Вызов, или Вне зоны доступа

Уревелась.

Не я. Коллега. По чьему отзыву решилась на просмотр и я. Был единственный вопрос - всё завершилось хорошо? Услышав "да", раздумывать долго не стала - что поделаешь, поплакать я не то чтобы люблю, но иногда могу себе позволить, а вот когда "всё плохо", я лучше от похода в кино воздержусь, спасибо.

Что в итоге? Практически пустой зал (да, да, разумеется, не продохнуть там было в первые дни премьеры, как торжественно сообщил кассир, пробивая билет, но - не видела, не знаю, поверю на слово). Знакомое "становление героя" - через практически спокойную устоявшуюся жизнь (не без неприятностей, конечно, но это стандартное, почти классическое окружение главных персонажей) посредством зова в неизвестность (в данном случае - вызова) окунуться в незнакомые, чуждые обстоятельства, преодолевая внутренние преграды и страхи, выйти из них победителем (т.е. победительницей), отказаться от оков прошлого и приобрести в результате нечто новое, поднявшись на очередную ступеньку собственной дороги в будущее. И, конечно же, ХЭ с попутным разрешением сопутствовавших неприятностей... ну, тут жаловаться нечего - чего хотела, то и получила :).

Впрочем, я и не жалуюсь. Смотреть было интересно, да и не только мне - судя по тому, что хрупание попкорном со всех сторон прекратилось на моменте, когда один космонавт делал другому подключичный разрез для постановки дренажа. Отсутствие подобного "аккомпанемента" к просмотру - несомненная "галочка" в копилку достоинств фильма, способного завлечь с первых же минут.

Игру актеров не оцениваю. Ни в коем случае не умаляю трудностей того, через что прошла отправившаяся на станцию съемочная группа. Не космонавт (никогда и ни за что в жизни!), не медик с минимальными знаниями (ни в коем случае!), всё нижеследующее - лишь мнение среднестатистического обывателя на зацепившие взгляд детали - фильма! Не работы актеров и операторов.

Поехали?

Устоявшееся выражение "продакт-плейсмент"... Да, он там присутствует. Да, где-то слишком нарочитый. Но нет, его не настолько много, чтобы вот лез в глаза и на слух и портил всё впечатление от сюжета. Или - что возможно - этого "плейсмента" на самом деле больше, однако сюжет тянет на себя одеяло гораздо увереннее.

Главная героиня, она же Евгения Беляева, она же мать-одиночка с проблемной дочерью, лишившаяся мужа много лет назад в страшной аварии, виновниками которой были они оба, она же любящая дочь матери-сердечницы, которой категорически противопоказаны любые волнения, она же талантливый торакальный хирург, что настолько сосредоточена на работе, что не замечает ни проблем дочери в школе, ни чувств своего коллеги по работе, она же... В общем, та самая, кто может - и должна - спасти пострадавшего во время работы вне станции космонавта.

Даже несмотря на то, что изначально её и не рассматривали в качестве кандидатуры для отправки на станцию.

Даже несмотря на то, что она не прошла, как её коллеги-хирурги, полноценной подготовки и обследования, необходимых для полёта. Всё, что показали в фильме - это как Евгению "прокатили" на центрифуге да дали "позависать" в невесомости для более четкой разработки плана оформления "операционного модуля" в условиях отсутствия гравитации. Проверка зрения, выносливости, состояния вестибулярного аппарата, что там еще исследовали у остальных хирургов - ничего этого в фильме продемонстрировано не было вот совсем.

Предлагается принять вариант "это-было-но-за-кадром"? Отправили бы к звёздам НА САМОМ ДЕЛЕ должным образом не подготовленного врача, будь он тысячу раз талантливым хирургом, тысячу раз нуждающимся в "перезагрузке" собственной жизни и "втором дыхании", из-за тысячекратно благородного отказа единственного прошедшего все этапы подготовки кандидата? Что было бы важнее - спасение космонавта, или решение внутриличностных и внешних проблем героини?

Оставим сии вопросы без ответов. Это всё-таки кино.

А в кино позволительны допущения.

