Павел пятый

(Павел в центре, я в нижнем ряду слева, пионерка, фото нашей молодости)

Да, есть в нашей семье такой. По счету он пятый среди детей, а я шестая, последышек. Про своего братца я уже несколько раз упоминала в своём повествовании, но вот вплотную добралась и до него. Хвалебных песен ему можно петь и петь. Я не могу представить, когда слышу, как в других семьях жалуются на то, что, мол, с братом не общаемся совсем, это, по-моему, ужасно. Конечно, я понимаю, если брат выпивоха, или уродился недобрым человеком, как с таким общаться, Спаси Бог, это не про моего братца. Умный, добрый, начитанный, способный, образованный и всеми уважаемый человек - такой наш Павел. Когда Павел окончил учиться во втором институте, я написала ему стихи, в которых по-доброму завидовала ему, даже не представляя, что Бог мне тоже предоставит возможность получить высшее образование. Кроме как Божьим промыслом я это событие не могу назвать, потому что закончила я университет в пятьдесят лет. Но вернемся к брату:

Дорогой мой брат, тебя уж не назвать,
Ни Паша, ни Павлуша и ни Павлик,
Язык не повернётся так сказать…
Когда-то улетел ты из гнезда,
Как тот не оперившийся журавлик.
Учился, постигал тогда азы,
Мы были рады всем твоим наукам,
Но думать о такой вот высоте
Никто не мог, такие вот, брат, штуки.
Никто из нас не смог преодолеть
Вершину ту, что кличут институтом,
Не потому, что не было ума,
А просто, так сложилось почему-то,
Не позволяла жизнь достичь высот,
Хотя. Сказать по правде, я хотела,
Прожить такой же вот водоворот,
Когда душа уж расстается с телом,
И, кажется, что не преодолеть…
Так трудно и немножко лень учиться,
Тебе пришлось такое претерпеть,
Своей же силе воли подчиниться.
И вот такой на этот день финал,
Аж три диплома за свои науки.
Спасибо Тане, я недеюсь, ты сказал,
Ведь и её здесь труд, её здесь муки.
Все маленькие детки и они,
Доставили немало ей хлопот,
Ещё спасибо Гале за те дни,
Конечно за её долю забот.
Нет, не учить тебя я вежливо хочу,
Я только констатирую тот факт,
Что ты везучий, а ещё скажу,
Что брат наш – малый вовсе не дурак.
И то отрадно мне и радостно, что всё же,
Упрямства было вам не занимать.
И пусть вы стали нынче не моложе,
Пусть седина прокралась, всё же стать,
Ещё присутствует, вы молоды и в силе,
И я желаю вам подольше так держать,
Ещё привет я шлю и бабушке Людмиле,
А Николаичу хочу сказать:
Спасибо за ту травку, за тот мох,
Мне помогла она, и я вам благодарна.
За сим, заканчиваю я свой скверный слог.
С Днём Ангела, мой брат!
Ведь, кажется, недавно, мы были босоногою шпаной,
В пыли и босиком, сбивали пальцы, пятки,
Теперь наверно дети ваши все, гурьбой,
Играют в салочки и прятки.
Они растут, законы бытия,
Ещё раз, и ещё раз утверждая,
Стихи писала я, сестра твоя,
С Днем ангела сердечно поздравляя!
09.05.1993 года

