Тяжелая артиллерия 11-й

Большинство читателей, увидев такой заголовок этого произведения, могут подумать, что в нем речь пойдет об артиллерии больших калибров и 11-армии, правда, неизвестно какой страны. Но они ошибаются. 11-я — это номер городской больницы в городе Хабаровске, а под тяжелой артиллерией я понимаю трех ветеранов этой больницы, которые приложили много сил, чтобы сформировать и воспитать большой, свыше 2-х тысяч сотрудников, коллектив медицинских работников этой больницы, которая ныне носит название краевой клинической больницы имени Г.Л.Александровича.  И эти люди — Бацунова Екатерина Даниловна, Трипелец Любовь Никитична и Премет Нонна Августовна. 

Они стояли у историков зарождения этой больницы, которая поначалу считалась медико-санитарной частью теплоэлектроцентрали № 1 в Хабаровске.  Это уже потом она вначале получила статус городской больницы, а затем получила прибавку «клиническая», потому что в ней открылись две кафедры Хабаровского медицинского института — кафедра хирургии, заведующий профессор Григорий Леонтьевич Александрович, и кафедра терапии, заведующий профессор Алексей Михайлович Сарванов.  И больница стала одной из кузниц медицинских кадров для всего Дальнего Востока.

Я с детских лет жил летом у бабушки с дедушкой в пригороде Хабаровска во время школьных каникул.  И впервые узнал о существовании 11-й больницы, когда заболел мой родной дядя, всего на год старше меня. Именно я тогда вместе со своей мамой поехал навестить его в больнице, располагавшейся в районе пользующейся дурной славой «Пятой площадки». К этому времени мне уже поведали, что условия пребывания в больнице не очень хорошие, в палатах много больных, да и в коридорах лежат больные, но зато медицинский персонал в больнице самый лучший в городе. Да и вокруг больницы большой парк, где выздоравливающие в теплое время года охотно гуляют. Но вот добраться до больницы большая проблема, трамвай туда не ходит, а редкие автобусы часто стоят у переезда через Транссибирскую железнодорожную магистраль. Все это я увидел своими глазами в июле 1964 года.  Именно с осени этого года больница стали клинической, в ней появились две кафедры медицинского института. А на следующий год я сам стал студентом этого института, но занятия по хирургии и терапии у нас, студентов лечебного факультета,  в этой больнице не проходили, в ней занимались студенты педиатрического факультета.

У меня немало написано о здравоохранении Хабаровского края. В том числе и о родной для меня больнице, в которой я начал работать в «гражданском» здравоохранении после трех лет службы в военно-морском флоте по распределению Хабаровского медицинского института. Вот моя заметка о том, как организовалась больница, её славный путь с середины прошлого века. http://proza.ru/2018/08/01/393 

Написал я и о первом главным враче больницы Екатерине Даниловне Бацуновой.   http://proza.ru/2017/06/09/247.
 
Есть у меня материал об одном из корифеев хирургии на Дальнем Востоке профессоре Григории Леонтьевиче Александровиче. http://proza.ru/2017/09/22/1356, и о кафедре терапии на базе больницы, которую долго возглавлял профессор Алексей Михайлович  Сарванов. http://proza.ru/2020/06/30/446

Со всеми этими людьми я контактировал и как рядовой врач-рентгенолог,  потом как заведующий рентгеновским отделением больницы, и как парторг огромного коллектива медицинских работников.

Этому коллективу повезло, что во главе его с самого зарождения медицинского учреждения стояли три преданных своему делу женщины, которые долгие годы не только руководили многопрофильной больницей, но и были верными подругами, единомышленниками.  И если читатель может узнать о Екатерине Даниловне Бацуновой в той заметке, на которую я дал ссылку, то о её подругах Любовь Никитичне Трипелец и Нонне Августовне Премет я хочу поведать более подробно, чем написано в заметке о больнице.

