Лебединая верность

Все мы наслышаны о «лебединой верности» воспетой еще давным-давно композитором Евгением Мартыновым, но в моем рассказе речь пойдет не о лебедях, а совершенно о другой птице.

Рябчик. Среди охотников и просто любителей, к которым отношусь и я, бытует мнение, что рябчик птица глупая. Гурманы и повара скажут, что мясо у них пресное, без должного навару, хоть и нежное. Но мне кажется, что тут все дело в правильной готовке. Не даром ведь еще Маяковский назвал рябчиков «буржуйской пищей», а они, буржуи, надо сказать толк в еде маяли.

Рябчик. Нет, птица она совершенно не глупая, скорее доверчивая, да и слишком любопытная. Так уж получилось, что рос я в таежной деревни, отец был охотником-любителем, да и мне это было на роду написано. С раннего детства бегал я со своим ружьишком (одностволкой 28 калибра) за рябчиками. И тоже считал их птицей глупой, ведь водились они почти сразу за огородами и всегда подпускали на выстрел. А если еще и в манок посвистеть, так вообще слетались к тебе чуть ли не под ноги.

Уже намного позже, когда вырос и уехал в далёкий, от малой Родины город, любовь к охоте не угасла, и я нет-нет, да и сбегаю в лесок, пострелять рябчиков. Со временем я стал чуть ли не экспертом по их повадкам. Много было в моей практике забавных и интересных случаев, связанных с их добычей, хватит, пожалуй, на целый номер журнала про охоту. Но сейчас я хочу рассказать о другом случае, сильно меня озадачившем и изменившим моё отношение к рябчикам.

А произошло это в самом конце прошлого века. На большой мари, что протянулась на километра три, за нашим дачным обществом, в граничащем с густым лесом околке, жили рябчики. Точнее сказать два рябчика, а если быть еще точным, то самец с самкой. Жили они там несколько лет. Я это знаю так как на мари росла клюква и большие поляны голубичника. Через эту марь пролегала тропа по которой я часто ходил. А в добавок ко всему, в самом конце мари, в березняке было много белых грибов. Это я к тому что в своё время знал там каждое «грибное» местечко.

И каждый раз как я проходил мимо околка на мари, всегда из-под ног взлетал рябчик и устремлялся в его густые заросли или перелетал через примыкающий к нему и росший в ряд мелкий ельник, на соседнюю небольшую марь или как у нас ласково называют – марюшку. Следом за ним устремлялась туда и самка.

Если это было летом, то можно было поднять и целый выводок рябчиков. Но летом как известно охота запрещена и мне приходилось лишь вздрагивать от внезапно взлетевшей, крупной птицы прямо из-под ног. А осенью выводок разбредался по всей необъемной мари и пойди потопчи их по кочкам да местами заболоченной мари.

 Что касается парочки рябчиков, то как-то все было не до них, пока однажды не зашел на соседние дачи к своему родному дяде.

Он не был заядлым охотником, да и вообще охотником в понимании этого слова но, как и все настоящие Дальневосточники живущие рядом с тайгой, где медведь не такая уж редкость, ружьишко имел. Так вот, порешал я у него свои дела, а обратно возвращаться на свою дачу решил не по дороге, делая большой крюк, а на прямик через лесок и марь. Решил проверить не поспела ли клюква, а чтоб уж точно не зазря марь топтать, попросил у него ружье, так на всякий случай.

Ружье у него было старенькое, одностволка тридцать второго калибра. И вот идя по мари я как-то не заметно для самого себя подошел к тому самому околку и вспомнил, про живущих там рябчиков. Взял ружье на изготовку и не спеша стал двигаться дальше. И тут, как всегда, неожиданно вспорхнул рябчик и устремился в заросли околка. Выстрел был удачным, и он не долетев метра три до спасительных зарослей леса упал в густой кустарник. Не успел я перезарядить ружье как вспорхнул и улетел второй рябчик в глубь околка.
 
Ну и ладно, подумал я тогда, один тоже сойдет. Закинул ружье за плечо, пошел искать свою добычу. Но найти её среди кустарника, кочек и высокой, но уже пожухлой травы не так то просто. Я исходил весь пятак где предположительно упал рябчик, но его не нашел. Тогда я вновь пошел на то место с которого стрелял и проследил траекторию падения, заприметил кустик и пошел прямо к нему.

Каково же было моё недоумение, когда раздвигая кусты, где как я думал лежит убитый рябчик, оттуда неожиданно вылетел подранок и еле махая крыльями, перелетел через ельник и плюхнулся между кочек на соседней марюшке.

Я соответственно поспешил за ним, но в том месте где он приземлился никого не нашел. «Что за чертовщина – подумал я тогда – рябчик падая ударился о землю словно камень, а на сколько я знал раненная птица всегда садиться тихо». Я вновь закинул ружье за плечо и вернулся на то место с которого стрелял и вновь пошел к тому кустику где предположительно упал рябчик. Раздвинул кусты и …

Да. Всё правильно! Как вы, дорогой мой читатель, могли уже догадаться, оттуда вновь вылетел подранок и еле махая крыльями, пролетев через ельник, упал на марюшке.
?!

Надо сказать, что в мистику я не сильно то верю. И тем не менее первым моим желанием было вновь идти за раненной птицей, но интуиция и опыт подсказали, что не мешало бы повнимательней посмотреть под кустом. И как оказалось, мой подстреленный рябчик покоился там.

Я понимаю, что самки птиц отводят хищников от своих гнезд тем, что притворяются раненными, создавая иллюзию легкой добычи тем самым увлекая их за собой. Но тут не было никакого гнезда, выводок давно уже вырос и разбрелся по всему лесу. А самка рябчика (подстрелил я самца) точно знала где он упал, прибежала к нему и как могла, пыталась отвести меня от него.

После, я много раз себя спрашивал: «Что это было: природный инстинкт самки, верность, любовь?» Но чтобы это ни;было, с тех пор в том месте я ни разу не встречал рябчиков.


Рецензии