Финал движения по спирали самодеструкции

"Может быть,мы уже уходим".
Режиссёр Александра Шагойко.
Декорации Анна Подволоцкая
Художник по свету Артур Кудрявцев.
В ролях Ольга Ермакова, Григорий Печкысев, Андрей Лакаташ.
Камерный театр «Площадка на Грибоедова» Санкт-Петербург.
В спектакле «Может быть мы уже уходим» Александра Шагойка обращается к литературному наследию великого писателя Рея Бредбери, в котором он запечатлел результаты своих исследований человеческого общества. Бредбери был прекрасным психологом, сосредоточившим своё изучение человеческого общества на анализе поведенческих паттернов, событий и факторов, оказывающих влияние на человека и пространство его существования. В этом изучении мира людей Бредбери проанализировал различные тектонические процессы произошедшие в истории цивилизации, в них он стремился выделить некие универсальные поведенческие константы, которые неизменны во времени и пространстве. Он понимал, что его объекты исследования имеют долгосрочный характер и виртуально присутствуют во все времена и эпохи, их потенциал и значение не изменяется под влиянием этнических и географических факторов. В этом направлении познания спектакль «Может быть мы уже уходим» предоставляет зрителю нашего времени возможность в сценическом воплощении сюжетов Бредбери совершить самим открытие этих универсальных констант. В сценической проекции его мысли этот опыт познания осуществляется путём постепенного, посредством погружения зрителя в сюжетное пространство произведений великого мыслителя, каждое из которых проецируют сферу его мысли. В ней зритель видит различные временные пространства существования человеческого общества, их исследование открывает ему Бредбери как великого мыслителя –психолога, знатока человеческого общества, чьи концепций универсальны, так как применимы к любой исторической и географической точке пространства.
С этой целью Александра Шагойко возводит многомерную, многоплоскостную сюжетную конструкцию на фундаменте шести столпов, шести коротких рассказов Бредбери. Примечательной особенностью этой конструкции заключается в её мульти гео-временном характере, при котором каждая из них - это временная проекция, гео-плоскость истории, в пределах которой происходит наше изучение тенденций и факторов, оказывающих влияние на существование и развитие человеческого общества. Все они условно-выделены во времени и пространстве, последовательно выстроены в линейном временном порядке, задающем направление вектора нашего познания. Этот подход к сюжетной конструкции создаёт эффект машины времени и гео-временной экстракции, нивелирующий условности времени и пространства, среды обитания и объекта познания зрителя.
В рамках этой концепции наше изучение начинает свой путь с первой картины спектакля, изображающей некое пространство, окутанное мраком, который создаёт эффект нивелирование временных границ. Пелена этого мрака символизирует пространство безвременья, которое постепенно разрушается, так как оно заполняется звуками, которые переходят в слова повествования и завеса мрака постепенно теряет свою насыщенность, в ней возникают силуэтные образы, создающие картину мифологизированного действа. В этой картине начинается погружение зрителя в глубины истории человечества и задаётся направление вектора познания, который направлен из исторических глубин в будущее.
В этой форме изучения Шагойко фокусирует внимание зрителя на человеческом обществе, существование которого регламентировано установленным сводом правил и законов, определяющих жёсткую иерархию власти и фиксированный порядок вещей. Эта система в начальной точке нашего познания находится в равновесии, так как установленный порядок управления обществом позволяет руководящей верхушке справляться с вызовами окружающего мира. Равновесие и состояние покоя системы разрушается так как в её пространстве происходит некое событие, которое создаёт ранее незнакомую ситуацию и новый вызов обществу. Это событие разрушает архаичную систему благополучного существования, выработанную за многие десятилетия иерархической верхушкой власти. Ситуация, сложившаяся в результате этого события неподконтрольна правителю, привычный инструментарий не позволяет ему решить эту задачу и вернуть всё в состояние подконтрольного роста благосостояния. В этой ситуации предпринятые меры по решению проблемы оказываются не только не эффективны, они деструктивны для общества и только усиливают проблему. По своей форме они дуальны и это проявляется в том, что их благие намеренья не возможны для воплощения, они по своей сути являются только внешней оболочкой для властных амбиций, несущих силы самодеструкции. В этой истории правитель, предпринимающий эти меры во имя великого общественного блага удовлетворяет собственные амбиции и таким образом запускает процесс самодеструкции, разрушения общественного пространства. Он ослепленный своим желанием достичь превосходство уверен в своей правоте и непогрешимости, не желает следовать иным путями, искать другие решения и это кратно увеличивает угрозу существованию самого общества и в конечном этапе приводит его к гуманитарной катастрофе.
 В этой истории главным фокусом нашего внимания и объектом познания являются человеческий эгоизм и амбиции, желание достижения превосходства, которые здесь обретают окно возможности. Здесь эти факторы начинают преобладать над разумом и здравым смыслом и удовлетворение их выступает самоцелью, первой задачей человека, а защита благополучия и обеспечение существование людей становиться внешней оболочкой его поступков и деяний. Эта история иллюстрирует проявление философии власти, которая здесь достигает своей высшей эктренум-точки бесконтрольного развития и этот пример универсален, так как подобные случаи архи-типичны в мировой истории.   
