Беседы о поэзии, или А не оседлать ли нам Пегаса?

О ПЕГАСЕ И ПАРНАСЕ

Этим эссе приглашаю к разговору о поэзии тех, кто, образно выражаясь,  решил  «оседлать Пегаса». Это крылатое выражение широко вошло в употребление, в том числе,  благодаря  Пушкину, а точнее, его  стихотворению «К другу стихотворцу», фрагмент из которого привожу ниже. Появляется это выражение уже в первой строфе:

Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезёй,
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет.
……………………………………………….
Как рассказывает греческий миф, крылатый конь ПЕГАС возник из крови обезглавленной Персеем МЕДУЗЫ. На нём герой БЕЛЛЕРОФОНТ сражался с ХИМЕРОЙ и амазонками, а когда гора ГЕЛИКОН заслушавшись дивным пением муз, которые жили на ней,  готова была оторваться от земли и подняться к небу, Пегас ударом копыта удержал её от подъёма и одновременно выбил из горы волшебный родник - ГИППОКРЭНА. Считается,  что  из него поэты черпали вдохновение

Чудесное происхождение ключа отражено в его названии: по-гречески «крэнэ» - источник, «гиппос», «иппос» - конь; этот корень встречается  и в ряде других хорошо известных слов, как, например, «ипподром» - место для бега коней, «гиппопотам» - речной конь, Филипп - любитель лошадей.

Так Пегас сделался конём муз, а позже  - конём поэтов, поэтическим символом. Отсюда и возникло образное выражение «оседлать Пегаса», что значит – стать поэтом.
  «Оседлать Пегаса» - не единственное выражение, относящееся к поэтам. В том же значении употребляется и выражение «взобраться/ взойти на Парнас». Парнас, по представлению древних греков, — гора, на которой тоже жили музы. Музы покровительствовали различным видам искусства и наукам. Когда хотят сказать, что к человеку снизошло вдохновение, говорят, что его посетила или к нему слетела муза.
 
Из девяти муз четыре оказывали покровительство различным видам поэзии. Вероятно, поэтому в XVIII веке выражение «взойти на Парнас» стало относиться исключительно к поэтам. Музу лирической поэзии ЕВТЕРПУ сейчас называем редко; наиболее известными остались лишь имена музы трагедии - Мельпомены (о трагиках или любителях трагедии часто говорят «служитель Мельпомены» или «поклонник Мельпомены») и музы танцев - Терпсихоры.
ИТАК, тот, кто оседлал Пегаса  или взошёл на Парнас, -  сделался поэтом.

СТОИТ  ЛИ  ВСЕМ  ПИСАТЬ СТИХИ?

Не сделаю открытия, заметив, что в наши дни наблюдается настоящий бум писательства. Сегодняшнее поэтическое пространство, во многом благодаря доступной Интернет-социализации авторов, сравнимо по своей масштабности с океаном. Как будто  в каждом дворе забил волшебный источник   Гиппокрэна! Складывается впечатление, что людьми овладело какое-то безумное стремление  самовыразиться в стихах, чтобы потом  обнародовать их  в Интернете. Не могла не отозваться в стихотворной форме и я на это явление:

РАЗГОВОР БОГА С ПОЭТОМ
Бог как-то раз  призвал к себе Поэта.
Не потому, что уж пора пришла:
Был у него вопрос, но не было ответа –
Как там внизу с поэзией дела?

Хотел узнать он всё до основанья.
Но самым главным был такой вопрос:
А помнит ли поэт своё призванье
И есть ли нынче на поэтов спрос?

Поэт (он был из тех, каких уж мало)
С тоской во взоре  начал отвечать:
- «Поэтов, Боже, нынче столько стало,
Что их порою некому читать!

Всё потому, что в Интернете всуе
Заговорил стихами вдруг народ,
И каждый  третий бойко публикует
То, что стихами с гордостью зовёт.

Маньяки от поэзии – ей-Богу!
Призвание поэта – звук пустой!
Мостят в сетях к признанию дорогу,
Друг другу «лайки» ставя день-деньской.

Брюзжать поэту, знаю я, негоже.
Но накипело – уж меня прости!
И помоги, прошу тебя, о Боже,
В поэзии порядок навести».

Бог помолчал. Затем промолвил: - «Каюсь,
Не доглядел. Совсем погряз в делах».
Потом достал тетрадь, слегка смущаясь:  -
«Мои стихи! Прошу, пристрой в сетях!».

Шутки шутками, а Интернет просто взрывается от стихов, среди которых, к сожалению, не все хороши.