Я не знаю многое из долгого жизненного пути врача-терапевта и организатора здравоохранения  высшей квалификационной категории Трипелец во многом из-за того, что она возглавляла амбулаторно-поликлиническую службу  больницы, а я работал в стационаре, да и не была членом КПСС.  Но тем не менее, она откликалась на все мои просьбы как парторга больницы участвовать при рассмотрении вопросов амбулаторно-поликлинической службы в больнице. А это была огромная работа. Две территориальные поликлиники и одна, работа которой была организована по производственному принципу, свыше 30 здравпунктов и две медсанчасти на промышленных предприятиях огромного, около 200 тысяч жителей, Индустриального района города.   И вся эта работа ложилась на плечи этой женщины, тогда еще совсем молодой. Правда, и медицинская сеть росла вместе со взрослением Любовь Никитичны. И для всех медицинских работников амбулаторного звена больницы она была и мудрым руководителем, наставником, учителем.  Причем для всех — и заведующих поликлиниками и отделениями в поликлиниках, и участковых врачей, врачей-специалистов узкого профиля, медицинских сестре и санитарок, другого обслуживающего персонала амбулаторно-поликлинической службы больницы.  Она готовила себе и смену, ведь работать в преклонном возрасте — это значит не так активно участвовать во всех сторонах жизни коллектива и своих подчиненных.

Одной их тех, кого Любовь Никитична наставляла как молодого руководителя, была Лариса Степановна Шетенко, ставшая вначале заведующей поликлиникой, а затем и заведующей отделом здравоохранения Хабаровского горисполкома.  Её в должности заведующей поликлиникой сменила еще одна ученица Трипелец, Антонина Ивановна Жданкина.  А когда эта поликлиника, располагавшаяся в первом этаже жилого дома, переехала в построенное по типовому проекту 5-этажное здание поликлиники, в неё влился коллектив взрослой поликлиники 9-й больницы, травматологический пункт, и тогда заведующей стала Надежда Ивановна Камелина.  А Трипелец, к этому времени достигшую пенсионного возраста, сменила моя сокурсница Галина Автономовна Левицкая, еще одна ученица Любовь Никитичны.

Но став пенсионеркой, Трипелец продолжала работать в больнице, принимала активное участие в работе совета наставников, который возглавляла Бацунова, и считающийся  лучшим в Индустриальном районе.  Как и новый главный врач больницы Людмила Николаевна Яковлева, сменившая Бацунову, так и все парторги больницы — Иосиф Самуилович Гриншпун, (заведующий стоматологической поликлиникой больницы),  Нина Петровна Елисеева (участковый врач поликлиники), и я, который стал парторгом в 1977 году, еще будучи рядовым врачом-рентгенологом, начинали свою работу еще при Бацуновой, Трипелец и Премет.

В  1977 году была принята новая Конституция СССР, в которой появилась статья 6, ставящая перед первичными партийными организациями задачу участия не только в общественной жизни, но и в производственной.  И тогда я мог с полным основанием привлекать к работе и пользоваться советами всех сотрудников больницы, в первую очередь опытных руководителей, таких, как Любовь Никитична. 

Но частенько её включали в состав различных комиссий отдела здравоохранения горисполкома, ведь заведующая отделом Шетенко прекрасно знала деловые качества Трипелец. Впрочем, как и второй героини моего повествования  Нонны Августовны Премет, которая было заместителем главного врача по врачебно-трудовой экспертизе.  Это только на первый взгляд кажется, что тут такого — выписать больничный лист работающему человеку.  На самом деле в  этом так много нюансов, которые надо учитывать, поэтому так много выявляется ошибок при выписке больничных листов, т. е. листов о временной нетрудоспособности  работающего человека. И все эти нюансы знала Нонна Августовна и часто на врачебных планерках указывала на ошибки врачей. Поэтому я её не только уважали среди медицинских работников города, но и откровенно побаивались. Ведь наказанием за неправильно выписанный лист могло быть и такое, как оплата его за счет врача.

