Мушкетеры

Необычная история, которую вы услышите, началась в беззаботном детстве, когда мне было десять лет, а закончилась несколько лет назад. Все произошедшее трудно поддается объяснению, хотя, вероятно, кто-нибудь из читателей сможет найти рациональную разгадку. О себе скажу лишь, что никаких веществ не употребляю и никогда не употреблял. Иногда могу позволить себе выпить, но не так, чтобы разговаривать с белой лошадью или ползать на четвереньках. Короче, обвинить во всем мое измененное сознание не получится. К сожалению, ведь это было бы так просто.
В детстве, учась в школе, я, как и многие в юном возрасте, зачитывался романом Александра Дюма «Три мушкетера». Нет нужды рассказывать о приключениях Д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса – все, надеюсь, хорошо знакомы с классическим произведением или его экранизацией.
Книгу я брал в библиотеке – в те годы еще не было электронных читалок, аудиокниг и вообще интернета. Помню достаточно потрепанную обложку старого издания, на котором еще можно было различить в верхней части изображение четырех человек в старинных шляпах с большими полями и в плащах. Нижнюю часть обложки занимал цветной рисунок, на котором двое молодых людей сражались на шпагах.
Я с интересом прочитал почти весь роман и дошел до сцены казни миледи. «Палач медленно поднял обе руки; в лунном свете блеснуло лезвие его широкого меча и руки опустились; послышался свист меча и крик жертвы, затем обезглавленное тело повалилось под ударом».
После этих слов в книге были описаны вещи, которые навсегда врезались мне в память. Не могу воспроизвести написанное дословно, но случилось вот что. Обезглавленная миледи поднялась, взяла в руки отрубленную голову, приставила ее на место и, на глазах у ошеломленного палача и мушкетеров, наблюдавших за происходящим с безопасного расстояния, как ни в чем ни бывало двинулась в сторону леса и вскоре скрылась в зарослях.
 Меня, как сейчас помню, всего передернуло от ужаса и нелепости сцены. В романе Дюма, конечно, описал множество неправдоподобных вещей, но это был уже перебор! Представляю, что испытывали в тот момент Атос, Портос и Арамис. Я ощущал, что написано что-то неправильное, сверхъестественное. Но мне было всего десять лет, и все, прочитанное в книгах и рассказанное взрослыми, я принимал за чистую монету. Вероятно, автор для чего-то решил именно так закончить роман. Захотел пощекотать нервы читателям. Это ему удалось – мне потом какое-то время снились кошмары, но затем прошли.
Все школьные годы я был убежден, что восставшая из мертвых миледи – это и есть подлинный финал произведения Дюма. Уже по окончании школы я рассказал о прочитанном своему приятелю. Мы как-то случайно встретились, разговорились, и незаметно беседа зашла о «Трех мушкетерах».
Приятель недоуменно выслушал меня и буквально ошарашил, заявив, что настоящие «Мушкетеры» заканчиваются совсем по-другому. По крайней мере, никакого ожившего мертвеца там нет. Теперь пришла пора удивляться мне. Дома я скачал роман из интернета и пролистал до нужной сцены. Действительно, казненная миледи была там мертвее мертвого. Никаких трюков с оживлением и приделыванием головы я не обнаружил.
В данном случае проще всего было предположить, что я ошибся, перепутал книгу Дюма в своей памяти с каким-то другим произведением или фильмом, либо даже сослаться на ложные воспоминания. Иногда бывает, что вещи, увиденные во сне, кажутся реально произошедшими и потом долго тревожат свей сюрреалистичностью. Для самоуспокоения такой вариант мог бы подойти, но мне захотелось докопаться до истины.
Я зарегистрировался на интернет-форумах почитателей Александра Дюма. Вскоре мне на глаза попались посты некоего пользователя, который описывал историю, похожую на мою. Сергей (так именовал себя пользователь) в детстве прочитал книгу о мушкетерах того же издания, что и у меня. Там была описана казнь с последующим воскрешением миледи, причем Сергей был шокирован не меньше моего.
По словам пользователя, книга эта была издана в Минске в 1956 году. Как столь дикие сцены могла пропустить советская цензура, да и кому вообще понадобилось изменять текст всемирно известного романа, Сергею было неизвестно. Часть пользователей форума заинтересовалась историей, но большинство принялось подтрунивать над Сергеем и требовать доказательств его слов. Сергей уверял, что необычная книга имелась у него в домашней библиотеке (точнее, в библиотеке его отца), и обещал переснять и выложить в сеть нужные страницы.