На конкурсы молодёжной поэзии, в жюри которых  «мне доводилось быть,  подавалось  так много откровенно плохих стихов, что я то и дело задавалась вопросом: Зачем они пишут?!
Но что поделать, если у человека возникает непреодолимое желание сочинять?  Если у него «тянется рука к перу», а стихи получаются не очень…

Лично мне кажется, что любое творчество, связанное с языком и словом,  способствует  РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЗГА, АКТИВИЗАЦИИ И ГИБКОСТИ  МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ  И МНОГИХ ДРУГИХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ МОЗГА. К тому же при желании всегда можно улучшать свои литературные способности и добиваться определённых успехов. Поэтому совсем необязательно бросать своё сочинительское хобби, но и самоуверенно считать, что ты оседлал Пегаса, и спешить делать свои стихи достоянием широкой публики,  тоже не стоит.
Однако, если вы чувствительны к  общественному мнению и, главное,  к критическому мнению судий, уже оседлавших Пегаса,  то нужно быть готовым и к другому, более радикальному, суждению, чем высказанное мной здесь,  по поводу «писать или не писать», а именно:
 
ПЕГАС НЕ ПОДДАЁТСЯ ДРЕССИРОВКЕ —ОН НЕ ОСЁЛ, ЧТО ХОДИТ ЗА МОРКОВКОЙ… (А.Забавина)

Возможно, так оно и есть, но на деле почти каждый человек, занявшийся стихосложением, не желает отказываться от поэтической стези прежде всего потому, что считает себя одарённым, выдающимся, самобытным, оригинальным и проч., и проч.  поэтом. Но чтобы Крылатый конь не сбросил тебя, когда  ты почти уверен, что  оседлал его, не помешает  быть вооружённым  знанием  и о камнях  преткновения, о которых можно споткнуться  на поэтической тропе, и о давно уже выработанных мастерами  правилами, рекомендациями, советами.
Предлагаю начать с основополагающих факторов, иметь и учитывать которые желательно каждому, решившему, что быть поэтом – это его. Первую группу факторов назовём условно «Знание и чувство языка».

 ЗНАНИЕ  И ЧУВСТВО ЯЗЫКА
Почему я ставлю на первое место язык? Да потому, что инструментом деятельности поэта является  не метла, не лопата, не скальпель, а язык. А если ты не владеешь своим инструментом, то ничего хорошего из общения с ним не выйдет. Элементарная  школьная грамотность, знание орфографии и синтаксиса, безусловно, необходимы для пишущего человека. Но это далеко не всё.  Что следует вкладывать в понятие «чувство языка», какие признаки могут указывать на то, что оно у тебя есть?

Вот фрагмент из моего критического отзыва на стихотворение одной девочки с явным нарушением чувства языка:
- Маша, очень важно чётко и грамотно выражать свою мысль. НЕЛЬЗЯ «ПРИТЯГИВАТЬ ЗА УШИ» СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ СОВСЕМ НЕ СОГЛАСУЮТСЯ С ТВОИМ КОММУНИКАТИВНЫМ НАМЕРЕНИЕМ (ЖЕЛАНИЕМ ВЫСКАЗАТЬ ОПРЕДЕЛЁННУЮ МЫСЛЬ), ИСКАЖАЮТ ЕГО,  НЕ СЛЕДУЕТ СОЧЕТАТЬ ЗВУЧНЫЕ  СЛОВА, ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ ТЫ НЕ СОВСЕМ ПОНИМАЕШЬ,  ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ  «ОЧЕНЬ КРАСИВО»,  ИЛИ ПОТОМУ, ЧТО ОНИ УДАЧНО РИФМУЮТСЯ. А В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗНИКАЮТ НЕЛЕПИЦЫ И БЕССМЫСЛИЦЫ! ПОЛНОСТЬЮ ЗАТУМАНИВАЕТСЯ СМЫСЛ, ОТСУТСТВУЕТ ЯСНОСТЬ МЫСЛИ! СТАРАЙСЯ НЕ СМЕШИВАТЬ СЛОВА РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ, НАПРИМЕР,   РАЗГОВОРНЫЙ  - С ВОЗВЫШЕННЫМ, ИЗБЕГАЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УСТАРЕВШИЕ ФОРМЫ СЛОВ.  Изучай значение слова и его  характеристики, пользуясь Толковым словарём русского языка. 
Привожу фрагменты стихов участников молодёжного конкурса «Чернильница» , в которых встречаются упомянутые выше языковые нарушения.

1.В сраженье на ЛЕДОВОМ ЛЬДУ
Мы вместе немца прогоняли.

2.его грудь возвышалась ПРОМЕЖ сотни написанных мною страниц.

3.КУДА НЕТ ОТДЫХА глазам,
Куда нет входа и зрачкам.

4.не знаю, достигну ли я честности и НЕСКОЛЬКО МНИМОЙ истины?
но ЧУЮ одно: я хочу быть той, кто чувствует и живёт,

5.Я виновата В грязном платье,
Которое ЗАПАЧКАЛА ПО ЗАПЯСТЬЕ.

6.Услышав хрипы в телефоне,
Он ЯРО бросил его в пол.