БРАТУ ПАВЛУ В ЧЕСТЬ ЗОЛОТОГО ЮБИЛЕЯ!
Золотая середина! Вот и ты её достиг!
Нет, ещё, брат, не вершина, далеко ещё тот миг.
Но, имея передышку, вот сегодня, вот сейчас,
Мы с тобой, как на привале, вспомним прошлое не раз.
Дружно сделаем отметку, подтвердим – да, середина!
Но, однако, скажем честно, далеко, брат до вершины.
К слову, надо нам заметить, что в пути ты не согнулся,
Шёл вперед, всё выше, выше, вот сегодня, оглянувшись,
Что увидишь там, внизу? Детство, юношество, зрелось!
В том родном Карасуке, (ты прости мне мою смелость),
Вылез в жизнь мальчуган, вылез, смотрит, всюду праздник!
В половодье, в ветрюган, родился ещё проказник.
И, хотя тебе далёко до Володиных проказ,
О твоём напомнить детстве нам хотелось бы сейчас.
В воспитании твоём принимали все участье:
Кто на солнце закалял, кто в музшколу направлял,
Кто в поездке дальней, дивной, «вкусной» шишкой угощал.
Одна сестра отцу «сдавала», одна – на службу провожала,
Ещё сказать бы сестре Томе о встречах в том родимом доме.
Ты помнишь «шумовой оркестр»? Бутылки, балалайка вместе,
Гармошка, ложки и баян, а в центре Павел – оркестрант.
Да, играли тогда знатно. Вновь повеяло родным.
 Вспомнить нам о том приятно. Всеми нами ты любим,
За способности, за ласку, чуткость, нежность, доброту,
Мы сегодня претворили в жизнь давнюю мечту.
Собрались на юбилей! Что сказать, брат? Не старей!
Так держись, душой крепись, впереди большая жизнь!
Закаляйся в бане, в ванне, и на даче, и на крыше,
И по жизни, сын Брославских, ты иди вперед и выше.
Будь здоровым, будь счастливым, на работе и в семье,
Будь ты нужным и любимым, и удачливым в судьбе!
Пусть полоски на «тельняшке» жизни больше будут белы.
Поздравляем! Поздравляем! Будь здоров душой и телом!
09.05.1998 года

На солнце закалял маленького Павлика его любимый старший брат Володя. Мама работала в поле, а Володя должен был сидеть возле маленького Павлика и держать зонтик, заслоняя его от солнца. Но, когда мама кинулась к малышу, он уже был весь в волдырях от солнечных ожогов, ведь зонтик почему-то больше заслонял Володину голову.
Как Галя водила Павлика поступать в музыкальную школу, я уже писала в главе «Наша Галя», а вот как сестра Маша угощала его шишками, это отдельная история. Маша работала на железной дороге, и у неё был бесплатный проезд в период очередного отпуска. Она поехала в город Новокузнецк и взяла с собой Павлика. Уж где он там просил у неё купить ему шишку с орешками, не знаю, только когда они приехали, история про шишку смешила всех ещё долго. Щелкнув брата по лбу, она быстро прекратила его приставания, заключив сурово: «Вот тебе шишка!». 
О том, что я «сдавала» его отцу, когда он, с пацанами, забирался в папин сад за ещё зелёными яблочками, я не помню, только с его слов. Он всегда со смехом рассказывал, что есть эти «залепухи» я тоже была горазда, но папе потом докладывала все же, кто зеленые ещё яблочки рвал без спросу.

ПЕСНЯ
Мы не станем больше говорить, поздравленья все уже сказали,
В заключенье песню подарить дружно мы решили в этом зале.
В День Победы мама родила, в день весенний, этот праздник мая,
Отложили дома все дела, с юбилеем брата поздравляем.

Припев:
И на маму, и на папу и на нас чуть-чуть похожий,
Нежный добрый и красивый, и, конечно, строен тоже,
Любят взрослые и дети, любит вся тебя родня,
Потому-то брат наш Павел, мы поем здесь для тебя.

Много дней прошло с тех пор и лет. Был танкистом и работал в школе,
Но решил семейный ваш совет: Не хватает знаний тебе боле…
Видно добрая твоя судьба, не дала тебе остановиться,
Испытание преподнесла, а потом продолжил ты учиться.
Припев:
В этот день родные и друзья собрались, чтоб юбилей отметить,
Пусть во всём, что лучшее в тебе, на тебя похожи будут дети.
Пусть ещё на много-много лет ваша жизнь семейная продлится,
И хотя бы через много лет наша встреча снова повторится.
Припев:
09.05.1998 года

А в 2008 году мы вновь у моего брата Павла на юбилее, только теперь уже ему шестьдесят лет и стихи другие:

Как пенсионер пенсионеру, скажу я так тебе – не верю,
Что не хватает на всё сил, не соглашусь, и не проси.
Ты молод и красив, и весел, твой дом для внуков уже тесен,
Вот дачу всё же не достроил, и много прочих разных дел,
И, хотя выглядишь героем, да и момент не этих тем,
Но, факт, есть факт, слагаться рано,
На стульчике не отсидеться, когда жизнь требует вертеться.
Вот и крутись, мой друг хороший, чтобы всегда водились «гроши»,
Чтобы текла вода из крана, везде, где ты и постоянно,
Чтоб хлеб всегда был пропеченный, огурчик круто посоленный,
И разная иная снедь, чтобы всегда хотелось петь,
И пой повсюду во всё горло, прости Иуду, коль приперло,
А за одно, прости нас всех, тебя мы любим, есть в том грех.
К тебе спешим издалека и легкая твоя рука
Всегда протянута навстречу, наш брат, отец и дед, под вечер,
Коль притомился, здесь присядь, смотри, какая благодать,
Какой ваш дом, какая баня, недаром твой внучонок Ваня
Тебе сказал тогда – гуляй! В том истина, ты это знай.
Взирай на Матушку-Природу и на заката красоту,
Встречай восходы в огороде и воплощай свою мечту.
Сибирского тебе здоровья, и исполнения желаний.
Нет, не дежурное то слово, пенсионер ты ещё ранний,
Судьба к тебе всё ж благосклонна, за то её благодари, и за былое не кори.
Не властны нам законы свыше, хоть стой на самой жизни крыше,
Всего нам в жизни не понять, приходится лишь так принять.
А потому, за нашу встречу, за торжество, пенсионер!
И за чудесный этот вечер! Где твой стакан, кажи пример!

9 мая 2008 года

Новый, 2010-й год мы с мужем встречали на Севере, где прожили у сына с невесткой более четырех месяцев. Холод, полярные ночи, всё это было интересно, ощутить на себе 50-ти градусные морозы, и при этом жить, дышать, идти в магазин или к внучке в школу, казалось, что это всё во сне, честное слово. Вот оттуда и написаны моему братику эти шутливые строки:
            ***
Ты лети, лети, ветер северный, ты лети, лети, ветер к югу.
Понеси привет брату моему, ты поздравь его на досуге.
А досуг тот наш, он для всех один, Новым годом он называется,
Как начнётся в ночь, тридцать первого, лишь к тринадцати дней кончается.
Новый год придёт, счастье принесёт, счастье новое, непочатое,
А под ёлкою всех подарки ждут, под красивою, под лапчатою.
Кому семечек, кому денежек,  да всем счастья воз Дед Мороз принёс,
А тебе, мой брат, для твоих внучат, и для всех детей, ещё сто рублей,
Дед Мороз принёс со снегурочкой, мог бы больше дать, эта дурочка,
Девкой доброю, лишь прикинулась и на деньги твои поразинулась.
Брат, меня прости, ведь не в деньгах чет, и за то тебе целый год почёт,
Да любовь, да мир год тигриный даст, А ещё мы все выпьем здесь за Вас.
За здоровье всех и  за Ваш успех, да во здравие Православия!!!
22.12.2009 года

У Павла всего пятеро детей, а внуков пусть он сам считает. Улыбаюсь. Недавно, в этом 2023 году  его пригласили куда-то, точно не скажу, отметить его 30- летие работы в Культуре города Новосибирска и Новосибирской области.  На пенсию он ушёл с поста начальника Отдела Департамента науки, инноваций, информации и связи  Администрации Новосибирской области. Он заслуженный пенсионер республиканского значения.  Помогает  детям управляться с внуками, водить их в различные секции и школы, в детские сады.  Все дети и внуки окружают его тёплой любовью и теплотой.
 
Ура! Есть дед, который в школу, пришёл, чтоб внука проводить.
Вот это дед! Он просто «клёвый». Ну, как такого не любить?
* * *
О! Дед лихой. Держитесь, дети! Нет вас счастливее на свете.
* * *
Вот и опять вернулась на эту страничку, чтобы добавить стихи, посвященные Учителю с большой буквы, Вилену Ивановичу Устинову, который открыл в нашем родном Карасуке детскую музыкальную школу. В ней немного училась и я, учился мой брат Павел, который,  после окончания музыкального училища в городе Павлодаре, некоторое время тоже был директором этой школы, после ухода Вилена Ивановича на заслуженный отдых. Их дружба продолжается и до сих пор. В этом 2013 году Вилену Ивановичу исполнилось 90 лет. Павел приезжал к нему на праздник, а я написала такие стихи:
     ВИЛЕНУ ИВАНОВИЧУ УСТИНОВУ 90 ЛЕТ!
Дорогой Вилен Иваныч, золотой мой человек!
Ты Учитель с большой буквы, и прожил – почти что век!
В единении с Природой, в единении с семьёй,
Жаль, жена – стихи и проза, рано вышла на покой.
Но, подруга-то, какая! И красавица, и мама!
Вы под стать были друг другу, видно Бог вмешался прямо,
Дал Катюшеньку в супруги, как подарок, лучший самый.
Доченьки потом родились, и Лариса, и Наташа,
Тоже, право, отличились, не было девчонок краше.
А теперь, семья большая, внуки, правнуки растут,
Господи, тебя я славлю, предоставил встречу тут,
На земле красивой, дивной, здесь, в родном Карасуке,
Девяносто отмечаем, будто ношу в рюкзаке.
Если высыпать сегодня, годы, что прожил ты славно,
 Сколько же всего случилось, тут и лично, и державно!
На войне своё прошел, ну, а в мирном деле,
Прожил очень  хорошо и добился цели.
Школу музыки открыл, нас учил наукам,
Главное, в Душе творил радость, вот так штука -
С этой радостью в Душе мы идём по жизни.
С Днём рождения, ВИЛЕН! Славный сын Отчизны!
                Твой ученик, твой последователь, Павел Брославский

