Яблоневый сад

День выдался солнечным и тёплым. И к тому же стояло безветрие, так что воздух сохранял переданную солнцем теплоту. Вдобавок сегодня выходной, никуда не надо, спешить некуда. Разумеется, Денис, простой деревенский парнишка, воспользовался этим, вышел прогуляться по самой деревне и по её окрестностям.
Чем ближе полдень, тем сильнее накалялся воздух, становилось жарче. Уж и пот со лба проступает, по спине начинает течь. Очень пить охота, а воды, как назло, нету. И спросить её не у кого: в деревне кто заснул, а кто и вовсе куда-то делся, ищи-свищи его.
Слава богу, выход нашёлся. Неподалёку от заброшенного, наполовину разрушенного склада рос пышный яблоневый сад. Его посадили здесь лет через десять после войны, и за много лет он разросся, будто сосновая роща после пожара. За этим садом усердно ухаживали местные жители, из которых на сегодняшний день, увы, осталась только горстка стариков, ещё могущих держать в руках инструменты. Но всё же яблоки в том саду растут отменные; сладкие, как мёд, сочные настолько, что любую жажду утолят, а сами они размером чуть ли не с кулак взрослого мужчины. Как местным удалось вырастить такие, известно только им.
Дойдя до того сада, Денис сорвал несколько яблок и наелся ими. Наевшись, залёг под одну из яблонь отдохнуть. Не заметил, как расслабился и уснул.
Вдруг он почувствовал, что кто-то его легонько хлопает по щеке. Денис проснулся, видит пред собой подростка в кепке. Изумившись сему, он поднялся, огляделся вокруг. А вокруг всё то же самое, вот только вместо деревьев Денис увидел людей различных возрастов и национальностей. Не на шутку озадачился парень: только что кругом деревья росли, а теперь нате, здрасьте, люди появились, не пойми, откуда.
- А вы кто? – спросил он не без робости.
Окружившие его люди лишь добродушно улыбнулись в ответ.
- Вы откуда? – спросил Денис уже уверенней.
В ответ люди протянули ему каждый по яблоку.
- Не понял.
С этой фразой к нему подошла старшеклассница в больших очках, встала возле него да тонкую свою ручонку ему тянет. Да, она помогла Денису встать.
Но это было не всё.
Пособив парню, старшеклассница поманила его за собой, и они пошли по тому, что должно было быть садом, пока тот не сменился вдруг темнотой. Денис не понимал, куда ведёт его старшеклассница и зачем, однако покорно следовал за ней, будто преданная овчарка следует за пограничником.
Вдруг она остановилась, да пальцем показывает куда-то в сторону. Там Денис на месте родной деревни увидел большое, но старое кирпичное здание, не то завод, не то склад взрывчатки. Только главным оказалось не само здание, а совсем иное. Перед Денисом одна за одной пронеслись картины различного содержания, но с одним смыслом. Денис увидел толпу вооружённых солдат-фашистов, среди которых – нескольких офицеров СС, и людей, тех самых, что встретили его на месте яблоневого сада. Несчастных немцы пытали, морили голодом, всячески издевались над ними, а затем, вдоволь насладившись их страданиями, силком загоняли толпы обессилевших узников в печи, где и сжигали заживо. От этого всего у Дениса мурашки по коже пробежались; сердце его в груди ёкало так, что оно было готово в любой момент выскочить, будто пружина из старых часов. У парня задёргался один глаз, им овладел ужас, да такой, что он готов убежать на край света. Но нет, этого не случилось; вместо того, чтобы дать дёру, Денис, прижав руки к губам, произнёс:
- Уж-жасс!!!
Даже голоса своего не узнал.
Завод исчез из виду, а старшеклассница снова поманила Дениса за собой, и тот покорно пошёл.
Он не успел отойти от увиденного, как водившая его старшеклассница привела ещё в одно место, да вновь показала пальцем в сторону. Перед Денисом открылась поляна, куда немцы получившийся пепел сбрасывали прямо на землю, вытоптанную сапогами да продавленную техникой. Спустя же годы на этой земле трава выросла, зелёная и очень сочная.
Поляна исчезла во тьме, а старшеклассница вновь повела за собой Дениса. На третьей же их остановке она показала парню ту же саму поляну, но, спустя годы, преображённую до неузнаваемости. Траву на ней скосили да на корм скоту, а там, где можно было копать, бригада крестьян посадила яблони; как всё закончили, возвели вокруг ограду да сторожей приставили.
Денис понял, что показала ему старшеклассница. Те люди, которые его встретили на месте того сада, включая и саму старшеклассницу, - никто иные, как души людей, которых ещё в войну со всех поселений ссылали в концлагеря, мучили всеми утверждёнными вермахтом способами, а затем сжигали. Ради устрашения ли, ради показной порки ли – непонятно. Зато понятно, что потом этот пепел выгребали из печей, вывозили подальше от концлагерей и бросали на землю, где его со временем уминали дождь, снег да звери дикие. А, спустя годы, в это место и люди пришли да разбили здесь яблоневый сад, который и поныне стоит в родной деревне Дениса. Что же коснулось душ сожжённых узников, так они вселились в те посаженные яблони, и теперь занимаются благородным делом – угощают яблоками всех, кто к ним зайдёт. Вот почему яблоки из этого сада такие сладкие и сочные.
Распрощавшись с душами сожжённых узников, Денис проснулся. Вокруг себя он снова увидел деревья вместо людей, да деревню вместо показанных старшеклассницей ужасов.
… Год спустя, Денис снова наведался в тот сад. Вернее, прихромал на одной ноге: осенью того же года, когда он во сне повстречал души сожжённых узников концлагерей, он отправился по грибы, но напоролся на брошенный фашистами ящик с минами, часть из которых те разбросали, спасаясь от партизан. Его еле спасли, но Денис остался без ноги.
Он принёс в яблоневый сад каравай, который затем положил на землю. И ещё свечей на нём зажёг, дабы помянуть души тех узников.
Побыл в саду Денис несколько часов, а затем, поклонившись, побрёл обратно.
Когда он покинул сад, яблони зашумели. Где-то в глубине души Денис радовался: для него это был верный знак того, что души узников приняли его благодарность.

Март 2022


Рецензии