7. Письмо от врача было обУзой
Большим огромным зимнем тузОм
Там говорилось про даму и короля
Про червя в теле оборотнЯ
Трефы в нос что-то бубнЯ
Клеветали на пик и на червя
Я все поняла, но у меня не было, ни короля, ни оборотнЯ
В рукаве было всего три тузА
А за спиной море грУза

8. ему мало ПУСТОТЫ В ЗАПЯСТЬЯХ:
теперь там должны быть любимые пальцы.
ГЛАЗАМ НЕОБХОДИМО НАБЛЮДАТЬ
не только разливы и голубые дали:
а ЯБЛОЧНЫЕ ГЛАЗНИЦЫ РОДНОЙ КРАЛИ

Вам показалось, что здесь всё хорошо?  Значит не всё хорошо у вас с чувством языка.
Язык – это и слова, и словосочетания  (в том числе, идиомы) и  предложения.
Часто непонимание истинного значения слова, варварское нарушение сочетаемости слов, незнание русской фразеологии, но желание использовать ту или иную идиому в стихотворении в новом, усечённом или видоизменённом формате,  приводят к поэтическим казусам сомнительного свойства.
Проиллюстрирую сказанное небольшой выборкой из стихов разных поэтов. Однако, оговорюсь сразу, что  приведённые ниже языковые казусы ещё не повод считать их авторов плохими поэтами. Досадные ошибки могут встретиться и у очень маститых авторов, творчество которых любимо многими:

1.«КОСТЕРИТ своей даме такие сонеты
Вряд ли многие дамы слыхали такое…»

Любой толковый словарь русского языка объяснит вам, что «костерить» значит «ругать», а не  «сочинять», «создавать», «выдавать», как это видится автору цитируемых строк.

2. «И пусть ОБРАТНО на Руси проснутся Муромец и Невский…»

Со словом «обратно» следует обращаться осторожно.   Оно синонимично слову «назад» и сочетается с глаголами действия – прийти, вернуться, возвратиться, прислать.  Но нельзя проснуться  назад! Мы видим, что автор стихотворения ошибочно приписывает слову  «обратно» чуждое ему значение  - «снова», «вновь».

3. «И город весь РАСХРИСТАН В ПУХ И ПРАХ…»
На первый взгляд, строчка может показаться оригинальной поэтической находкой поэта, который очеловечивает город, с помощью глагола «расхристан», применяемого к людям, и  известного фразеологизма   «в пух и прах».  Но человека с хорошей языковой компетенцией и развитым чувством языка эта словесная комбинация сразу насторожит. И понятно почему. Устойчивое словосочетание «в пух и прах» приравнивается по значению к слову «совсем» и  имеет очень высокую степень усилительности. Однако в отличие от слова «совсем», семантический диапазон  его употребления  чётко ограничен значениями, приобретёнными им  ТОЛЬКО в  ДВУХ ВИДАХ словосочетаний типа: «разодет в пух и прах» (богато, броско одет) и  «разбит, раскритикован, разнесён в пух и прах».   
Выражение «РАСХРИСТАН в пух и прах» не относится ни к одному, ни к другому типу. Более того:  расхристан – одет неряшливо, в распахнутую или в разорванную одежду -  в сочетании с «в пух и прах»  воспринимается абсолютно нелепо!

Чувство языка можно развить только «погружаясь в язык». Способствует этому чтение в большом объёме хорошей прозы и поэзии, работа с различными словарями – толковыми, фразеологическими, синонимическими и другими. Интересно, что изучение иностранного языка помогает глубже проникнуть в нюансы родного, особенно в процессе переводческой работы.


 ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛУХ  и  МУЗЫКА СЛОВА

Подобно тому, как музыкант должен непременно обладать музыкальным слухом, так и поэт должен иметь ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
В архитектонике стиха множество компонентов, игнорирование и неумение поэтом «слышать» которых, чревато тем, что стихотворение перестаёт быть таковым.  Ритм, стихотворный размер/метр, количество стоп, рифма, тип чередования рифм, каденция, строфа, рефрен, синтаксические и лексические повторы, аллитерация, ассонанс – это те особенности, которые, безусловно, являются доминантами «музыкальности» стихотворения. Не случайно, поэтому,  появление в ПОЭТИКЕ (науке о структурных формах художественного произведения) такого термина, как МУЗЫКА СЛОВА, под которым понимается ритмическое строение стиха, которое в соединении с его  фонетической организацией и выразительной интонацией определяет его плавное и гармоническое звучание. 

Особая расстановка слов, ускорение или замедление ритма, умелое использование звукоизобразительной лексики  позволят автору, имеющему чуткое ухо и поэтическую интуицию, передать мельчайшие нюансы «настроения» своего произведения. И если читатель «улавливает» это настроение, то это уже победа.
В моих рассуждениях о «музыке слова» мне видится ответ на заявление в сетях одной очень юной, но активной стихосложительницы о том, что не  стоит придерживаться существующих  классических поэтических  норм и законов:  ведь главное – это выразить свои чувства и ощущения. Что тут сказать: когда-то и Пушкина призывали «сбросить с парохода современности» (манифест кубофутуристов «Пощёчина общественному мнению»).
Убеждать девочку в обратном я не стала, поскольку не видела смысла, тем более, что ни чувств, ни ощущений в её «творениях» не обнаружилось – так, набор декларативных и всем известных истин.