г. Карасук                06.03.2013 года

Именно благодаря этому славному человеку,  Устинову В.И., теперь уже Светлая Память ему, Павел окончил детскую музыкальную школу в городе Карасуке Новосибирской области, затем музыкальное училище в городе Павлодаре. Позднее уже два института.
Павел со своей семьёй выстроил отличный дом на даче, в городе Новосибирске, всё у него, тьфу, тьфу, тьфу ладно и правильно в Жизни.  Дети берут его с собой в поездки по стране и за границу, и даже моя дочь сумела вывезти нас с братом в Европу,  мы объездили много мест в Италии, были в Париже, в Лувре., компания составляла семь человек, и это было тоже символично, СЕМЬ Я.
 
В этой миниатюре нет, возможно, каких-то  важных семейных событий, они отражены на других страницах моей Прозы. Здесь лишь приветствие в честь семидесятипятилетия моего брата Павла, собранные поздравления и зарисовки, отражающие нашу Жизнь, нашу семью.

15.10.2020
ДОБРЫЕ ВЕСТИ
Звоню я брату,  про здоровье
Узнать, и как идёт там Жизнь,
Всё хорошо - он мне, с любовью,
И ты, сестрёнка, там, держись,
Мол, не приеду к юбилею,
Ковид чего-то замутил,
Опять народ кругом болеет,
Так надоело, нету сил!
Давай обрадую, сестрёнка,
Квартиру дети прикупили,
Вот это да! Такою новью,
Меня вы радостно сразили!
Пусть малая, зато своя!
Ведь не было у вас жилья!
Да, жили, дружно, рядом с папой,
Своё ведь нужно! Тихой сапой,
На первый взнос вы наскребли -
Я радуюсь за вас, вдали!
Ведь кто вокруг не понимает,
Что выше счастья не бывает!
Своё жильё! - жильё своё!
Вот это счастье! Ё моё...
В такие нынче времена,
Когда "болеет" вся страна,
На юбилей уже не жду,
Испытуя в вестях нужду,
В хороших, - получаю, вот,
Отличную! Какой компот!
Ребята, радуюсь, однако,
Вы молодцы!  Смотрю двояко:
Жильё отдельное, всё ж, есть!
Спасибо, брат, тебе за весть!
Пусть процветают, в каждый угол,
Хотя с подарком как-то туго,
Поставьте от меня цветы!
Купи, братишка, детям ты!
А может и чего нужнее,
Ведро, кастрюльку... Чародеи!
Порадовали! Молодцы!
Мы все, и матери, отцы,
Всё понимаем, нет на свете,
Мечты  сей лучше: - в счастье  дети!
Живите хорошо, ребята!
Пусть прибавляется зарплата!
Пусть подрастают ваши дети,
Вас поздравляем, все на свете!
И радуемся все за вас!
Андрей, Полина! В добрый час!

