О Русском Шамане замолвите слово -18

На иллюстрации к статье работа народной художницы Л.Г. Юга.
Портрет SHAMAN представлен на художественной выставке 

30 марта 2023 г. в Тверском городском музейно-выставочном центре открылась выставка народного художника РФ, почётного академика Российской Академии художеств Людмилы Георгиевны Юга «Сохраняя духовный удел».
В экспозиции, приуроченной к 75-летию автора, собраны её лучшие работы, созданные за последние четверть века.

Шаман и коллективное бессознательное русского народа

5 мая в 10:30

Поклонная гора. Музей Победы.
Победы русских в страшной той войне!
Читаешь ты "Священная война" со сцены,
Рождая гордость в трепетной душе!

И голосом, подобным горну правды,
Летя прекрасной, белой птицей к облакам.
Читая стих, что песней стал бессмертной,
Помянем всех, кто с ней в последний бой шагал.

Помянем всех, погибших в страшной битве,
Умерших в душегубках и во рвах!
Поднимем к небу руки мы в молитве,
Почтим их память, с горечью в сердцах!

Война священная, за души и за веру!
Последний бой, за память и сердца!
Под песню "Встанем" поднимается с коленей,
Святая Русь! Мы с нею рядом до конца!

(Автор: Елена Щербакова )

    Завтра Великий праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне. Праздник со слезами на глазах.
    Мой город в годы войны освобождали от фашистов дважды. Второй раз в апреле 1944 года. Из ста тысяч мирных жителей встречать воинов-освободителей вышли всего сорок человек- все выжившее население города. Среди них была моя бабушка с двумя малолетними детьми- это мои мама и тетя.

    Поэтому я раз по пять пересмотрела выступление Ярослава Шамана в Кремлевском Дворце на концерте «Спасибо за верность, потомки!», посвященном Дню Победы, его выступление в Музее Победы на русских чтениях, видеоролик, посвященный новым форматам проведения Бессмертного полка. Очень тронуло. Вот такие видеоролики надо показывать школьникам на еженедельных Разговорах о Важном. Я совсем не удивилась, когда узнала, что Ярослав – правнук красноармейца, который прошел всю войну, воевал артиллеристом, был награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Это логично и правильно. Как все, что делает Шаман, совершенно логично и правильно, по другому не может быть.

    Ярослав открывал Гала-концерт ко Дню Победы «Спасибо за верность, потомки!» в Кремлевском дворце своей песней «Встанем». Мне больше всего нравится, как исполняет эту песню-реквием сам Шаман, хотя есть очень достойные каверы. Эта его песня и в самом деле по смыслу и внутреннему накалу эмоций сродни «Вставай, страна огромная». И кажется бесконечным шествие Бессмертного полка со сцены в зал, и портреты героев в руках суворовцев, и чистый полетный голос Шамана в верхних нотах – все это создает ощущение важности и значимости события. А еще уверенности в главном – «С нами Бог! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

   Да, юный ведущий в прологе так прямо четко и громко сказал, почти словами великого полководца А. Суворова: «МЫ и есть Россия! С нами Бог!» То есть -это уже государственная позиция, старые новые смыслы и возрождающаяся новая имперская Россия. В истории России было два полководца, не потерпевших ни одного поражения в бою – это Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков. Да и знаменитый лозунг Суворова «Мы – русские, с нами – Бог!» сам по себе уже говорит о многом. Но, помимо Господа и Пресвятой Богородицы, усердно молились о победах эти непобедимые русские военачальники Небесному покровителю Русского воинства, чьим орденом оба были награждены, – святому великомученику Георгию Победоносцу.

   Вот и ответ русофобам, которые чуть не сожрали Шамана за прекрасный патриотический клип на мощную и духоподъемную песню «Мы». А в многочисленных заметках на Дзене об участии Ярослава Шамана в этом мероприятии – лишь об отсутствии дредов и кожаных штанов. Господи, что же это за люди, готовые все опошлить? И великий талант, и великий подвиг наших предков. Видимо, не наши люди. Чужие.

    И набатное стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война» Ярослав тоже прочитал правильно, верно расставив акценты для тех, в том числе, молодых людей, что собрались на Русские чтения Победы в Зале полководцев. Прочитал сдержанно, чеканя каждое слово, со все нарастающей внутренней силой и яростью : «Как два различных полюса, во всем враждебны мы. За свет и мир мы боремся. Они- за царство тьмы».
 