Кстати, многие начинающие, чтобы избежать использования классических  норм поэтики, соблюдать которые и непросто,  и, как им кажется,  не оригинально, начинают прибегать к таким разновидностям поэзии, как верлибр, белый стих, вольный стих. Но, увы! -  работа над ними часто требует еще больших усилий, точности и мастерства. Нельзя ритмически выбившуюся строку просто так объявить авторской причудой, сказать: Я ТАК ВИЖУ! и так всё и оставить. Ведь иной раз на фразу  Я ТАК ВИЖУ, хочется возразить: А не посетить ли Вам окулиста, мой друг?

Чуть выше я упомянула такое понятие, как поэтическая интуиция. Это то, что дано поэту от рождения, как, например, человеку даётся  «врождённая грамотность». У одного поэта  поэтическая интуиция присутствует в большей степени, у другого в меньшей – но быть она должна обязательно. Именно благодаря ей поэт чувствует любую шероховатость в своём произведении и  из ста вариантов выбирает верный, именно благодаря ей он ощущает эстетический запрос читателя  и может предугадать его реакцию на своё произведение. Многие поэты, не владея основами стихосложения, создавали замечательные стихи, отвечающие самым строгим правилам поэтического искусства, только благодаря поэтической интуиции.

Чуткое ухо поэта  отчётливо слышит  ритмический рисунок  стихотворного размера,  даже тогда, когда он не очень силён в определении его названий:  ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
ОДНАКО только самые талантливые люди могут обойтись без элементарных правил теории стихосложения. А большинство поэтов начинают осваивать эти правила  с самого детства, не осознавая это:  всё благодаря чтению и заучиванию стихов поэтов-классиков. Но, если ты всерьёз решил оседлать Пегаса, то   просто обязан изучать пособия и учебники по стихосложению, поэтические словари, статьи и исследования известных литературоведов, таких, например, как Ю.М. Лотман. И, конечно, много  ценного о поэтическом творчестве и языке можно почерпнуть из статей и заметок А.С.Пушкина.

Не все, возможно, знают такое красивое слово, как «эвфония». Однако к  стихотворению и созданию его «музыкальности» оно имеет прямое отношение. С греческого оно переводится, как благозвучие. Одним из основных эвфонических приёмов в поэзии является РИФМА.  Кроме того рифма играет в стихотворении связующую роль, заставляет строки, выражающие одну мысль, держаться вместе.

 Владимир Маяковский, рифма которого занимает особое место в технике русского стиха, в статье «Как делать стихи?» так писал об этом:  «Я ВСЕГДА СТАВЛЮ САМОЕ ХАРАКТЕРНОЕ СЛОВО В КОНЦЕ СТРОКИ И ДОСТАЮ ДЛЯ НЕГО РИФМУ ВО ЧТО БЫ ТО НЕ СТАЛО. В РЕЗУЛЬТАТЕ МОЯ РИФМОВКА ВСЕГДА НЕОБЫЧНА И УЖ ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ ДО МЕНЯ НЕ УПОТРЕБЛЯЛАСЬ, И В СЛОВАРЕ РИФМ ЕЁ НЕТ. РИФМА СВЯЗЫВАЕТ СТРОКИ, ПОЭТОМУ ЕЁ МАТЕРИАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕЩЁ КРЕПЧЕ, ЧЕМ МАТЕРИАЛ, ПОШЕДШИЙ НА ДРУГИЕ СТРОКИ».

Исчерпывающая характеристика рифмы, не правда ли? К тому же яркое напоминание поэту о том, что по качеству рифмы можно судить о мастерстве и индивидуальности поэта. Вот лишь несколько примеров из уникальных рифм Маяковского:
«Могилы глубятся, Нету ДНА ТАМ. /Кажется, рухну с помоста ДНЕЙ.
/ Я душу над пропостью натянул каНАТОМ, /жонглируя словами, закачался наД НЕЙ.»;
 «Забуду год, день, число./Запрусь одинокий с листом буМАГИ Я./ Творись, просветлённых страданием слов/ нечеловечья МАГИЯ!»;

 О рифме можно говорить много. Напомню лишь, что под  рифмой понимается повтор отдельных звуков или отдельных звуковых комплексов, связывающих окончания двух или нескольких строк.  В рифме могут повторяться отдельные звуки (морозы - розы), слова (молот - молод)  -  и тогда это простая рифма,  а также группы слов (без отсрочки – от строчки; скалам бурым – с каламбуром; до ста расти - старости)  -  и тогда это составная рифма.

 Рифмы подразделяются также на «точные» и «неточные».  Пример точной рифмы:  Евгений – гений; полн – волн.

Неточная рифма (диссонансы - несовпадение согласных звуков и ассонансы  - несовпадение гласных звуков): распят – паспорт; звёздами – розданы. И хотя неточные рифмы встречаются и у классиков поэтического слова, начинающим поэтам следует обращаться с ними очень осторожно и лучше избегать вовсе.
Есть целый ряд рифм, которые в среде опытных авторов считаются «избитыми», «тривиальными». Например: «любовь – кровь – вновь», «розы – слезы, морозы», «туман – обман»,  «мне – себе» и другие. 
Не приветствуются и  глагольные рифмы. Например, «придёт – найдёт», «читать – знать». Такие рифмы, как правило, не свидетельствуют об особых усилиях поэта сделать свой стих  лучше. И всё же глагольные рифмы можно использовать: даже классики ими не брезговали. У Пушкина, например: 

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать.