Я листал ленту и с нетерпением ждал появления доказательств реальности моих школьных страхов. Сергей, видимо, навестил квартиру отца, но книги там не обнаружил. Из его записи следовало, что отец, сделав ремонт, отнес старые книги в гараж, где они и лежали. Несколько дней Сергей не выходил в сеть, видно, устал читать обидные комментарии в свой адрес и обвинения во лжи и хайпе. Затем все-таки зашел и написал, что буквально в ночь перед запланированным посещением гаража там случился пожар и все книги сгорели. После короткого сообщения Сергей удалился с форума, в других беседах я его не замечал.
Была ли в действительности книга или нет? Установить это можно было, посетив библиотеку, куда я был записан в школе. Но ко времени рассказа она уже давно не работала, над входом в помещение красовалась вывеска фитнес-клуба. Установить, куда делись книги, было невозможно.
Но я не унывал. Решил найти книгу в букинистах или на интернет-аукционе. Не сказать, чтобы эта мысль полностью завладела мной. Нет, я жил, как обычный человек, учился, тусил, работал, при этом изредка, раз в месяц, а то и реже, наведывал букинистические магазины, шерстил сайты по продаже книг.
Прошло достаточно много времени, я уже практически расстался с идеей отыскать «Мушкетеров». Но по рабочим делам мне случилось поехать в Беларусь, в Минск. На проспекте Независимости, рядом с площадью Якуба Коласа, мне попался букинист, куда я тут же зашел. Побродив у полок, заставленных старыми книгами, я был вне себя от изумления, когда увидел то, что меня интересовало. «Три мушкетера» в цветной обложке, знакомой с детства, с надписью на титульном листе «Государственное издательство БССР. Редакция художественной литературы. Минск, 1956 год».
Я, не раздумывая, купил книгу (благо, стоила она недорого). Кинул в сумку и пошел дальше по служебным делам. Почему-то заглянуть на нужную страницу и убедиться, что моя память меня не подвела (или, наоборот, подвела) я не счел нужным, решив отложить исследование на другое время, когда буду дома. Как я теперь понимаю, было что-то пугающее в моих намерениях, страх за спокойствие рассудка тормозил меня.
По приезде домой книга некоторое время лежала в неразобранных вещах. У меня было много дел (или я себя убеждал в их важности и неотложности), чтобы заняться «Тремя мушкетерами». Через пару дней ко мне зашел приятель, мы взяли по банке пива и завели дружескую беседу.
Во время разговора я вспомнил, что так и не просмотрел книгу. Теперь было самое время. Рядом был друг, который, случись что, не дал бы мне слететь с катушек, а также подтвердил бы, что все, мною прочитанное, было реальностью, а не плодом фантазии. Итак, я распаковал сумку, достал роман Дюма, нашел нужную страницу.
Прочитав пару абзацев, я понял, что что-то не так. Текст изменился, причем куда сильнее, чем в детстве. Никакой миледи там не было! Атос, Портос и Арамис вместе с палачом вели на казнь Д’Артаньяна. Мой друг тоже почуял неладное. Правильнее всего было закрыть книгу и убрать с глаз долой подальше, но мы были разогреты азартом и продолжили чтение.
Мушкетеры перевезли своего товарища через реку, вытащили на берег и кинули под ноги палачу. Руки молодого человека были связаны, во рту был кляп. Д’Артаньян мотал головой, отчаянно мычал, видимо, вымаливал прощение. Но мушкетеры были непреклонны. Палач зачитал обвинение в государственной измене. У Д’Артаньяна вытащили кляп, чтобы дать возможность произнести последнее слово перед казнью.
- Не верьте ничему! Это все обман и клевета! Я был, есть и буду предан королю Франции! Во всем виновата женщина, это ее козни! Атос, Портос, Арамис, мы ведь были друзьями, неужели вы допустите, чтобы свершилась ужасная несправедливость?!
Мушкетеры только усмехнулись и дали палачу знак, чтобы завершил дело. Через пару мгновений отрубленная голова Д’Артаньяна валялась в траве. Кусты зашевелились, и на поляну вышла миледи. Увидев обезглавленное тело своего поверженного врага, она оскалила клыки. Но Атос остановил ее.
- Повелительница, мы все сделали так, как ты хотела. Позволь мне насладиться первому!
Миледи кивнула, и ее бывший супруг схватил казненного и принялся жадно пить кровь из обрубка шеи. Вскоре к нему присоединились другие участники расправы.
На этом моменте я прервал чтение. Мой друг сидел с глазами навыкате. Все, что он услышал, не вязалось в памяти с прочитанным когда-то классическим произведением. Я понял, чего хотел товарищ, и принялся листать книгу. Отлистав несколько глав назад, пробежав глазами страницы, я понял, что сюжет романа изменился до неузнаваемости. Не было ни осады Ла-Рошели, ни завтрака под пулями, ни других милых приключений отважных героев. Наоборот, в новой версии романа они выглядели жестокими и кровожадными. Д’Артаньян был не лучше. После бегства из спальни миледи он убил служанку Кэтти, чтобы она никому не проболталась, поехал в Лондон, видимо, за новыми поручениями, по пути убил несколько ни в чем не повинных случайных людей, завладел судном, расправившись с капитаном и экипажем.