Например, проведение сложнейшей (из-за сопутствующих условий) операции в течение нескольких часов без единого намека на "слепую зону", во время которой полностью пропадает связь (хотя кто знает, может быть, сие мнение уже устаревшее, или это касается только съемок "за бортом" и никак не влияет на трансляцию внутри самой станции).

Или же звонок на станцию во время той самой операции, вот ни раньше, ни позже (оставим в стороне вопрос о мощности "пробивания" сигнала мобильного оператора с Земли, допустим, провели через свои каналы). Но... Алло, Евгения, вы там операцию проводите при помощи столовой ложки и медной проволоки, вас с мамой соединить, чтобы та не волновалась? А то, что у вас там ни одного хирурга-ассистента-профессионала рядом "на подхвате" не наблюдается, любое отвлечение смерти подобно в прямом смысле и чревато необратимым повреждением лёгкого - вы же справитесь, верно? Сказать твердое и непреклонное "Извините, но Евгения в данный момент проводит сложное хирургическое вмешательство / читает лекцию иркутским студентам / ассистирует на операции / придумать что-то более правдоподобное, и перезвонит Вам сразу же по завершении" - сие никому в голову не пришло. Или той же Евгении - "Мам, доча, я в течение какого-то времени буду очень сильно занята и не смогу выйти на связь, перезвоню позже, люблю, целую".

Или это надо было для комедийности? Разрядки напряженного момента? Сработало плохо, как мне кажется. Неуместно это было - три банки омулевой икры, три десятка тысяч на новый телевизор, три магнитофона импортных, три портсигара отечественных, куртка замшевая... Стоп, это из другого фильма.

Или выход Евгении в открытый космос в скафандре. Мощно. Красиво. Масштабно. Трогательно, особенно на моменте цитирования "Эха Любви" (вот там да, вот там в глазах ненадолго защипало). И всё же - стекло гермошлема оснащено светофильтром, а посему мы должны были увидеть не лицо героини, а в лучшем случае те самые "пылинки звёзд", отраженные в зеркальной поверхности щитка.

Но... это кино, да. Потому и стекло скафандра может быть прозрачным (или у меня опять устаревшее мнение на этот счет?), и главная героиня не заработает ожога сетчатки и слепоты.

Ну, и под занавес можно не думать об оставшихся без ответа "неважных" вопросах. Например, из-за чего подрались дочь Евгении и Алиса-дочь-прокурора (из-за того самого мальчика? А он стоял в сторонке и смотрел?)? И что теперь будет со взаимоотношениями двух девочек, им же в одной школе дальше учиться? Почему у Евгении не короткая стрижка, хотя у ее коллеги-анестезиолога да - чтобы волосы красиво "плавали" в невесомости? За каким, простите, лешим красить глаза, отправляясь на станцию - как поведет себя косметика в неизвестных условиях, не вызовет ли ненужного раздражения глаз в неподходящий момент, и если перед операцией ее можно снять, то зачем вообще было использовать? Настолько ли отдалены друг от друга Евгения и её дочь, если отношения героини с девочкой теплые и, за небольшим исключением, вполне доверительные, а дочь то и дело в беседе со своим другом сыплет медицинскими терминами, которых явно не с потолка нахваталась? Предпринял ли хирург с обнаруженной в начальной стадии катарактой какие-то меры по спасению своего зрения, и почему этого не увидели раньше на обязательных для врачей медицинских осмотрах? И что на самом деле могло бы ждать космонавтов, ослушавшихся прямого приказа начальства о возвращении модуля (но, конечно, смягчающие обстоятельства обязательно были бы приняты к учету... или нет?)?

А зачем нам это знать?

Нам дают впечатляющую - что да, то да - картинку, масштабные - это точно - виды, спокойное - как ни странно - повествование и красивый - без излишней сахарной сиропности - ХЭ. Драму без сильного драматизма, трагедию с одним погибшим, десятками закадрово спасённых и одним торжественно выжившим, неуместные попытки комедийных моментов, принятие вызова - во многих смыслах - и перерождение. Вне той самой "зоны доступа", где всё знакомо и привычно. Даже проблемы и неприятности.

Шедевр?

Не знаю.

Но посмотреть - хотя бы один раз - имеет смысл. Наверное.


...мысли-в-текст, как обычно.


***


07.05.2023г.


Рецензии