     Мы привыкли воспринимать это произведение как мощную песню - призыв в сопровождении хора и могучей музыки, но Ярослав пропел лишь две последние строчки, и они прозвучали очень лично, пронзительно, как и громкая тишина в конце его выступления. Кто знает, исполнится ли моя мечта, побывать в Москве в Центральном Храме Вооруженных сил и в Музее на Поклонной горе. Но вот это поздравление от Шамана : «Привет Россия! Привет Родные! Поздравляю всех с наступающим днем Великой Победы! Ура!» согрело мне сердце. Особенно это коротенькое «Ура!»

     Наши недостатки есть продолжение наших достоинств. Свои "недостатки" я четко знаю: доброта и душевная простота, без вычурности, откуда вытекают щедрость, наивность, доверчивость. А еще упрямство- если что решила, я иду до конца. Скажите, а разве Вы ни разу не страдали от своей доброты и жалости к окружающим? Моя мамочка, как и мой отец, (Царствие им Небесное), были детьми войны в прямом смысле слова. Мама пережила голод, бомбежки, вражескую оккупацию в раннем детском возрасте. У отца тоже было военное детство. Он сын героя-фронтовика.

     Мне же еще до середины жизни снились фашисты с автоматами и лай огромных овчарок. Поэтому и фильмы о войне не смотрю. Слишком живо и страшно. Я этого не застала, не пережила. Мама же маленьким ребенком стояла не раз перед немецкими патрулями с собаками. Но мне об этом не рассказывала. Бабушка рассказала. А мне снилось.

    Почему? Откуда? Наверное, какая -то особая родовая память. А может это- то самое коллективное бессознательное нашего народа? То есть особый вид памяти целого народа, передаваемый невербально из поколения в поколение как особая ментальная ценность? «Коллективное бессознательное русских (как народа) помимо общечеловеческих содержит тысячелетний архетип православных нравственных норм (включающих сострадание, милосердие, терпение, прощение и другие)» (Федор Папаяни, ДНР, 2017).

   Мамочка была очень добрым и терпимым человеком, почти святой. Никогда не могла заподозрить другого человека в чем –то плохом. Готова была душу раскрыть первому встречному. И последнюю рубашку отдать, если кто скажет, что ему нужнее. Вот такое первое послевоенное поколение. Дети войны. Знаю, многие из них были такие.

    Теперь я понимаю, что свою внутреннюю суть не исправишь, черты характера не сотрешь, можно только сломать. Наследственные черты национального характера.
 
    Коллективное бессознательное, как глубинная народная память, пришедшая из далеких веков, состоит из архетипов, общенародных первообразов, неких эталонов, каждый из которых несет в себе целую бездну смыслов. Например: родная матушка, чужбина - злая мачеха, мать –сыра земля, Родина –мать, царь-батюшка, добрый молодец, красна девица, воля-вольная. Коллективное бессознательное включает духовные ценности, они устойчивы и универсальны, потому что они коренятся в архаических слоях души. Архетипы формируют харизму народа и личности.
 
    Я не философ по образованию, да и по призванию не философ, поэтому пишу, что думаю, что Бог на душу положил. Сегодня посмотрела на ютубе видеоролик, где продюсеры и музыкальные критики в тысячапятисотый раз обсуждают феномен Шамана.
   
    Увы, журналист Илья Легостаев меня разочаровал. Относилась к нему с большим уважением, а его интервью с Ярославом считала одним из лучших. Но это переобувание в воздухе и фига в кармане по отношению к Шаману убедили меня, что Илья, как и все журналисты, типичный представитель своей профессии. Ярославу Дронову не нужно ничего никому доказывать. Он себе уже все доказал, как пел Высоцкий. А народ принял Ярослава за его искренность и настоящесть. Видимо, те люди, кто не имеет этих качеств, не могут поверить в то, что любовь к Родине и к людям может быть не наигранной. Шаман - проект Бога, а феномен Бога людям не дано до конца постигнуть.

    А уж мнение известнейшего критика, признанного иноагентом, Артемия Тр-го, который давно не живет в России, и вовсе не интересно. Но процитирую для «чистоты эксперимента», так сказать. «В нашей стране, когда она еще называлась Советским Союзом, существовала мощная традиция и практика пропагандистской песни- про партию, Ленина, Великую Отечественную Войну. Теперь, по всей видимости, в какой- то организации вроде администрации президента велели возродить традицию. Но все эти артисты абсолютно безнадежны, их песни провальны, а сами они, кроме насмешек и раздражения, не вызывают никаких чувств у публики». Я бы сказала, что раздражение и насмешки сегодня у российской публики вызывают как раз «испуганные патриоты», но кто я такая, чтобы спорить с самым маститым музыкальным критиком России? Ему виднее, как нам, россиянам, тут жить, без «талантливых» артистов, бросивших и предавших свою Родину в тяжелую годину.
 
