок от Павла.
- Бабушка, у меня новость! Я поступил в автодорожный техникум! Специальность - строительно-дорожные машины. Он в том районе, где ты на квартире жила.
- Паша, рада за тебя, поздравляю. Зачем так далеко. У вас такой же рядом есть.
- Этот престижней того что в нашем районе. В моём автодорожном преподы поопытней, есть те, что в политехническом преподают. А тот, что рядом с нами, недавно училищем был, там бывшие мастера преподают и техника у них старая.
- Расскажи подробней. Как будешь учиться? Очно, заочно?
- Я пришёл в приёмную комиссию, подал документы главной, она говорит, что может принять меня только на очное отделения, на второй курс. Я говорю:"По фиг. Мне лишь бы учиться". Она позвонила какому-то мужику. Тот начал кричать:" Этот детина или от армии косит, или хочет подешовке у нас права водителя получить. Не будет он учиться, только чьё-то место займёт". Она ему:"Он уже отслужил в армии и права у него есть". Тогда этот мужик говорит:"Бери, но под свою ответственность".
- Паша, а родители тебя учить будут? У них же с деньгами туго.
- Не спрашивал.
- Учись, Паша. Помогу чем смогу.

     Веру Петровну радовало то, что Олег хорошо обеспечивал свою семью. Раза два в год они летали за границу: на море в южные страны,  покататься на лыжах в Альпы.  Любимое место отдыха - Сайпан. В тринадцатом году Олег свозил туда родителей Гали и Веру Петровну. После присоединения Крыма отдыхать на Сайпане было рискованно, стали летать в Таиланд, Вьетнам.

      Максим Ильич знал, что у сына есть деньги. Однажды Олег пригласил мать на ужин, решил угостить её стейком с кровью. Стейк он готовил сам, объясняя сложности прожарки мяса. Галя на тёплом полу играла с Димой, Вера Петровна слушала тихие разговоры, любовалась малышом. Олегу по работе часто звонят в нерабочее время. Позвонили и сейчас. Сын ответил:"Хорошо", - и удивлённо посмотрел на мать.

- Папа звонил, просил занять триста тысяч рублей. Приставы требуют срочно погасить задолженность. Говорит, что отдаст, когда продадут свою трёхкомнатную квартиру.
- Займёшь?
- Займу.

        Вера Петровна не стала говорить сыну почему именно трёхсот тысяч не хватило его папе.

      Квартира была продана, Максим Ильич с семьёй переехал в построенный коттедж, а долг сыну не вернул. Вера Петровна была возмущена и, когда позвонил бывший муж, всё наболевшее ему высказала:
- Ты почему Олегу долг не возвращаешь?
- А что надо?
- Надо. Олег не миллионер. Ты обещал отдать долг, когда продашь квартиру. Выходит обманул? У Олега двое детей. Ты занял деньги,когда Диме и года не было, сейчас ему пять лет, Саше два года. Галя не работает. Тех заработков, что были раньше уже нет. Набрал себе детей, так расти  сам, а не за счёт своего сына.

        Через несколько дней позвонил Олег.
- Мама, хочу на обед к тебе приехать. Покормишь.
- Покормлю. С утра борщ сварила со свиной рулькой. Ещё не остыл.

     За обедом сын рассказывал матери о детях работе, спрашивал, как живут родные. И только, вставая из-за стола, сказал главное:
- Мне папа деньги вернул, сначала двести пятьдесят тысяч выслал, потом ещё пятьдесят. Я уж и не надеялся. Всё-таки вспомнил.
- Я напомнила, потому и вернул. Когда ты покупал однокомнатную квартиру, он  у меня спросил откуда ты деньги взял. Я рассказала, и что триста тысяч тебе дала, тоже сказала. Лиля узнала и засомневалась, что я могла за короткий срок собрать такую сумму. Я не триста тысяч за два года собрала, а добавила к тем, что мы с папой собирали и поделили. Она не представляет, какая у меня зарплата и пенсия. Триста тысяч, якобы, утаённых мною при дележе, они решили у тебя забрать.
- Она бухгалтер, она умеет считать деньги, - вспомнил Олег старый рекламный слоган.

Продолжение: http://proza.ru/2023/05/23/32


Рецензии