Однако стоит не злоупотреблять глагольными рифмами и особенно избегать рифмовать однокоренные  глаголы  (пришёл - ушёл).

Ещё замечено, что  начинающие поэты частенько употребляют РИФМОИДЫ – слова, отдалённо напоминающие друг друга по звучанию. Россия стойкость проявляла/И не сдавалась НИКОГДА. К победе глаз свой обращала/Тесня надменного ВРАГА!

О  РИФМАХ ПУШКИНА
 Восхищаясь поэзией А.С.Пушкина,  едва ли многие задавались вопросом,  какие рифмы предпочитал поэт.  Если целенаправленно исследовать его поэзию в этом направлении, то  можно выявить некоторую закономерность в его выборе типов рифм.
Во-первых трудно не заметить, что он рифмовал слова так, чтобы у рифмующихся слов полностью совпадали окончания. И, как правило,  его существительные или прилагательные,  используемые в рифмах, стояли в одном и том же падеже:
«бедНЫЙ – бледНЫЙ», но не «беднЫЙ – бледнЫМ – как мы нередко позволяем себе сегодня.

Чаще всего Пушкин рифмовал между собой слова, относящиеся к одним и тем же частям речи: «ложный – осторожный», «обольститель – хранитель», «вздыхаю – страдаю», «поражённый – обнажённый», «ревнив – ленив»,  «безнадежно - нежно» и т.п.

Рифмовал поэт и слова, относящиеся к разным частям речи.  Однако в таких случаях  у них непременно  совпадали окончания: То робостью, то ревностью томИМ…./Как дай вам бог любимой быть другИМ.

Порой Пушкин всё же позволял себе отступить от этих правил, но можно с уверенностью сказать, что не было у него рифм, в которых не совпадали бы окончания, проглатывались бы целые слоги, как  это бывает у детей, которым требуется логопед, или у людей с дефектом речи. Однако, читая стихи современных поэтов, начинаешь думать, что напрасно не существует профессии «поэтический логопед».  Печально, что многими теперь подобные  рифмы объявляются  авангардными и оригинальными.
 Вот лишь некоторые РИФМЫ «НЕПУШКИНА», которые также принадлежат конкурсантам «Чернильницы»: ПРИЧИН  - ХРАНИМ. БОЛЬ – ЛЮБОВЬ. НА ОСКОЛКИ - С ПОЛА. ПОБЕДЫ - СОСЕДЯМ.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
Определённый акустический эффект придают  стихотворению  различные фонетические приёмы. Благодаря звукам строчки могут «звенеть», «рокотать», «ласкать слух» и прочее. Секреты звуков раскрывает наука ЗВУКОСЕМАНТИКА, познакомиться с которой полезно каждому поэту. Но сейчас хочется упомянуть  одно досадное свойство звуков, приводящее к  нарушению  гармонии звучания. Дерзну привести в качестве примера ещё один случай из знакомого нам стихотворения Пушкина, обращённое к другу Аристу:
…За лаврами спешишь опасною стезёй,
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

«И с строгой…» -  не правда ли: «С СТР…» режет ухо и заставляет спотыкаться язык. Но великодушно простим эту малую погрешность  гению!
А вот другой пример из современной поэзии показывает, что небрежное отношение  к отдельным звукосочетаниям  в двух смежных словах может вызвать менее безобидный эффект: «Наш дедушка Павел НАС РАНО оставил…». Вот вам почти хрестоматий пример лексико-фонетической неблагозвучности. У автора же цитируемой строчки явно «хромает» поэтический слух. А вот пример из той же серии, и принадлежит он тоже конкусантке «Чернильницы»: «И БУМ эмоций перерастает в пустоту».
 Комментарии излишни.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ, МЕТАЛОГИЯ
Касаясь проблем стихосложения, на которые начинающим поэтам следует обратить внимание,   нельзя обойти стороной вопрос МЕТАЛОГИИ (греч.: «через слово») – употребления в поэтическом  произведении  слов и выражений в «переносном», «образном» значении и смысле, когда в арсенале поэта присутствует много тропов и других «металогических структур». Чаще других  используются такие из них, как сравнение, метафора, метонимия, эпитет, гипербола, оксюморон, параллелизм и  некоторые другие.

Замечу, что  многие начинающие современные поэтов с удовольствием прибегают к поэтическим образам.
К сожалению, во многих стихотворениях юных авторов фигурируют уже хорошо всем известные, «заезжанные» образы-штампы, типа «глубокая, как океан,  любовь»  или вот такое:

Она сидела у окна,И вытирала слезы.Она теперь была одна,Как одинокая роза.

Или это:
А счастье даже в одной розе,
В одном мгновении весны,
И как румянец на морозе,
Горит огонь моей мечты.