Спектакль «Может быть мы уже уходим» как пространство познания тенденций и факторов управляющих человеческим обществом использует эту историю в качестве начальной точки, некого фундамента нашего познания, в нём все последующие сюжетные плоскости новел Бредбери, сохраняют эту концепцию рассмотрения человеческого общества. В них мы странствуем от одной временной плоскости к другой и в этом путешествии познания каждая из них дополняет наши знания, экстрагирует реальный смысл и значение человеческих поступков и действий из внешней оболочки, предоставляет нам установить взаимосвязь и причинно-следственные связи между факторами и поступками.
Другой примечательной особенностью этого путешествия познания заключается в том, что в этих временных пространствах историческая аура и антураж эпохи – это только замысловатая декорация, на фоне которой мы изучаем универсальные факторы влияния на человеческое общество, в этом абсолюте познания общества исторический фон вторичен, так как он не меняет характер самих объектов познания. В этих историях мы видим практически универсальную историю, в которых факторы изучаются нами через пространство образа человека, обладающего большим потенциалом созидания и возможностью исправить пороки человеческого общества, сделать жизнь людей лучше и счастливей. В этих историях этот человек-чудотворец оказывается в аморфной агрессивно-покорной среде, в которой всё новое, несущее блага человечеству встречает с сопротивление резистивных сил. Причиной этой общественной реакции заключается недоверии, не желании менять чего-либо в жизни, принесённые им блага отвергаются ими, так как они лишают их возможности игр амбиций и алчности. Вселенские блага грозят им разрушением вековой общественной иерархии благополучия, пирамиды власти, вершина которой эксклюзивно наделена правом дарения милость и благополучия людям, находящимся на нижних ступенях этой иерархии.   
В них в видим галерею образов людей носителей благо, который в процессе познания совмещаются и формируют некую модель человека-чудотворца, носителя благ человечеству, в котором отчетливо проступают силуэтные черты Иисуса личности, изменившей ход истории человеческого общества. Вероятно, для Бредбери этот образ послужил в качестве некой литературной модели для воплощения его новеллах о людях, несущих блага человечеству. Все они, также как их вечный прототип, пришли к людям в надежде подарить им вселенские блага, эти сходства персонажей очевидны, в спектакле они подчёркиваются и усиливаются в сюжетном паттерне. В каждом отдельном случае здесь мы видим их искренние желание сделать жизнь людей лучше, но их устремления встречают агрессивное сопротивление со стороны общества, так как они разрушают главенство амбиций над разумом. Паттерн этих историй похожи, в них много точке совпадений, они незначительно варьируются и отличаются в малых деталях, в их финалах, в которых Бредбери оставляет пространство для оптимизма и веры в гуманизм человечества. В процессе их познания происходит совмещение этих сюжетов и таким образом возникает уникальный, многомерный объект в котором зритель выделяет характерные и практически универсальные для всех времён и народов факторы влияние на сознание людей, определяющие общественные и социальные поведенческие паттерны, которые влияют на развитие человеческого общества и ход истории.
В этом сценическом воплощении плодов познаний человеческого общества великого мыслителя двадцатого века зритель переноситься на виртуальной машине времени следует по диалектически-выстроенной траектории развития человеческого общества. Тенденции и факторы, изученные в процессе следования по этому маршруту подводят зрителя к картине вероятного будущего человечества, сценическую проекцию которой предстаёт перед нами в финальной истории-новелле. Её картина сюрреалистична в первом приближении, она шокирует фантасмагоричностью фасада, но это впечатление иллюзорно и обманчиво, так как её обличие и суть являются реальным результатом развития человечества бессознательно и бесконтрольно подчинённого собственными амбициями и алчными устремлениями. Финальная история показывает нам к чему мы все придем, если будем по траектории заданной тенденциями и факторами самодеструкции.
Спектакль Александры Шагойко представляет каждому возможность провести доказательства теоремы финала движения по вектору самодеструкции, все истории, выстроенные в линейном порядке, с позиции пространственной геометрии это движение по исторической спирали человеческого развития. В её финальной точке сила самодеструкции достигает своего максимума, точки абсолютной деградации человечества. Спектакль «Может быть мы уже уходим» предоставляет зрителю возможность увидеть деструктивные тенденции в каждом из нас и предпринять усилия по предотвращению трагического финала движения человечества по спирали самодеструкции.
   
Видео фрагмент и краткий разбор спектакля «Может быть мы уже уходим» вы можете посмотреть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/rHCdQ4-PJCshttps://youtu.be/rHCdQ4-PJCs
Вы также можете посмотреть там выпуски канала по другим спектаклям Александры Шагойко.


Рецензии