Несмотря на уже солидный возраст, эти руководители были во главе общественной жизни  больницы, непременными участниками демонстраций на центральной площади города, и возглавляли колонну медицинских работников Индустриального района. На фотографии, которую я разместил на заставке, они рядом с транспарантом медработников района. И колонна медработников всегда была многочисленной, украшена транспарантами, знаменами, цветами. Конечно, особенно красиво она выглядела на 1 мая, потому что 7 ноября в Хабаровске уже прохладно и цветы могли быть только бумажные.  А коль в рядах демонстрантов есть руководители, то и рядовые сотрудники просто обязаны не отставать от них.

И Бацунова, и Трипелец, и Премет жили в одном микрорайоне ТЭЦ, где они получили квартиры. Все это было в пределах пешей досягаемости, поэтому они  пролетарские праздники отмечали в одной компании. Однажды Екатерина Даниловна, с которой мы после её ухода не пенсию работали в одном рентгеновском отделении, и она была моим заместителем в партийной организации, пригласила меня к себе в гости в такой праздник. Мне было приятно оказаться в одной компании с уважаемыми мной коллегами, воспитанными в лучших традициях советской власти.  Мне это напомнило застолье у моих родителей, учителей, в учительской компании в 50-60-е годы.  Никто не напивался, все были веселые, пели застольные песни.

У нас была очень большая разница в возрасте, но и они ценили мои деловые качества, и я их уважал.  Когда травмпункт нашей больницы перевели в поликлинику Южного микрорайона,  Екатерине Даниловне, которая была нем врачом-рентгенологом, стало тяжелое ездить на работу, и она окончательно ушла на пенсию. А вот её подруги еще какое-то время работали. Но в начале 1986 года я перешел на работу в краевую больницу на должность главного рентгенолога края, и мои тесные контакты с коллегами прекратились. Но когда я уже стал первым заместителем начальника управления здравоохранения администрации края, мне сообщили, что Бацунова умерла. Я присутствовал на похоронах и поминальном обеде.  Были там и её подруги Любовь Никитична и Нонна Августовна. Они сказали очень теплые слова о своей многолетней подруге и старшем товарище. Обе они уже не работали, были пенсионерками.

Потом началось лихолетье 90-х годов и многие контакты порушились. Жить стало тяжело, а временами и невыносимо. Потом я ушел с государевой службы в частный бизнес, а затем вообще уехал из Хабаровска в Сибирь.  Но несколько лет назад среди моих виртуальных друзей на сайте «Одноклассники» появилась женщина по фамилии  Трипелец. Мы связались с ней и я узнал, что она невестка Любовь Никитичны, что её свекровь еще жива, несмотря на преклонный, уже за 90 лет, возраст. Я попросил передать от меня привет Любовь Никитичне, если она меня помнит. Оказалось, помнит, и даже просила передать ответный привет.

Вот какие кадры были в советское время, особенно в послевоенные годы. Известный в стране продюсер телевизионных передач Пименов в одной из передач высказал свое мнение о том, что именно это поколение  25-30-летних молодых людей, многие из которых воевали, так быстро восстановили страну после той разрухи, которую принесла война. И хотя Хабаровск далеко от линии фронта, но и он требовал своего развития. Именно в это время началось строительство ТЭЦ-1, которая до сих пор обеспечивает теплом половину огромного города. А оказание медицинской помощи строителям ТЭЦ, а потом эксплутационникам, легло на плечи этих 30-летних молодых женщин — Бацуновой, Трипелец, Премет. И они прекрасно справились с этой задачей, под их руководством строители завершили возведение зданий вначале медсанчасти, потом стационара, обеспечили медицинским оборудованием, набрали и воспитали врачей, средний и младший медицинских персонал, который заслуженно считался одним из лучших в городе, регулярно признавался победителем социалистического соревнования в Хабаровске.  И я благодарен судьбе, что именно в этом коллективе начал проходить университеты врача и организатора здравоохранения.


Рецензии