       Да, в советские времена талантливые композиторы и поэты-песенники принимали заказ на написание патриотических песен, и получали за это достойное вознаграждение и уровень жизни. Но где теперь большинство этих песен? «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди»?  «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым»?… Хорошие были песни, но – морально и идеологически устарели. Кто их поет? А вот «Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь»- это о вечном. О любви к Отчизне.

     А теперь по теме нашего разговора. Прошу прощения у читателей за оскорбительные выпады в адрес нашего артиста, но мания величия у музыкального критика зашкаливает за все возможные пределы измерений. Как же мы теперь без его нравоучений?! «И появился этот парнишка по кличке Шаман – единственный успешный проект из всей компании (какая спесь и заносчивость со стороны критика, ооочень неприятный и самовлюбленный человек видимо). Самая яркая черта в его образе- белокурые дреды, не настоящие. Это, конечно, очень смешно, поскольку представляет собой прямую аналогию с Кобзоном».
 
    А Кобзон, между прочим, был великий человек и артист. Единственный «из всей компании» на нашей эстраде, кто регулярно ездил в Донецк и оказывал серьезную гуманитарную помощь. Я, помню, все ждала, когда все наши именитые артисты - выходцы из Одессы (считать-не пересчитать) скажут хоть слово об одесской трагедии, которая лично меня потрясла до глубины души. Не дождалась. Господи, сделай так, чтобы никто из уехавших больше в Россию не вернулся! Ведь реально стало легче дышать.

    И что значит «изображать патриота»? Если Шаман искренне и талантливо поет о любви к Родине, значит «он продался»? Кому? Пока что Шаман и его команда, насколько можно судить по благотворительным концертам, работают на голом энтузиазме. Может я пропустила информацию о каких то государственных наградах, грантах, премиях, бюджетах? Увы… Но мы отклонились от темы, прошу прощения.

    «Коллективное бессознательное - это внутренняя психическая составляющая человека, но ему самому не подвластная. Она помогает ориентироваться человеку в мире, на подсознании «подсказывая» образы понятий: любовь и ненависть, жизнь и смерть, духовное и материальное, личное и общественное, пространство и время, и т.п.»

   Позволю себе высказать собственное предположение о феномене Шамана. Помимо всех прочих факторов, о которых я уже писала в этой серии статей, я думаю, что феномен кроется в удивительно точном совпадении народных ожиданий и в типаже конкретной личности. Личности Ярослава Шамана, который сложил свой жизненный пазл из желаний и возможностей, и, как талантливый музыкант, положил на музыку особенности именно русской души, ее мироощущение и миропонимание, ее стремления и вечные сомнения. Что называется, попадание точно в яблочко!

    Помню, как в детстве могла часами рассматривать иллюстрации Ивана Билибина и других художников к русским народным сказкам, любуясь орнаментами и узорами, пейзажами и образами героев. Сегодня иногда достаю подарочную книгу пушкинских сказок с великолепными картинами художника Виктора Королькова.  Не наглядеться! Словно пьешь воду родниковую в жаркий день, и никак не насытишься! Тут тебе и красны девицы, и добры молодцы, и витязи русские, и кот ученый в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

Увы, друзья, вот сказка завершилась!
В душе опустошенность поселилась,
И встало все вдруг на свои места,
Ведь не бывает вечной красота!

Но верим мы в добро и в справедливость,
В любовь и верность, в дружбы волшебство.
Неужто мы глупы, скажи на милость?
Нет, просто верим сказкам детства своего!
(стихи автора)

    Посмотрите внимательнее на видео и фотографии Шамана с его выступлений и концертов. Что вы видите? Читаем комментарии, коих предостаточно: молодой, красивый, обаятельный, умный, воспитанный, талантливый, храбрый, веселый, неунывающий. И главное- ДОБРЫЙ! И далее уже переходим в чтении комментариев просто к сугубо народному, СКАЗОЧНОМУ стилю: Ярославушка, соловушка наш, сокол ты наш ясный, любимка наша, мальчик наш светлоликий, солнышко, звездочка наша, наш царевич, Ярушка. Ой, просто как в сказку попадаешь. В русскую народную сказку.

    Вот вам и архетипы народного подсознания. Коллективное бессознательное. Налицо все лучшие качества национального характера, проявившиеся в одном молодом человеке. Этот образ народного героя из волшебных сказок, который выкристаллизовывался веками и столетиями, практически идеально наложился на личность конкретного человека.
 