Сегодня в школе у Аленки был праздник прощание с букварём! Наш Дедушка в главной роли

Слагал Букварь всем добрые слова!
Букварь при чтении для всех нас голова!
Теперь владеем славным волшебством!
Читать все любим, в мире книг живём!
И в роли Букваря чудесный дед,
Любовью окружающих согреет,
И сам спешит он ею поделиться,
Пусть его время, Букваря, подольше длится!
[10:37, 5.3.2019] Полина Дроздецкая Брославская: молодец т. Томочка. Спасибо

Незнайка сочинял про паклю-рваклю,
Я, видно, хорошо Букварь учила,
Теперь про всё одна лишь  пакля-рвакля,
Но, рада, что спасибо получила!
***
9 МАЯ Косте и Павлу

Нанизывая даты и года,
Не навсегда осталась молода!
Да, Слава Богу! Были времена,
Когда у нас была одна страна!
Теперь... И пусть! Хоть как нас назови, -
Родные мы! Родные по крови!
Не в яви, но встречаемся мы всё же,
В такие даты - сердцу нет дороже!
Твой день Рождения сегодня, Константин!
И нет для праздника,
Важнее нет причин,
Поздравить и тебя, и дядю Пашу,
Ведь двое оказались в семье нашей!
Два именинника! Такое торжество!
Сочту за чудо, и какое волшебство,
И радуюсь, и поздравляю здесь:
Спасибо Вам обоим, что Вы есть!
Мои родные! Будьте же здоровы!
Пусть время обновится маем новым,
И станет лучше, и придёт рассвет,
Какого ещё не было и нет!
Будь счастлива у каждого семья!
Вас поздравляют вся Родня и я!
***
Поздравление выше написано и для нашего племянника Константина,  сына брата Володи, которого тоже «угораздило» родиться 9 МАЯ.
***
Мой брат был в армии танкист!
А в Жизни он есть коммунист!
Не разбираясь очень,
В любые дни и ночи,
Он - коммунист!
Я им горжусь!
И пусть иное время! Пусть!
Не переделать! Не сломать!
В любое время устоять
Нам надо. Надо? Устоим!
Наш Род - Он непоколебим!
Уходят. Да. Вздыхаем.
Сдвигаемся. Крепчаем!
Недаром, ДЕНЬ ПОБЕДЫ - ТВОЙ!
Ты нам пример! Ты наш Герой!
И в этот праздник боевой,
Пусть Мир цветёт над головой!
Мы шлём тебе свою любовь!
Почувствуй! Прибавляя сил,
Ты, мысленно, над головой,
Свой тост себе провозгласи:
За наш народ! Его устои!
(Нет, это слово не простое),
Порою детям не понять, как выжили,
И что сказать, нам есть всегда!
На том стоим!
Павлуша! Да! Ты мной любим!
Для нас ты Павел пятый!
И будь таким всегда ты:
Здоровым, умным и задорным!
Сказать об этом не зазорно,
Не хвастаясь: А мы такие!
И что для нас слова людские!
Друг друга любим! Дорожим!
Отец и дядя! Ты любим!
Ты брат и дед! Судьбе за честь
сказать спасибо, Что ты есть! ;
09.05.2019

Стихи для дяди Паши прислал ему племянник Сергей из Экибастуза, молодец!

Твой день рожденья нынче, дядя Паша!
Тобой всегда был восхищён.
Взрослел на твой пример я глядя.
Мужской характер твой силён.
Ты в жизни испытал такое –
Не пожелаешь никому.
Но не был сломлен и собою
Остался вопреки всему.
С тобою мы, любимый дядя,
Близки – водой не разольёшь.
Своей семьи прекрасной ради,
Я знаю, горы ты свернёшь.
Пускай здоровье не подводит,
Все исполняются мечты,
Чтоб в жизни пёстром хороводе
Нам улыбался чаще ты.
Себя считаю нынче вправе,
Словами Пушкина сказать:
«Мой дядя самых честных правил»!
Позволь поздравить и обнять
09.05.2019

БРАТУ ПАВЛУ ЛЮБИМОМУ                Стихи тебя я не писала, что были, больно хороши, на Юбилей не «прискакала», в год Лошади. От всей Души, кто мог, к тебе сейчас приехал, кто любит, и для сердца мил. В делах всегда тебе успехов, и чтоб на всё хватило сил! С ЮБИЛЕЕМ, ДОРОГОЙ БРАТИШКА!   

9 МАЯ 2023 ГОДА

               


Рецензии
Прекрасно! Радостно читать о таких теплых взаимоотношениях и чувствах друг к другу в семье. И пусть будет так всегда!
С уважением и теплом,

Людмила Нор-Аревян   08.01.2024 19:19     Заявить о нарушении
Благодарствую, Людмила...

Тамара Брославская-Погорелова   08.01.2024 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.