Однако встречаются  образы, удивляющие своей оригинальностью, и именно благодаря им определяется глубина  восприятия стихотворения. Ценно, что эти образы надолго остаются в памяти – они «работают»!  Захотелось подтвердить эту мысль   стихотворением молодой поэтессы Цукановой Натальи из Нижнего Новгорода, которое было прислано нам два года назад на конкурс молодёжной поэзии «Зелёное яблоко»:

НЕОСТЫВАЮЩАЯ ЗВЕЗДА

"мама мыла рому,шумного мальчика с россыпью солнц-веснушек.во дворе падали сбитые дождем спелые вишни.соседская собака лаяла на смешную лягушку,меркуриевый чай остывал в алюминиевой кружке.рома смотрел на деревья вокруг большие,лунную пыль тревожили проезжающие машины.и дома — словно кометы, воздухом пойманные за хвост...

через четыре лета рома пойдет в первый класс.затем научится читать книги о том, как Гагарин все земное и смертное отвергает.через пятнадцать зим,за первой школой, спрятавшись от холода в магазин,одетый в нелепый свитер,рома будет ждать девочку с глазами Аэлиты.она не придет.а через годему в руки дадут пулемет.на дворе девяносто четвертый —рассчитайтесь-ка на солдат и мёртвых.марсианское небо в дыму ночномзаменит беззвёздный вакуум чечни,на расстоянии выстрела он сравнимс горизонтом событий.— ты представляешь, я видел,как Циолковского привязали к танкуи по грязи волокли,что они сделали с нами, мама?я чувствую, как во мнепроснулись все реки моей земли!мама мыла рому.и никак не могла вымыть из него, неживого,свинец войны.мама мыла рому,мальчика, превратившегося в неостывающую звезду,как половина мальчиков нашей страны".

По-моему, это яркий пример того, как в условиях отхождения от метрики традиционного рифмованного стихотворения с постоянным количеством стоп и слогов в строке, автору удалось не только создать собственный интонационный контур свободного стиха, но и гармонично наполнить его выразительными образами и словами, каждое из которых оказалось к месту.
И не случайно, наверно, приходит на ум высказывание Марины Цветаевой: «В поэзии важна суть, и только новая суть диктует новую форму».
 
И вот здесь самое время вспомнить о верлибрах -  форме, так любимой в молодёжном поэтическом пространстве.

ВЕРЛИБРЫ
"Верлибр“ буквально - свободный стих, кто-то называет его  «ВОЛЬНОСЛОВИЕМ, освобождённым от ига поэтических приёмов эстетизации».  С таким названием я  согласилась бы лишь частично. Вот «ВОЛЬНОСТОПИЕ» - это, другое дело. Возможно, именно это слово больше подходит для обозначения того жанра, в  рамках которого и экспериментируют сейчас любители «верлибра», который, кстати,  уже давно не имеет ничего общего с тем, что  обозначал этот термин,  впервые вошедший  у нас в употребление с переводом стихов Поля Верхарна. 

Велико желание отнести некоторые образцы современного верлибра к прозе. Другие же явно тяготеют к поэзии.
На поэзию верлибр становится похож при попытке использования метрических форм и рифмы, а на прозу - при отсутствии рифмы  и плохо прослеживающейся интонационной основы, КОГДА ПОЧТИ ИСЧЕЗАЕТ ЛЮБАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РИТМИЧЕСКОГО ЧЕРЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ СТОП.  Сейчас чаще встречается второе. Отсюда и  предлагаемое  название для такого рода творчества -  «ВОЛЬНОСТОПИЕ».

Вот ещё некоторые мнения о современном верлибре:
«Верлибру легче  обойтись без декоративности поэзии, широко использовать интуитивное и  абсурдное»  - мнение не моё! Согласилась бы с этим лишь частично, исходя из примеров, с которыми приходится сталкиваться. 

 «Верлибр - аудиожанр, опасный соперник поэзии» – мнение не моё. С тем, что это АУДИОЖАНР я, пожалуй, соглашусь. Ведь в печатном виде все огрехи большинства стихов, претендующих на этот жанр, так заметны! А вот  если со сцены, да ещё с присущей современной творческой молодёжи аффектацией (артистизм – это другое!) – то очень даже и ничего!

«Писать верлибры, чтобы убежать от проблем с рифмой и ритмом – ПЛОХАЯ ЗАТЕЯ. Верлибры требуют не просто владения ими, а умения творить новый интонационный рисунок, который по плечу не каждому, даже опытному, поэту» – мнение моё!

«БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ», ИЛИ  БЕЗЖИЗНЕННОЕ, МНИМО МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НОВАТОРСТВО

У одной моей хорошей знакомой, известной поэтессы,  для характеристики такого рода  изысков существует  ёмкое выражение «Бред сивой кобылы». Грубовато, но частенько соответствует истине. И в качестве примера  привожу стихотворение  с  набором образов ради самих образов. 

Солнце холодом бьёт в лицо,Ветром сильным жужжа над пожаром.Это зИма над моим крыльцомПролетает воздушным шаром.Не согреть мне бетонных стен.Не зажечь мне огня в камине.Даже град купидоновых стрелЗахлебнётся в морской пучине.В небе выстрелов звёздная рать!В сердце сны, золотые дали.Я на землю пришёл сгоратьДля любви под лучом медали.