    Наш Иван-царевич. Красивый, умный, добрый, не отвечающий на зло и насмешки, идущий своим путем. Кстати, у волшебного героя был в русской истории реальный прототип- наследник Великого князя Московского Ивана III.  У Александра Пушкина тот же типаж описан под именем молодого князя Гвидона в сказке о царе Салтане.

    Народ наш истосковался по родным и понятным смыслам, образам, песням и сказкам, которые звучат все реже, погребенные под девятым валом мишуры и блесток, иностранщины и похабщины, под безголосой фанерой и недобрыми кривляньями злобных скоморохов. А тут совпало все, и внешнее и внутреннее, и форма и содержание.

     Прекрасное славянское лицо, гордая посадка головы, свободный разворот плеч, прямая осанка, чистый и яркий голос, которым невозможно наслушаться, добрый и честный характер, упрямый и храбрый. Образ сказочный, но вполне конкретный, очень живой и четко выписанный. «Мы так давно его ждали! Он сумел своими песнями разбудить народ, раскрыть и согреть человеческие сердца»- снова в десятках комментариев.

 Только в грёзы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав - столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев, —
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
(В. Высоцкий)
 

    Да, в добрую сказку уже не убежишь, как  далеком детстве.
    А в новостных лентах снова и снова- мнение понауехавших, их грязные речи и сиротские жалобы, их злоба и черная ненависть, их бесконечные фото с перекошенными лицами.  Да, поймите вы наконец, вы- журналисты и блоггеры, НАМ НЕ интересно их мнение! Мнение предателей и ненавистников наших. НАМ не интересно, где они живут, на что они живут, чем занимаются, что они думают и чего хотят!!!

        Нам, простым людям, интересно и важно, как живут миллионы наших сограждан, которые остаются в России. Нам важно, что думают и как оценивают происходящее эти простые люди, которые работают, растят детей и хлеб. Как живут, какую музыку слушают, о чем говорят между собой. Нам интересно, какова стратегия и тактика нашего военно-политического руководства. Я молюсь за мудрость и здоровье наших руководителей и военноначальников. Нам небезразлично, все ли необходимое есть у наших воинов, что они думают, с каким настроением воюют с врагом, как лечат наших раненных, как освобождают из ада наших пленных, кто их дома ждет. Молюсь.

    Идут кровавые бои на границах русского мира. Сегодняшние настоящие Герои России – это суровые мужчины и женщины в военной форме, с лицами, опаленными войной, с ясными усталыми глазами, в которых застыла боль, и с пламенным сердцем. Хочется пожелать одного: чтобы все наши защитники вернулись домой живыми, здоровыми и с победой! Чтобы все, кто ждет своих героев, их дождались живыми. Поздравляю всех ветеранов, всех воинов, всех соотечественников с великим праздником – с Днем Победы!


 

17я часть http://proza.ru/2023/04/30/1150
16я часть http://proza.ru/2023/04/21/814
15я часть http://proza.ru/2023/04/15/542   
14 часть http://proza.ru/2023/04/07/1444
12 часть  http://proza.ru/2023/03/31/1165
11я часть http://proza.ru/2023/03/24/1022
10я часть http://proza.ru/2023/03/18/468
9я часть  http://proza.ru/2023/03/12/2006
8я часть  http://proza.ru/2023/03/07/1944
5я часть  http://proza.ru/2023/01/28/745            
6я часть  http://proza.ru/2023/02/12/390
7я часть  http://proza.ru/2023/02/24/1563


Рецензии
Милочка, подписываюсь под каждым словом! Низкий вам поклон! С надеждой живу, что Россия возродится, что шелуха видимого западного благополучия слетит, и мы снова станем Великой страной, с умным и добрым народом. Каждая власть, каждая цивилизация несёт в себе и добро, и зло, но всё-таки СССР, насмотря на многие негативные стороны, был намного гуманнее и сердечнее, чем сейчас благополучное поколение.
Молюсь за Ярослава, за мою Родину! Спаси и помилуй нас Господь!

Галина Кириллова   09.05.2023 17:43     Заявить о нарушении
Спасибо сердечное, Галина, за прочтение и отзыв)))За прошедшие тридцать лет многое изменилось в людях, но такие дни, как сегодня, все же доказывают, что наш народ никому не сломить. Слава Богу, что происходят перемены, хоть и не так быстро, как хочется. А Ярославу можно пожелать светлого творческого пути и радовать нас новыми песнями. С праздником, с Днем Победы! С улыбкой, Мила)

Мила Пархоменко   09.05.2023 17:59   Заявить о нарушении