Как нетрудно понять, все приключения героев романа из веселых и захватывающих стали жестокими и кровавыми. Мушкетеры и Д’Артаньян превратились из веселых гуляк в машины для убийств. Д’Артаньян, к тому же, как выяснилось, состоял на службе у британского монарха и выполнял за деньги шпионские поручения против Франции.
Выходит, его правильно казнили?
Я вновь отлистал страницы на момент казни. К невероятному моему удивлению, текст здесь вновь стал другим. Не таким, каким был в каноническом варианте «Трех мушкетеров», не таким, как в моем детстве, и даже не таким, какой я только что прочитал.
Теперь Д’Артаньяну не отрубали голову, а вешали, как простолюдина. Рядом уже висели Атос, Портос и Арамис. За церемонией наблюдал король, право привести приговор в исполнение было поручено миледи.
Мой мозг не выдержал подобных трансформаций текста, я захлопнул книгу. Посмотрел на друга. Он недоумевал. Я открыл шкаф и засунул мерзкую книгу подальше, во второй ряд на полке, чтобы она никогда больше не попалась на глаза. Товарищ молча меня поддержал, еще не отойдя от шока.
Мы выпили еще по пиву. Друг, наконец, разговорился.
- Не знаю, что ты только что мне прочитал, но я бы на твоем месте избавился от книги и забыл бы всю эту историю, как страшный сон.
Разумнее всего было последовать дружескому совету. Но я решил, что мы, вероятно, пьяны, оттого могло и почудиться. Разум отчаянно искал объяснения, почему напечатанный на бумаге текст произвольно менялся, являя читателю поистине жуткие картины, и хватался за соломинки. Друг понимал мои размышления и молча соглашался со мной – считать случившееся пьяным бредом было проще и ему.
Я заставил себя позабыть о книге, пылившейся вдали от моих глаз. Через пару дней я уже и не вспоминал о странном происшествии, с головой уйдя в работу.
Несколько лет книга меня не тревожила. Я жил обычной жизнью и напрочь о ней забыл.
Как-то я проснулся ночью от непонятного шороха со стороны книжного шкафа. Похоже было на то, что кто-то скреб дерево в темноте. Я решил, что в квартире завелись мыши и вновь заснул, чтобы разобраться с ними при свете дня.
На следующий день у меня был выходной. Я полез за шкаф, ожидая увидеть там испорченный плинтус. Но все было целым, никаких следов ночных грызунов я не нашел.
Вдруг зазвенело стекло и на пол что-то шлепнулось. Я глянул в сторону, откуда донесся звук, и увидел, что на полу, в осколках стекла, лежала книга, выпавшая из первого ряда полки.
Сначала я решил, что, двигая шкаф, случайно наклонил его, отчего стекло треснуло и книгу упала. Но вторая стеклянная дверца была целой. Жуткая догадка осенила меня. Чтобы книга вот так упала с полки, разбив стекло, ее нужно было вытолкнуть оттуда, причем приложив немалую силу.
Я вздрогнул. Снова послушался знакомый шорох. Я глянул на полку и едва не лишился чувств. С книжной полки, из темноты второго ряда книг, торчал палец! Простой человеческий палец с ногтем, причем фаланга изгибалась и скреблась.
Не успел я закричать от ужаса, вообще вымолвить какой-нибудь звук, как книги на полке расступились, будто сжавшись в толщину, и прямо мне в грудь вылетели «Три мушкетера», которых я когда-то убрал.
Книга ударилась в меня, упала на пол и раскрылась. Я понимал, что нельзя читать, что могу сойти с ума, но уже слабо контролировал свои действия. Поднял с пола томик, уставился взглядом в раскрытое место.
Это была сцена, в которой Д’Артаньян прикинулся графом де Вардом и вошел в спальню миледи. Только вместо прекрасной женщины на кровати сидело пугающее нечто. Это не было человеком или монстром, нет. То, что ждало юного влюбленного, вообще не имело формы и описано было, как «зияющая чернота». Большое черное пятно манило к себе Д’Артаньяна, неизвестно было, осознавал ли он опасность и вообще отдавал ли отчет своим действиям.
Когда молодой дворянин уже почти вплотную приблизился к черноте, оттуда вылезла рука, схватила его за одежду и затащила внутрь. Через некоторое время Д’Артаньяна выкинуло назад. Мужчину было не узнать. Его прекрасное лицо покрылось язвами и волдырями, руки сморщились и почернели, как при гангрене или сильнейшем ожоге, а вместо глаз были две черные впадины. Внезапно в их черноте загорелся яркий огонь, и на обезображенном лице Д’Артаньяна показалась усмешка.