Почему-то  тривиальными по  содержанию и вычурными по форме образами у начинающих поэтов особенно страдает любовная лирика.  Не сомневаюсь даже, что приведённое ниже стихотворение одного начинающего стихотворца может прийтись по вкусу юным любителям «чёрной мелодрамы», но мне оно представляется интересным лишь последней строчкой, которая действительно может стать крылатой для определения последствий дурновкусия, загоняющего современную поэзию в гроб. Именно этой строчкой,  исходя из текста, название ему дала я.

В ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛОЖУСЬ Я  ГРОБ…

 Мне грустно так, что сердце комкается с каждым вдохом.
Ты,
 Равнодушно сжигая сердечный комок, также мои сжигаешь  Мечты.  Мучительно душишь меня ты своим равнодушием.  Знаешь,  Вешаешь на нежную шею петлю лицемерия, с трупом  Играешь.  Словно сатана, решил изжарить душу твой эгоистичный  Смех.  Сгоревшая внутри чистейшая любовь в конечном счете порождает  Грех.  Со слезами из глазниц вытекли красные глаза.  И вот,  С безднами вместо глаз о твое безразличие я протыкаю  Живот.  Течет по кинжалу, капает на пол поэтический  Троп.  Истерзанная и убитая, в литературный ложусь я  Гроб.

ШАПКИ-НЕВИДИМКИ
Осветить  многогранные проблемы, связанные  с искусством поэтического творчества, едва ли возможно вообще. Об этом написаны тома. В этом же разговоре мне хотелось затронуть лишь некоторые моменты, которые для большинства опытных поэтов лежат на поверхности, а для начинающих не видны – они как будто шапки невидимки надели. Вот и захотелось снять шапки хоть с части из них.  О том, удалось ли мне это  сделать, судите по двум предыдущим частям, которые легко найдёте  на моей странице

А в конце, извлекая суть из сказанного, хотелось бы дать несколько конкретных советов всем  пытающимся подступиться к  своенравному Пегасу:
- пишите  только тогда, когда не можете не писать;

- никогда не пишите о том, о чём имеете слабое представление, и что, по сути, не волнует вас;
 
- для начала выбирайте для стихов близкие и понятные вам темы: о природе, о животных, о первых чувствах; однако для выражения своих мыслей, ощущений, впечатлений и выводов   об обычных вещах,  ищите  новые, небанальные, но искренние слова и образы – придайте обыденному «прелесть новизны».  В стихотворении обязательно должна быть душа, ну или хотя бы изюминка.

-  помните, что ясность изложения – важнейшая составляющая  поэтики (поэтического искусства):  не затуманивайте мысль  расплывчатыми, сомнительными образами.

- избегайте декларативности и банальной информативности в стихах о любви к возлюбленному, к родителям, к родине:    для поэзии  важен не факт, что вы любите кого-то, а  какими новыми, только вашими, словами и ассоциациями, вы передадите вашу любовь. То же касается и пылких признаний,  подробных описаний степени вашей любви,  чувств и предмета обожания с помощью избитых сравнений, эпитетов, метафор. 
Как в этом ярком примере:

Посвящение
Моё счастливое видение,
Мой яркий сказочный обман,
Души свободное падение,
Глухой загадочный туман.

Как лунный свет в ночи бессонной
Ведёшь меня по морю грёз.
С тобой я стала отвлечённой
От сложной жизни, боли, слёз.

Ты стал моим вторым дыханьем,
Пришёл прогнать печаль мою.
Ты главным стал моим желаньем.
Как сильно я тебя люблю!

-  обратившись к гражданско-патриотическай теме, в том числе, к теме  войны, старайтесь отойти от штампов, которых существует великое множество. Сначала отыщите в себе струны, которые затрагивают  в вашей душе   эти темы, и только  потом попытайтесь  заставить их звучать, но по-своему, иначе, чем у других.  Фальшь, вымученность  и неискренность в такого рода  стихах особенно заметны, а незнание реалий  того времени вызывают порой смех:

…Раненый солдат выкурил последнюю сигару
И надел свой тёмный, грязный плащ.

 
- если никак не получается найти хорошую рифму, не довольствуйтесь плохой – откажитесь от злополучной  строки, перестройте всю фразу или даже строфу. Будьте  придирчивы и требовательны к себе.
- чтобы быть уверенным, что ни одна строчка не выбивается у вас из заданного стихотворного размера, считайте количество ударных и безударных слогов: в рифмующихся строках они должны совпадать. Можно отбивать такт ногой. Обращайте внимание, чтобы в рифмующихся строчках совпадал тип рифм:  мужская, с ударением на последнем слоге,  или женская, с ударением на предпоследнем слоге. 

