Приёмная мать курица

На третий день после того, как вылупились из яиц все цыплята, бабушка выпустила из нашей избы - «горницы» клушку с выводком во двор. Не успели мы налюбоваться новоиспечённой дружной семейкой, как в послеобеденное время случилось непредвиденное. Клушка надумала погулять с цыплятами по задворкам. Все её детки как маленькие жёлтые шарики перекатились через подворотню, а пролезть курице пространства не хватило. Она, взмахнув крыльями, пыталась перелететь через калитку, сделанную из штакетника. Но то ли сил у неё осталось мало после трёхнедельного добросовестного высиживания, то ли крутизну взлёта она рассчитала неправильно, но с первой попытки её постигла роковая неудача. Скользя коготками по гладким досочкам штакетника, с вытянутой вперёд шеей, она быстро съезжала вниз по калитке. Шея её оказалась в зазоре между двумя досочками, а голова между ними не протиснулась, и клушка безжизненно повисла на калитке.
Когда бабушка вышла во двор, цыплята в растерянности цвикали возле калитки, побуждая маму погулять с ними.
Бабушка всплеснула рукам и с горечью произнесла: «Опять сироты!». Она, конечно, имела в виду единственного сына, которого поднимала с нуля после гражданской войны, и нас с сестрой, её внучат, полностью осиротевших после Великой Отечественной.
Бабушка собрала в подол попискивающих несмышлёнышей и снова понесла их в избу. В жаркую пору курицы неслись плохо: многие начинали квохтать, выделяя себя на роль клушки. Бабушка быстро определила такую кандидатку, чьё оперение было очень похоже на оперенье погибшей. Она подошла к гнезду, где сидела рябушка и понапрасну грела солому. Бабушка попыталась подсунуть ей под крылья парочку из появившихся на свет крошечных сирот. Курица недоверчиво на них глядела. Бабушка предусмотрительно принесла ей гостинцы - пшено и ключевую веду. Курица клевала из деревянной плошки зёрнышки и запивала их водицей, не: вставая с гнезда. Бабушка одной рукой гладила её и произносила ласковые слова, а другой подсовывала ей под крылья цыплят. Курица постепенно смирялась. Бабушка постоянно наблюдала за ней, не отходила даже ночью.
Такая церемония продолжалась двое суток, и маленькое чудо произошло: новоявленная клушка повела за собой по двору цыплят, ею не
высиженных. А дальше - как родная мать. Она заботилась о них: отыскивала в мусоре зёрнышки, личинки и червячков и трогательно призывала малюток к себе. Бережно, по-матерински она водила их за собой всё лето. По ночам делилась с ними своим теплом, укрывая их крыльями. Заодно оберегала от разного рода ненасытных хищников.
Водила она их по двору и задворкам до самой осени, когда подросшие петушки стали пробовать и заявлять свои: хриплые голоса, а молодки, как девушки, стали заглядываться на будущих кавалеров. Курица не раз вступала в схватку с кошками и собаками, подступавшими, как ей казалось, недозволенно близко к её питомцам. Однажды она сразилась даже с коршуном и вышла победительницей: от налётчика долго кружились в воздухе и летали по двору пух и перья.
Часто, думая о сложностях человеческих отношений, я вспоминаю эту историю и свою бабушку. Много в ней было житейской мудрости. Той самой, которой запасаются светлые люди, пройдя через суровые жизненные испытания.


Рецензии