Затем страницы книги стали перелистываться назад. Я ничего с ними не делал, не трогал, в комнате не было сквозняка. Страницы переворачивались сами, пока не остановились в нужном месте.
Это было самое начало повествования, когда читатель только знакомился с Д’Артаньяном. Мои глаза пробегали абзац за абзацем. Текст не отличался от канонического, но в словах было невероятно много ошибок. В какой-то момент буквы стали меняться местами, строчки поплыли, образуя нелепейшую тарабарщину.
Я стал читать ее вслух. Смысла в прочитанном не было – это просто был дикий набор букв, в основном согласных. Воспроизвести это я не могу, да и не хочу. Сейчас я опасаюсь, что против своей воли прочитал древнее заклинание и призвал к жизни темные силы. Это, однако, только мое предположение.
Книга захлопнулась. Я уставился на обложку. С ней тоже стали происходить изменения. Сначала я увидел, что в нижней части пришли в движение фехтовальщики. Они сражались друг с другом, как в мультфильме. В верхней части, где были изображены мушкетеры в шляпах и плащах, лица этих людей задвигались, будто они о чем-то беседовали.
Неожиданно один из мушкетеров раскрыл рот. Я увидел его язык и зубы. Рот раскрывался все больше, увеличиваясь в размерах. Вскоре мерзкая зубастая пасть заняла уже всю обложку, готовая в любой момент сомкнуться и укусить меня за палец.
Вероятно, в этот момент сработал инстинкт самосохранения. Я будто пришел в себя и, собрав волю в кулак, откинул книгу. Это произошло как раз вовремя – пасть закрылась, зубы едва не задели мои пальцы. Том «Мушкетеров» упал на пол и отлетел в сторону. Наваждение прошло. Картинка на обложке стала прежней и статичной.
В секунду я пришел в себя. Затем схватил пакет и бросил туда проклятую книгу. Положил пакет в картонную коробку и несколько раз обвязал ее крест-накрест веревкой. Я был намерен немедленно уничтожить книгу и больше всего боялся, что она ускользнет от меня, выпрыгнет из пакета и вопьется мне в руку, а, может, превратится в ужасную тварь.
Я взял спички и спиртовой дезинфектор, которым протирал руки. Кинул все это и коробку с книгой в другой большой пакет, выскочил из квартиры и прыгнул в машину, завел и надавил на газ. Хотелось поскорее закончить это дело.
Через полчаса в ближайшем лесочке огонь пожирал страницы и обложку «Трех мушкетеров». Я вылил не нее всю спиртовую жидкость, поэтому пламя моментально занялось. Книга сгорала в пакете и коробке, поэтому я не видел, произошли ли какие-нибудь изменения с ее обложкой или текстом. Да и мне совсем не хотелось этого видеть.
Только когда ветер разметал пепел и золу, я успокоился. Потом тщательно переворошил кострище. Не должно было уцелеть ни одного клочка бумаги, иначе, боялся я, из него эта дьявольская книга могла возродиться.
Прошло несколько лет. Психотерапевты убедили меня, что все случившееся было плодом воображения, галлюцинациями наяву. Выходило, что книга погибла совершенно зря, но я ее не жалел. Можно было совсем забыть о мушкетерах, но буквально вчера пережитое напомнило о себе.
Я спускался в метро. У перехода сидело несколько нищих, собиравших милостыню. Я пошарил в карманах в поисках ненужной мелочи. Вдруг мой взгляд упал на одного из этих людей. Это был довольно молодой мужчина с обожженным лицом. Зрелище было достойно сострадания. Но в этом лице я узнал что-то до боли знакомое и отпрянул. Из-под длинных рукавов показались темные обгорелые руки. Скорее всего, несчастный пострадал во время пожара, думал я, но внутреннее чувство подсказывало, что нет.
Нищий посмотрел на меня. В его глазах на изуродованном лице я увидел вспышки огня. Д’Артаньян! Эта мысль мелькнула в моей голове, и тут же калека усмехнулся, будто узнал меня. Я кинулся вниз по лестнице, остановился только у турникетов, где нужно было достать жетон.
Больше я беднягу не видел. Это мог быть простой бездомный инвалид, которых много на улицах наших городов. А мог… Эту мысль я стараюсь отогнать от себя, ибо понять, зачем это жуткое существо, когда-то бывшее мушкетером со страниц книги, пожаловало в наш, моему разуму не представляется возможным.


Рецензии
Какая крутая идея с книгой! Я думаю, из неё можно целый роман вылепить…

Артем Фатхутдинов   17.05.2023 18:24     Заявить о нарушении