- читайте стихи других поэтов, учитесь у них, но не пытайтесь повторить их -  ищите свой индивидуальный стиль!!! Через поэзию, как мне кажется, передаётся даже психотип автора: его темперамент,   хрупкость или твёрдость характера, сдержанность или порывистость, любовь к упорядочению мыслей или их разбросанность,  а иногда и неуравновешенность характера и психики.
Попробуйте спроецировать стихи на личность их авторов, например Маяковского, Цветаевой, Есенина и других. Разве  индивидуальная поэтика каждого их них не раскрывает ли в них то для нас,  о чём я только что говорила?  А ВЫ, ДРУЗЬЯ, СПОСОБНЫ СОЗДАТЬ СВОЁ ПОЭТИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО, НЕ ПРИСТРАИВАЯСЬ К ТЕМ, ГДЕ ОТРАЖЕНИЯ, УВЫ, НЕ ВАШИ?

- НЕ ОБОЛЬЩАЙТЕСЬ ВОСТОРЖЕННЫМИ ОТКЛИКАМИ НА ВАШЕ СТИХОТВОРЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ. По-возможности, покажите свои стихи опытному поэту и отнеситесь к его замечаниям и советам конструктивно – без обид и отторжения критики.

ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА -  они также взяты из стихов конкурсантов «Чернильницы». Наряду с другими примерами мы анализировали их вместе с участниками «Поэтической лаборатории». Попробуйте и вы, друзья стать литературными критиками!

1.
…Душа поэта СПЛОШЬ МГНОВЕННА
Душа поэта, нить тонка.
ЗАХОД В ЛЮБИМОЕ ЗАВЕДЕНИЕ,
ЧТОБЫ НАПИТЬСЯ ТАМ СПОЛНА.
2.
…Свежий ветер бежит по Великой,
Нападая на сонный простор…
От мотивов ЭЛЕГИИ ДИКОЙ
Остаётся тяжёлый укор.
3.
Парк прекрасен, нет сомненья,
Много раз я тут была
Хоть бы испытать забвенье,
Чтобы быть тут КАК СПЕРВА!
4.
Ужасный вечер за окном.
Я жду и ЖДУ ВСЁ НЕ О ТОМ.
Писать мне нечего, прости,
Я храбрость потеряла по пути.
5.
Мы будем силой и своим напором
Давить СУГУБОЙ ТАКТИКОЙ врага:
Стрелять, душить, глушить затвором,
И НА ЖИВУЮ ГРЫЗТЬ ДО КОСТЯКА!

А вот автор следующего фрагмента на протяжении всего стихотворения использует приём, известный как АНЖАБЕМАН или проще – ПЕРЕНОС. Один из излюбленных приёмов Марины Цветаевой. И здесь важно синтаксическую интонацию подстроить под поэтическую ритмику. Марине Цветаевой это удавалось.  А вот как с нашим автором? Попробуйте продекламировать этот отрывок, и вы поймёте сами. Рифма здесь, кстати, оставляет желать лучшего

И слышу, как кто-то зовёт меня
ЗА СОБОЙ. Вспоминаю что это моя
ЗВЕЗДА, что сияет за небом моим
ДАВНО. И в сердце играет гимн.

Ещё я предложила  участникам Поэтической лаборатории на обсуждение стихотворение, которое из множества,  присланных на конкурс, показалось мне интересным:
 
КАЙ
Разморозить сердце Кая,
К Божьим ангелам воззвав?
«Я тебя не отпускаю!
Околдованный - не прав.

За тобой пройду полмира.
Я ни капли не боюсь!
Победителем турнира
Стать не может жалкий трус.

Заползает холод в душу,
Ветер нервы леденит.
Боже мой, какая стужа!»
Снег блестит, как фианит.

Ледяной дворец искрится.
Тяжкий вздох. И шаг вперёд.
Только маленького принца
Герда больше не найдёт.

Кай.  - Из Кая вырос Каин.
Чем заглушишь боль и грусть?
«Отпускаешь?» «Отпускаю...
Но, пока жива, молюсь».
По-моему, участники лаборатории смогли по достоинству оценить и лёгкость ритмики стихотворения, и изысканность лексики, и оригинальные аллюзии, вызывающие  неожиданные ассоциации и параллели, и эффектную, но в то же время поражающую простотой выражения сути всего стихотворения,  концовку.

А совсем в конце нашей встречи предложила я ребятам стихотворение, не назвав его автора, и захотела услышать их мнение о нём.  Предлагаю его и вам, друзья:

Летят они, - написанные наспех
Горячие от горечи и  нег.
Между любовью и любовью рАспят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
И слышу я, что где-то в мире – грозы,
Что амазонок копья блещут вновь…
А я – пера не удержу! Две розы
Сердечную мне высосали кровь.

Стихотворение ребятам понравилось. Но и кое-какие огрехи они в нём нашли – рифму, например, не точную «наспех – рАспят». Кто-то сказал о банальной рифме: «вновь – кровь».  Что ж, у Марины Цветаевой (а это её стихотворение!) рифмы частенько «хромали». И тут я вспомнила  Джорджа Оруэлла,  сформулировавшего пять знаменитых языковых правил для писателей.  В шестом правиле он провозгласил: «Нарушай любое из них, чтобы сказать что-то значительное». 
Но для этого надо быть ЦВЕТАЕВОЙ!


Рецензии